Турклуб МГТУ им. Н. Э. Баумана



ОТЧЕТ

группы велосипедистов турклуба МГТУ им. Н. Э. Баумана

о походе IV категории сложности по маршруту:

 

Afyon – Şuhut – Karadilli – Eğirdir – Kovada Gölü – Karadiken – Aksu – пер. Dipoyraz (1820) – Yeşildağ – Pınarbaşı – пер. Kırkkavak (1700) – Kırkkavak – Beşkonak – Aspendos – Antalya – Yazır – Imeciksusuzu – Imecik – оз. Pozan – пер. Pozan (2150) – Kırdirek – Alakır Barajı – Finike – Kale – Kaleüçağiz – Kaş – Patara – Fethiye – Çameli – Acıpayam – Denizli

 

Руководитель похода Исаков Леонид.


2002 г.

К отчетам по Турции.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая характеристика похода

Справочные сведения об участниках

Сведения о районе похода

Организация похода, Общая характеристика маршрута

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

26 апреля 2002 (пятница)

27 апреля 2002 (суббота)

28 апреля 2002 (воскресенье)

29 апреля 2002 (понедельник)

30 апреля 2002 (вторник)

1 мая 2002 (среда)

2 мая 2002 (четверг)

3 мая 2002 (пятница)

4 мая 2002 (суббота)

5 мая 2002 (воскресенье)

6 мая 2002 (понедельник)

7 мая 2002 (вторник)

8 мая 2002 (среда)

9 мая 2002 (четверг)

10 мая 2002 (пятница)

11 мая 2002 (суббота)

12 мая 2002 (воскресенье)

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Приложение 1. Cхема маршрута

Приложение 2. Высотный профиль маршрута

Приложение 3. График движения

Приложение 4. Пройденные перевалы

Приложение 5. Расчет категории сложности по баллам

Приложение 6. Картографические материалы

Приложение 7. Техническое оснащение группы

Приложение 8. Список индивидуального снаряжения

Приложение 9. Список группового снаряжения

Приложение 10. Список ремнабора

Приложение 11. Контактная информация



Краткая характеристика похода

Отчет составлен группой велосипедистов турклуба МГТУ им. Баумана о совершенном в апреле - мае 2002 г велосипедном походе IV категории сложности по маршруту: Afyon – Şuhut – Karadilli – Eğirdir – Kovada Gölü – Karadiken – Aksu – пер. Dipoyraz (1820) – Yeşildağ – Pınarbaşı – пер. Kırkkavak (1700) – Kırkkavak – Beşkonak – Aspendos – Antalya – Yazır – Imeciksusuzu – Imecik – оз. Pozan – пер. Pozan (2150) – Kırdirek – Alakır Barajı – Finike – Kale – Kaleüçağiz – Kaş – Patara – Fethiye – Çameli – Acıpayam – Denizli

Протяженность маршрута

1119,2 км

Суммарный набор высоты

15628 м

Количество перевалов

10

Продолжительность похода

13 дней

Руководитель похода

Исаков Л.В.



Справочные сведения об участниках

Участник

Фотография

Роль в группе

Г. р.

Место работы, учебы

Исаков
Леонид
Викторович

Командир, фотограф

1980

МГТУ им. Н.Э. Баумана
Студент

Денискин
Максим
Анатольевич

Завхоз, медик

1970

ООО “ТФК”
Директор

Пивоваров
Александр
Викторович

Реммастер

1979

МГУПС
Аспирант

Бертов
Михаил
Николаевич

Летописец

1973

ООО Европейское отделение “Сибирьэнергоуглеснаб”
Программист

 

Сведения о районе похода

Общие сведенья

Маршрут проходил по юго-западной Турции. Турция - государство в Юго-Восточной Европе и Юго-Заладной Азии. На северо-западе граничит с Болгарией и Грецией, на северо-востоке - с Грузией и Арменией, на востоке - с Ираном, на юге - с Ираком и Сирией. На севере омывается Черным морем, на северо-западе - Мраморным морем, на юге - Средиземным морем, на западе - Эгейским морем. Площадь страны 779452 км2. Азиатская часть Турции носит название Анатолия, европейская же часть составляет всего около 3% территории. Страну можно условно разделить на семь физико-географических регионов: Фракия и побережье Мраморного моря; регион Эгейского и Средиземного морей; Черноморский регион; западная Анатолия; Анатолийское плоскогорье; восточное нагорье; юго-восточная Анатолия.

