Походы


[ На главную ] [ Последний список сообщений ] [ Вики ]

Сообщение Мы вернулись с Памира! Все было замечательно, кроме погоды! (Часть 1) от deshere было добавлено 27/08/2012 11:20:22 (изменено в 16:21:52)

Все прошло очень удачно, проехали на велосипедах 1500км, из них большую часть по самому высокогорью.
Фактически объехали Памир по периметру: Рушан-Бартанг-Гудара-Аиультек-Каракуль-АкБайтал-Рангкуль-Шатпут-Дастар-Нагаракум-Кульма-Тохтамыш-Шаймак-Кызылрабат-Чештебе-Джартыгумбез-Янгидаван-Зоркуль-Харгуш-Лянгар-Вранг-Ямчун-Ишкашим-Хорог-Ванч. Искупались в десятке горячих источников и нарзанов. В высокогорной пустыне Нагаракум на высоте 4+ км была жара до +40, воды нет никакой абсолютно, мы несколько километров шли по пескам. Там настоящие барханы, - как в Сахаре, - их даже видно из космоса в гугле! Некоторые барханы настолько уплотнены ветром, что по ним можно ехать на обычных (нешироких) колесах. Но, правда, только под горку... Большую часть этой пустыни сейчас отдали Китаю, но нам и оставшейся, в общем, хватило ;-)

Свободно ночевали прямо на границах с Китаем и Афганистаном (ширина пограничной реки Памир там местами не больше 20 метров). Местные с "той" стороны всячески нас приветствовали и пытались привлечь наше внимание, и вообще очень нам радовались, причем не только дети, но и взрослые. Редкие таджикские пограничники приглашали остаться и переночевать на заставе, угощали, чем только могли. Не говоря уже о местных жителях, особенно памирцах (кто не знает - этнически и лингвистически они сильно отличаются от таджиков, не говоря уже о киргизах).

Единственное, что подкачало - это погода: в горах с нормой осадков 30-100мм в год (причем в основном зимой и весной) на второй половине маршрута нас буквально залило дождем и снегом, особенно на участке первопрохода Шаймак-Чештебе-Зоркуль. Да и в начале пути тоже пару раз подмочило. Горы и пустыни, а тем более дороги, превращались в топкие глинистые болота, где невозможно не только ехать, но и идти. Из-за этого мы не могли выезжать на маршрут в нормальное время, т.е. пораньше с утра. Иногда приходилось до обеда ждать, пока выглянет солнце и почва подсохнет. А после обеда там почти ежедневно начинает дуть ураганный ветер. Пару раз были настоящие песчаные бури со смерчами - те самые, которые насмерть заметали караваны великого шелкового пути. Приходилось заранее прятаться в боковых ущельях с водой - слава богу, что в отличие от древних караванных погонщиков, у нас были нормальные карты ;-) Тем не менее несколько раз нам все же пришлось ехать, а то и идти днем против ветра, со скоростью 10-12 кмч вместо возможных там 20-25. Поэтому график получился гораздо более напряженным, чем я планировал. За весь поход смогли сделать всего одну "нормальную" (невынужденную) полудневку - при том, что ежедневный километраж не превышал 70-80км. Обычно мы такое расстояние проезжаем к обеду и потом полдня расслабляемся...

С дорогами там тоже весьма интересно.
Почти все "боковые" дороги (напимер, от Памтракта в Рангуль) - это бывший советский асфальт на небольшой насыпи, много лет назад уничтоженный и засыпанный гравием. Если я правильно помню МКВСМ, это называется "профилированная гравийная дорога", т.е. почти что асфальт. Однако ехать по такому "асфальту" практически невозможно: из-за жуткой "стиральной доски" скорость не превышает 8-10-12км в час. А на заброшенном участке вдоль старой советской линиии пограничного контроля от Шатпута до песков Нагаракум, где машины давно не ездят, - вообще 5-7км/ч. Единственное спасение - это объехать такую дорогу по целине или параллельной грунтовке. Но как я уже написал, из-за дождей такыры и грунтовки раскисли, и объезжать получалось далеко не всегда... А во многих местах вообще никак не объедешь, - сбоку от дороги горные склоны или песчаные дюны...
Не намного лучше этих "отростков" оказалась и ишкашимская ветка памтракта от Харгуша до р.Мац: мало того, что "стиральная доска" (хотя и не такая злая, как в Рангкуле/Шаймаке), так еще и на треть или четверть длины засыпана 5-сантиметровым слоем песка. В сочетании с встречным ветром, этот участок тоже отнял у нас запланированную полудневку. Короче, в сравнении с ними подъем по Бартангу показался курортом ;-)

(продолжение следует)




Обратная связь с админом - про глюки писать сюда   правила форума   FAQ по форумам