Фракия и побережье Мраморного моря - равнинный регион, на востоке которого поднимается горная цепь с горой Улу (Олимпус) (2543 м). Побережье Эгейского и Средиземного морей узкое и холмистое. Анатолийское побережье Черного моря обрамлено Понтскими горами. Западная Анатолия состоит из неровных горных цепей и речных долин, отделяющих Эгейское побережье от Анатолийского плоскогорья - самого крупного региона страны, со всех сторон окруженного горами. Самая высокая точка этого региона - гора Эрсиес (3916 м). Восточное нагорье является самым гористым регионом Турции. В нем находится знаменитая гора Арарат (5137 м), к которой, по преданию, пристал Ноев Ковчег. Там же берут начало реки Тигр (Дикле) и Евфрат (Фират). Юго-восточная Анатолия - низкое плоскогорье, с севера, востока и запада окруженное горами. Практически все реки Турции порожистые и несудоходные, некоторые летом пересыхают. Самой длинной рекой страны является Кизил-Ирмак (1150 км). Два крупнейших озера Турции - озеро Ван и озеро Туз - соленые; пресноводные озера Бейзегир, Эгридир и Бурдурал находятся на юго-западе страны.

Официальный язык: турецкий.

Государственное устройство - республика. Глава государства - президент Ахмед Неждет Сезер. Глава правительства - премьер-министр Бюлент Эджевит.

Денежная единица - турецкая лира. На момент похода курс турецкой лиры был 1$=1,4 MTL(миллиона турецких лир)=22 р.

Виза для граждан России выдается на 30 дней на границе и стоит 10$

 

Рельеф

Турция преимущественно горная страна, где мощные окраинные хребты окружают высокое внутреннее плоскогорье, узкие равнины занимают территорию на периферии.

Выделяют 5 орографических областей:

Причерноморье (Понтийские горы)

В рельефе доминируют Понтийские горы (хребты Кюре и Илгаз), которые протягиваются вдоль побережья в восточном направлении. В большинстве случаев речные долины в своих средних частях относительно широки и открыты, в низовьях рек сужаются до глубоких ущелий.

Нависающие над побережьем Понтийские горы уже на расстоянии в 30 км от моря достигают уровня 1850 - 2150 м, повышаясь к востоку от Синопа до 3000 - 3700 м. Очертания побережья Черного моря, хотя и не прямолинейные, но сглаженные, мягкие, обусловили отсутствие хороших естественных гаваней. Единственный залив находится между Синопом и Самсуном. Вдоль берега простирается равнинная полоса шириной в несколько километров. В ряде мест она разделена горными отрогами, непосредственно выходящими к морю.

Эгейская Анатолия (Побережья Эгейского и Мраморного морей)

Этой области свойственны значительно меньшие высоты, чем Причерноморью. Ее прибрежная полоса сильно изрезана, осложнена многочисленными заливами и каменистыми полуостровами и включает множество островов; глубоко вдающиеся в берег бухты обеспечивают доступ во внутренние районы.

Побережье пересечено горными кряжами, открытыми в сторону Эгейского моря, которые вдаются в него в виде мысов. Участки между ними заняты низкими плоскими аллювиальными долинами. В целом горные гряды ниже на западе области (300 - 450 м). К востоку они поднимаются в среднем от 1500 до 1850 м, отдельные вершины достигают 3050 м. Межгорные понижения заняты широкими плоскими долинами рек, таких, как Гедиз и Большой Мендерес. Почвы местных низменностей принадлежат к числу самых плодородных в стране.

Средиземноморские береговые равнины и горы Тавр

Простираются от порта Фетхие на западе к окрестностям города Малатья на востоке. В рельефе этой территории господствуют хребты Западный и Центральный Тавр. Непосредственно к побережью примыкают равнины. На востоке области вздымаются цепи Антитавр, расположенные между основанием залива Искендерун и Малатьей. Самый мощный из хребтов - Центральный Тавр, отдельные вершины которого достигают 3700 м. Западный Тавр и Антитавр не только ниже, но и слабее расчленены; их максимальные отметки достигают 3000 м.

Хребет Западный Тавр идет на северо-восток от Фетхие к озеру Эгридир, где резко поворачивает на юго-восток и вновь выходит к морю у города Силифке. Внутри этого треугольника заключена небольшая заболоченная низменность Анталия, лежащая у основания одноименного залива. Она обособлена от внутренних районов сильно изрезанными горными грядами, с южных склонов которых стекают короткие быстрые потоки.

Хребет Центральный Тавр протягивается от побережья близ города Силифке на северо-восток к городу Кайсери, расположенному в глубине страны, где заканчивается горой Хынзыр (2960 м). В отличие от Западного Тавра, Центральный Тавр расчленен на отдельные участки реками, впадающими в Средиземное море. Прорезая ущелья с крутыми склонами, они образуют вполне доступные проходы через Центральный Тавр. Особенно известны Киликийские Ворота - один из наиболее удобных путей из Восточного Средиземноморья в Анатолию.

Горы Антитавр сформированы системой параллельных хребтов, лежащих к юго-востоку от Центрального Тавра. С юга к ним примыкают плоскогорья и равнины юго-восточной Турции и северной Сирии. Два отрога Антитавра, хребты Мисис и Аманус, охватывают соответственно с севера и юга единственный глубоководный залив на Средиземноморском побережье страны - Искендерун.

У северо-восточной оконечности Средиземного моря расположена аллювиальная Аданская равнина (Чукурова), образованная реками Сейхан и Джейхан, стекающими с гор Тавр и Антитавр. Это один из ведущих в сельскохозяйственном отношении районов Турции.

Анатолийское плоскогорье

Анатолийское плоскогорье занимает внутренние районы центральной части страны. Плоскогорье, поднятое в среднем на 900 - 1500 м, окружено горами, которые возвышаются над ним, кроме его западной периферии, на 600 - 1200 м. Изначально слабоволнистая поверхность была изрезана в результате развития речной эрозии, которой наименее подвергся водосборный бассейн бессточного озера Туз, лежащего на высоте 900 м. На севере плоскогорья сбросовые явления привели к образованию горных массивов, рассеченных многочисленными долинами рек, текущих в Черное море. Рельеф разнообразят вулканические конусы с застывшими лавовыми потоками. С ростом средних высот в восточном направлении приблизительно на 300 м Анатолийское плоскогорье постепенно переходит в Армянское нагорье, которое начинается у города Сивас.

Плоскогорья и горные системы востока (Армянское нагорье)

Эта область отличается особенно сложным орографическим рисунком. Беспорядочно простирающиеся хребты соединяются на крайнем востоке страны с горными цепями Загроса и Азербайджана. Венчает данное скопление гор вулканический конус Большого Арарата (5137 м, самая высокая точка Турции). Собственно плоскогорье занимает узкую полосу территории, большая часть поверхности которой погребена под толстым слоем лавы, и включает несколько котловин тектонического происхождения с относительно пологим рельефом. В самой обширной из них, на высоте 1720 м, расположено соленое бессточное озеро Ван. В восточной части Турции, где возвышаются несколько горных пиков, достигающих 3700 - 4300 м, берут свое начало такие реки, как Тигр, Евфрат и Аракс.

У южной границы страны, близ города Диярбакыр, пролегает северная окраина пустынного Сирийского плато. Местность плавно понижается к югу, но расчленена глубоко врезанными речными долинами, кое-где поднимаются низкие кряжи, так что площадь равнинных участков невелика.

 

Климат

На территории Турции климат сильно варьирует от места к месту, в целом же климатическое районирование совпадает с орографическим.

Субтропический переходный климат

Побережье Черного моря и нижние части склонов Понтийских гор имеют климат, переходный от средиземноморского к влажному субтропическому. Мягкий его характер обусловлен влиянием морских воздушных масс и защитной ролью гор, препятствующих проникновению на побережье холодных атмосферных потоков из внутренних районов страны. В наиболее холодный месяц года средние температуры составляют 4 - 7° С, в самый жаркий (обычно это август) 20 - 24° С. Суточные колебания температур редко бывают резкими. Осадков достаточно: от 635 мм в год на западе до более 2500 мм на востоке. Они выпадают во все сезоны, но преимущественно с октября по март.

Субтропический средиземноморский климат

Побережье Эгейского и Средиземного морей имеют типично средиземноморский климат с жарким сухим летом и теплой дождливой зимой. Обычно на один-три летних месяца приходятся менее 25 мм осадков. Их среднегодовая сумма в прибрежной полосе вышеназванных морей и Мраморного моря достигает 500 - 750 мм, во внутренних районах 380 - 500 мм, но на склонах Тавра местами превышает 750 мм. В самый знойный летний месяц средние температуры колеблются от 23° С в Стамбуле до 27° в Измире и 28° С в Адане, днем обычно поднимаясь до 32 - 35°, и ночью падая на 5 - 10° С. Средние значения самого холодного месяца составляют на побережье 4 - 9° С, а во внутренних районах 2° С. Зимой в дневное время часто бывает солнечно и тепло, по ночам случаются заморозки.

Семиаридный климат

Климат Анатолийского плоскогорья определяют как семиаридный. Летом относительно жарко, зимой холодно. В летние месяцы воздух прогревается в среднем до 20 - 24° С, повышаясь днем до 27 - 32° и опускаясь ночью до 10 - 15° С. Средние показатели января на несколько градусов ниже точки замерзания, причем ночью отмечаются морозы до - 18° C и ниже. Годовая норма осадков не превосходит 500 мм, но, как правило, оставляет более 250 мм.

Континентальный климат

Данный тип климата характерен для Армянского нагорья и отличается суровой и продолжительной зимой. На юге, в Диярбакыре, средняя январская температура составляет - 1° С. В горах и на плоскогорье она снижается до - 9 - 12° С, падая ночью до - 18° С, а иногда до - 40° С. Восточная Турция образует единственный в стране район, где земледелие в зимний период практически невозможно. Лето сухое и жаркое: в среднем столбик термометра показывает 18 - 25° С, но при этом наблюдаются значительные перепады суточных температур. В высокогорных местностях заморозки бывают даже летом. Восточная часть страны в целом получает достаточно атмосферных осадков; их среднегодовое количество меняется, в зависимости от местоположения и экспозиции склонов, от ок. 380 мм до 760 мм. На шесть холодных месяцев приходится, как правило, больше осадков, чем на остальное полугодие.

Водные ресурсы

Турция обладает значительными гидроэнергетическими ресурсами. Исключение составляет лишь Анатолийское плоскогорье. Однако использование водных запасов затрудняют сложные климатические и геоморфологические условия, равно как и сохраняющиеся традиционные формы землепользования и слабость национальной экономики.

Большую часть атмосферных осадков получают высокогорные районы Турции, в основном в виде снега, и это помогает круглогодично питать весьма густую гидрографическую сеть и пополнять резервуары подземных вод. Лишь меньшая часть страны (Анатолийское плоскогорье) имеет внутренний сток; ее отличают пересыхающие в сухое время года реки и соленые озера. Поскольку, за исключением Черноморского побережья, осадки распределяются в течение года крайне неравномерно, большинство рек имеют весенний максимум стока. В период, когда влага более всего необходима для произрастания летних культур, поверхностный сток уменьшается - до минимума осенью перед началом холодного сезона дождей. В южной Анатолии, и без того получающей недостаточно осадков, положение усугубляется широким распространением пористых известняков.

Флора

Флора на территории Турции, которая с глубокой древности обжита человеком, сохранила свой первоначальный характер разве только в труднодоступных высокогорьях.

Средиземноморский тип

Средиземноморская растительность характерна для южного побережья (Эгейское море) и окрестностей Мраморного моря; восточнее Дарданелл она постепенно переходит в сообщества понтийского типа. На низких высотах растительный покров состоит из низкорослых деревьев, кустарников, множества колючих и луковичных видов. Наиболее развитые сообщества этого типа, так называемый маквис, образованы вечнозелеными дубами, соснами, лаврами. Шире распространены в средиземноморской зоне Турции занимающие более тощие почвы гаррига и фригана, которые считают стадиями антропогенной деградации маквиса. В гарриге еще сохраняются деревья, но преобладают кустарники и травы, фригана беднее по флористическому составу и представляет собой заросли из колючих кустарников. Выше по склонам, как результат улучшения условий увлажнения, располагаются низкоствольные склерофильные леса из вечнозеленых и листопадных деревьев с подлеском из высоких кустарников.

Степной тип

Степная растительность, в которой доминируют различные злаки, характерна для семиаридных областей Анатолийского плоскогорья и Армянского нагорья. В более влажных их местностях может развиваться сплошной покров из трав высотой 15 - 45 см; там, где суше, травостой разреженный, распадающийся на отдельные дерновины. Деревья и кустарники встречаются только вблизи воды, главным образом вдоль рек и ручьев. Во время летней засухи растительность не вегетирует, и в ландшафте преобладают бурые тона; с началом сезона дождей степь зеленеет и покрывается яркими цветами. Нижняя часть горных склонов занята сообществами паркового типа - из отдельно стоящих деревьев (можжевельника, рожкового дерева, дуба, боярышника), поднимающихся над нижним ярусом из злаков, кустарничков и разнотравья.

Понтийский тип

Понтийские горы к востоку от Синопа, где кончается переходная к средиземноморской растительность, поросли самыми густыми и наиболее ценными с хозяйственной точки зрения лесами. В них доминируют листопадные широколиственные породы: клен, грецкий орех, дуб и лещина.

Альпийский тип

Альпийская растительность, состоящая из низкотравья и кустарничков, покрывает высокогорья выше границы распространения леса. Особенно развита она на востоке, где зимы длинные и холодные, а деревья встречаются только в защищенных долинах. Альпийские луга - важный кормовой ресурс для отгонного скотоводства, особенно весной и летом.

Фауна

Животный мир Турции представляет особый интерес, поскольку ее территория, находясь на стыке Европы и Азии, становится местом встречи и сочетания различных фаунистических элементов обоих частей света. В целом преобладает азиатское влияние. Основные хищники - рысь, волк, медведь, лисица и шакал; самые крупные травоядные - газель, олень и дикий кабан. Характерны разнообразные грызуны. Из крупных птиц обычны фазан, куропатка, аист и несколько видов грифов.

 

Демография

Довольно распространенная цифра 65 милллионов населения Турции, считается несколько неполной, ибо три миллиона турков, проживающих в европейских странах, главенствующую роль среди которых занимает Германия. Сегодня, 70% этого населения размещено по посёлкам и городам, а 30% в пригородах страны.

1950-е годы, годы развития сельскохозяйственной механизации и индустриальной промышленности явились также наиболее активным периодом непрекращающегося переселения из сёл в города, что потянуло за собой строительство многочисленных "геджеконду" (самостроек). Что касается проблемы высокой рождаемости, способствующей появлению молодого населения страны, то с самого начала 1960-х в результате серьезных демографических опросов процент рождаемости в значительной распланированной степени снизился. Сегодня, в Турции самым широко населенным регионом и самыми развитыми районами в области промышленности и торговли являются районы Эгейского и Средиземного морей; в особенности в Восточной и Юго-Восточной Анатолии процент населенности довольно низок.

 

Организация похода, общая характеристика маршрута

Поход проходил по юго-западной Турции

Пройденный маршрут интересен как со спортивной, так и с познавательной точек зрения. Практически весь маршрут можно считать первопрохождением. Ранее проходился велотуристами лишь участок вдоль Средиземного моря от Антальи до Фетхие, о остальной части маршрута не было никаких сведений, кроме карты. Основной целью маршрута ставилась разведка туристических возможностей региона, с целью совершения в нем категорийных походов. Маршрут был проложен так, чтобы захватить как можно больше, характерных для юго-западной Турции, ландшафтных зон: Анатолийское плоскогорье, хребет Тавр, средиземноморское побережье, Анталийская низменность. В походе встречались абсолютно все типы дорог от скоростных трасс до полного бездорожья. Очень часто на маршруте встречались всяческие развалины, это объясняется тем, что данная территория населена со времен неолита. Здесь успели пожить ликийцы и греки, римляне и османы. Все это делает данный регион крайне интересным с познавательной точки зрения.

Данный поход проходился в крайне высоком, спортивном темпе. Средний километраж был 88 км/день, а средний набор высоты 1200 м/день. Максимальные же значения 159 км/день и 2211 м/день. Стоит отметить очень сложный, особенно на спуск, перевал Позан (2150 м) через хребет Тавр. Благодаря, крайне сильной пересеченке, нелегко дались участки: оз. Kovada – пер. Dipoyraz, Pınarbaşı – Beşkonak и Fethiye – Çameli.

Поддерживать высокий темп позволила великолепная физическая подготовка участников. Совместные скатки начались с середины февраля и с тех пор проводились каждую неделю. Особое внимание было обращено на подбор снаряжения с целью увеличения его надежности и минимизации веса (см. список снаряжения). Так же в поход была взята большая аптечка, которая позволяла оказать первую помощь в случае весьма тяжелых травм.

Заброска осуществлялась сначала авиарейсом Москва-Стамбул а потом автобусом Стамбул-Эскишир-Афьон (1 билет 12,5$). Выброска сначала автобусом Дэнезли-Стамбул (1 билет 18$) а потом авиарейсом Стамбул-Москва. Билеты на самолет брались в компани Аэрофлот сразу туда-обратно и стоили 7507р (242$).

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

26 апреля 2002 (пятница)

Вечером в 20:00 встречаемся в Шереметьево-2. Велосипеды у всех разобраны и уложены в чехлы с целью минимизации повреждений. Забыли перераспределить вес, и командиру, везшему почти все общественное снаряжение, пришлось доплатить за перевес 500 р. Все остальные сдали багаж без доплаты. Попугав погранцов велошлемами, благополучно прошли паспортный контроль. Таможню пугали уже велоножами (наборами шестигранников), которые все, для минимизации веса багажа все положили в карманы. Но, впрочем, несмотря на это, таможня дала добро. Вылетели в 22:30.

 

27 апреля 2002 (суббота)

(1:10) - прилетели в Istanbul. Контроль на границе, оплата визы (10$) занимают считанные минуты. Не было проблем и с получением багажа: рюкзаки мы нашли на вертушке, а велосипеды обнаружили стоящими рядом.

Выйдя из аэропорта стали искать транспорт до автовокзала. В качестве транспорта подвернулась небольшая легковушка. Несмотря на наши попытки объяснить водителю на английском, турецком и русском языках, что мы вчетвером с рюкзаками и велосипедами в машину размером с жигули влезть не можем, турецкий товарищ умудрился нас туда запихнуть. По темным кривым улочкам доехали до автобусной станции (otogar). Не успели выйти из такси, как подлетают молодые люди в костюмах и галстуках, они пытаются схватить и перенести наши вещи к офису своей компании (это в 2 часа ночи!!!). Мы сначала сопротивляемся, пытаемся выяснить рейсы и цены в офисах других компаний, но, в конце концов, соглашаемся и покупаем билеты (на всех за 50$) в первом офисе – здесь скоро отправление нужного нам автобуса.

Афьен

(2:30) - выезжаем на автобусе компании “Eskişehir Yüksel” в Afyon. Сквозь окна ничего не видно, поэтому пытаемся спать. Но сначала спать мешает стюард, который проходит по салону, поливая руке чем-то вроде лимонной водки, а потом начинает разносить промышленным образом расфасованную в стаканы воду. Потом спать мешает остановка на заправке совмещенной с базаром и кафешкой, где и без того чистый автобус, тщательно моют. Потом, наконец, засыпаем и просыпаемся только в Eskişehir. Там наши вещи подхватывает стюард другого автобуса этой же компании. После двухминутной остановки мы снова в пути.

(11:00) - прибыли в Afyon. Сборка байков занимает 2 часа, турки проявляют живой интерес к этому процессу, однако гораздо меньший, чем где-нибудь в российской глубинке. Закупились продуктами на рынке рядом с автовокзалом, цены примерно как в Москве.

(14:15) - небольшой перекус (12 MTL) и, наконец, выезжаем. Сначала небольшая экскурсия по городу к здоровенной скале, стоящей в его центре, и вот мы выходим на маршрут, по которому будем идти две недели.

Вид с перевала Şuhut

2 км - поворот на Şuhut. Найти его легко, надо ехать по основной трассе на восток и вскоре направо будет указатель. После поворота асфальт становится разбитым и начинаются сады. На автозаправке купили бензина для горелки Primus (2 MTL/литр ).

10 км (1020 м) – пересекаем речушку и начинается подъем на первый перевал. Подъем крутой (14%).

11 км - влево уходит непонятная грунтовка.

18 км – первый горб перевала. Вправо уходит долина с небольшими кустиками. Населенки не видно. Хорошее место для ночлега. Потом небольшой спуск и снова подьем.

Стоянка в вишневом саду

24 км (1380 м) - перевал Şuhut. За одноименная долина, вдали просматриваются заснеженные вершины. Спустились. Проехали по долине 15 км (высота 1140 м). Далее маленький перевал с набором высоты около 150 м. На вершине перевала оборудованный родничок. Спускаемся в долину Karadilli.

Уже вечереет, а встать негде, кругом сплошные распаханные поля, даже на склонах гор. Едем в максимально быстром темпе вперед. На ночлег встаем в 20:00 в вишневом саду после поворота с основной трассы Eğirdir. При сходе с дороги Саша собрал кучу колючек – около 20 проколов на каждом колесе. Он шел последним, но все колючки были его, виноваты покрышки отвратительного качества.

Итого: за день проехали 71,3 км, набор высоты 558 м. Погода: в Афьоне небольшой дождик, потом солнце с облачками, температура 15˚. Ночью звездное небо и тепло.

 

28 апреля 2002 (воскресенье)

Деревня Karacaören и прямая дорога к ней

(6:00) - подъем. Леня взял палатку класса 3+ - четверым в ней тесновато.

(8:15) (1117 м) - Выехали со стоянки и сразу полезли в перевал – сначала полого, затем после деревни Karacaören круто вверх. В самой деревне набрали воды на дорогу.

9 км (1470 м) - перевал Bozdurmus. На спуске открывается захватывающий вид заснеженного хребта Barla впереди и огромного озера Eğirdir Gölü слева. Спуск скоростной и серпантинистый, холодно.

19 км (991 м) – Конец спуска с перевала и одновременно перекресток с дорогой на Dinar. На подъезде к озеру случились проколы у Максима и Саши – колючки. Очень жалеем, что не прикупили в Москве кевларовые защитные ленты.

Дорога вдоль озера очень живописна – вода бирюзовая, на скалах растут карликовые дубы чуть выше полуметра с колючками, обрамляющими листья. Больших подъемов/спусков нет, зато много маленьких 20-40 м. Вдоль озера пляжи, часто встречаются съезды к воде. Много мест где можно встать.

Хребет Barla

51 км - Barla. Хотя по карте деревня и в стороне от дороги на самом деле дорога проходит сквозь нее. Незадолго перед деревней на заправке покупаем еще 2 л бензина.

62 км – минипевальчик через мыс, вверх порядка 150 м, вниз соответственно столько же. С вершины обалденный вид на Eğirdir и гору над ним, на горе турецкий флаг и что-то написано. После крутого спуска начинается город и еще один подъем. Спуск, и мы в центре города. Разыскиваем веломагазин, где покупаем 2 камеры и пополняем истощенный колючками набор заплаток. Обедаем рядом в кафе – рис-фасоль, баклажаны, мясо (шулюм). Было очень вкусно и не дорого (12 MTL на всех). Предполагая, что далее будет малонаселенка, делаем закупку продуктов на 3 дня.

Клеимся после колючек Оз. Eğirdir Город Eğirdir

На выезде из города поворачиваем в национальный парк Kovada Milli Park. Поднялся довольно сильный встречный ветер, едется тяжело, движемся в режиме переменного лидера.
Закат на озере Kovada
Дорога, полого поднимаясь, идет в узкой долине около 30-ти км. На карте она обозначена как живописная – это не правда, она довольно скучная, вокруг только сады. Слева от дороги заросшая речка, время от времени встречаются деревни и тогда через речку перекинут мостик.

Когда дорога выходит к озеру Kovada Gölü (931 м), то открывается потрясающий вид – реликтовые деревья, камни как зубья дракона торчащие из земли. Объезжаем озеро с запада, дорога асфальт, сильная пересеченка.

(18:00) - в конце озера съезжаем на грунт и встаем в юго-восточном углу. По восточному берегу озера идет две грунтовки одна снизу по берегу, вторая чуть повыше. Та что повыше лучше накатана, даже есть указатель на какие-то не обозначенные на карте деревни. На юг от нашего угла озера уходит плохая, усыпанная камнями грунтовка, решаем завтра с утра ехать по ней.

Итого: за день проехали 111,7 км, набор высоты 1004 м. Погода: с утра жаркое солнце, но воздух холодный, особенно сильно чувствуется это на спусках. Днем умерено тепло, ясно. После Eğirdir натянуло облачка, даже стал накапывать дождь. Поднялся умеренный южный ветер. На закате небо опять очистилось. Ночью звездно и холодно.

 

29 апреля 2002 (понедельник)

Утро

(6:00) - подъем. Уже привычный завтрак, чай.

(8:50) – выходим на маршрут. Сначала едем по грунтовке на юг, но через 3 км она упирается в забор. Приходиться вернуться на асфальт. Сначала дорога набирает 150 м по высоте, потом идет по равнине до Sığırlık. Там поворачиваем налево. Начинается фантастический спуск в каньон горной речки. Впервые почувствовал, что значит фраза “колодки плавятся” - на скорости и ветре четко ощущается запах горелых тормозных колодок. Речка в каньоне очень живописна.

10 км (820 м)– мостик через реку. Начинается крутой подъем, дорога идет по полке в скале, через 1 км встаем на привал у живописного водопада.

Подъем продолжается до деревни Sütçüler, там опять поворачиваем налево, после небольшого спуска дорога опять начинает набирать высоту.

Каньон Водопад На пути к перевалу Dipoyraz Вершина Dipoyraz

24,9 км (1220 м) - вершина перевала. Спуска как такового нет, дорога начинает идти с перепадами высот 50-100 м. Попадаются водопады. Дорога с хорошим покрытием, но машины здесь почти не встречаются – наверно вымерли в этих краях :)

После Kuzca начинается глобальный спуск в каньон реки Irmak. Окружающие горы имеют цвет охры – очень красиво. От Ayvalı дорога идет вдоль реки слабо повышаясь. Поднялся встречный ветер, поэтому едется тяжело.

В Aksu начинается подьем на перевал, затем 14 км до Yakaafşar дорога более-менее горизонтальна, ветер дует в спину – летим с крейсерской до 48 км/ч. В Yakaafşar развилка, местные говорят, что без разницы по какой дороге ехать. Едем по правой, хорошо видна гора Dipoyraz (2980 м). Через 500 метров после деревни опять развилка, опять забираем вправо, едем вдоль реки. Через 6 км (1000 м) начинается подъем на перевал Dipoyraz. Дорога асфальт, плавно переходящий в грунт.

Панорама: перевал и хребет Dipoyraz

(18:00) (1710 м)– Встаем на ночевку на небольшем хребтике справа от дороги. Вокруг лес воду берем из придорожного ручейка. Напротив стоит весь в снегу без нескольких метров трехтысячник Dipoyraz. Я сходил на ближайшую вершину – наверху кругом снежники, на востоке хорошо видно крупное озеро центральной Турции Beyşehir Gölü.

Итого: за день проехали 89,12 км, набор высоты 1817 м. Погода: с утра ясно и жарко. Днем пасмурно, но без дождя, к вечеру опять разъяснилось. Ночью, в связи с высотой ночевки, холодно, сильный ветер.

 

30 апреля 2002 (вторник)

Озеро Beyşehir

(6:00) - подъем.

(8:15) – выход.

2,5 км (1820 м) – перевал Dipoyraz. Далее следует солидный спуск, и вскоре мы едем вдоль озера Beyşehir Gölü (1110 м). Дорога очень извилиста, есть очень забавный участок небольших подъемов-спусков высотой метров по десять. В южной части озера, после моста через речку поворачиваем на Akçabelen. Пару километров асфальт потом, после водяной мельницы начинается грунт. В Akçabelen находим указатель на Pınarbaşı, опять начинается асфальт. Дорога становится все более и более пересеченной. Дорога в Pınarbaşı огибает гору, стоящую посреди поселка, небольшой спуск и мы в долине пересыхающего озера Gölovası Gölü.

70 км (1232 м) – не доезжая до озера, поворачиваем на грунтовку круто вверх по склону – это нужная нам дорога на Kırkkavak .

71 км - дорога становится положе. Через 2 км после начала подъема развилка. Мы едем по правой дороге. Спуск к озеру в котловине, пару километров вдоль озера и снова вверх. Подъем крутой и тяжелый, ехать не получается.

(1623 м) - прорубленный проход в скалах, дальше спуск в очередную котловину и опять подъем. В котловине есть колодец (или может просто резервуар) накрытый бревнами и домик. Попросили у хозяев воды.

Подъем от оз. Gölovası Здесь уже поположе Спуск к озеру и снова крутой подъем Вид с первого горба перевала Kırkkavak

80 км (1700 м)– наконец вылезаем на перевал. Внизу открывается захватывающий вид долины Kırkkavak. При более близком рассмотрении выясняется, что склоны покрыты весьма загадочным лабиринтом дорог – какую из них выбрать не ясно. “Падаем” наугад вниз, стараясь выбирать самый прямой путь. Дорога весьма экстремальна – много крупных камней, промоины.

Серпантины

95 км (625 м) - спускаемся в деревню Kırkkavak. Переезжаем по мосту на через реку Çayı. От моста можно ехать либо направо вдоль реки, либо налево вверх. Спрашиваем у местных дорогу на Анталью, говорят налево.

Лезем в подъем 200 м. Затем едем вдоль полей. Дорога каменистый грунт, но деревни натыканы одна за другой.

(19:00) (826 м) - уже вечереет, находим место для стоянки на брошенных террасах.

Итого: за день проехали 103,07 км, набор высоты 1457 м. Погода: весь день ясно и жарко. Ночью тепло.

 

1 мая 2002 (среда)

Река Köprülü

(6:00) - подъем. Выясняется, что у Максима сломан багажник. Причина в хитрости конструкции и хлипкости материала. Находим нужный болтик и доводим конструкцию надфилем до нужной кондиции (прямо как в известном анекдоте “…и обработать по месту напильником”).

(8:15) – выходим на маршрут. Дорога та же, что и вчера подъемы и спуски метров по 50-100, каменистый грунт. Наконец въезжаем в Selge(Zerk), из деревни начинается крутой спуск.

21,8 км (321 м) – вылетели на асфальт. По пути попалась деревня, где женщины ведут себя по отношению к нам как-то странно (Леня очень забавно и метко подметил - “развратно”) – что-то громко кричат, смеются. Одна девушка бросается на перерез, визг тормозов, чуть не налетел на нее. Оказалось, она всего лишь хочет познакомиться и предлагает воду. Очень не типичное поведение для турецких женщин в сельской местности. Чаще увидишь такую картину – заслышав или увидев нас женщина бросается на утек.

Аспендос - амфитеатр

26,7 км - встаем на привал у слияния двух рек – очень красивый каньон (Köprülü Kanyon). Приближается гроза. Пытаемся удрать от нее. Сначала не очень получается – нас порядком вымочило. Но, в конце концов, вырвались. А горы сзади затянуло сплошным дождевым фронтом.

Выезжаем на трассу D400. Проехав по ней 5 км, поворачиваем направо в Aspendos. Как обычно за историческую достопримечательность с нас пытаются содрать 15 MTL/чел – договорились на 6 $/чел. Aspendos - здоровенный амфитеатр, а за ним на холме развалины города. От просмотра скорее разочарование – все очень искусственно, слишком грубая реставрация.

Аспендос - акведук

После просмотра “древностей” поели в кафешке за 20 MTL на всех. Возвращаемся на трассу и едем дальше.

120 км (20:00) (39 м) В Анталию приезжаем перед закатом. Поселяемся в пансионе в самом центре (район две мечети - içi çam) за 4 $/чел. Номер на веранде вид отличный: мечети, гавань, горы на горизонте.

По городу накатали 30 км.

Где-то в полночь ложимся спать.

Итого: за день проехали, включая катание по городу, 159,18 км, набор высоты 960 м. Погода: с утра жарко, потом началась гроза. Спускаясь к морю, убежали от нее. У моря ясно и жарко. Ночью тепло.

 

2 мая 2002 (четверг)

Анталья

(7:30) - подъем. Решили позавтракать в какой-нибудь кафешке. Все удовольствие стоило 48 $. Особенно не понравился салатик с сильным запахом бензина. В общем, курортная обдираловка.

(11:50) – наконец трогаемся. Поплутав по городу выезжаем на трассу D350. Первые 1015 км дорога идет по городу, потом начинается очень приятный лес.

31 км - начинается затяжной тягун. В середине подъема прокололись. Отдохнули, починились, поехали дальше.

Спуск в долину Imeciksusuzu

41 км (940 м) – перевал leük. Спуск с перевала небольшой, совершенно неэквивалентен подъему. Подъезжаем к деревне Yazır и обнаруживаем несоответствие с картой: дорога по карте проходит справа от Yazır, а реально основная трасса идет слева. Решаем, что лучше доверимся карте, и сворачиваем на второстепенную дорогу направо. В Yazır спрашиваем дорогу на Imecik. Нас посылают дальше в деревню Tatköy, говоря, что там надо поворачивать налево и ехать в Imecik. Но на этот участок маршрута у нас есть военная двушка, ориентируясь по ней, поворачиваем сразу в Yazır налево. Переезжаем новую автодорогу и попадаем на грунт идущий по полю.

58 км – въехали в грязь. Ехать дальше нельзя, грязь очень липкая, колеса забились и не крутятся. Идем, толкая велосипеды.

На подъезде к Imeciksusuzu

59 км – в полном соответствии с двушкой начался подъем, дорога стала суше и превратилась в тропу. С трудом счищаем комки грязи с колес. Проехав по тропе 100 м вверх, теряем ее. Вдалеке на горизонте видно деревню Imeciksusuzu, видно и грейдер идущий внизу (видимо от Tatköy) к ней. Спускаемся вниз прямо по склону и едем по дороге идущей через поле.

(20:00) (839 м) - набрали воду в Imeciksusuzu, вода мутная из резервуара, но другой тут нет. Деревня глухая, выглядит своеобразно: дома как на диком востоке – сараюшки с черными дырами дверных и оконных проемов. Но на крышах неизменные спутниковые “тарелки”… Почему-то нет мечети. Вид вокруг чем-то напоминает африканскую саванну – много открытого пространства и одинокие, прижатые к земле деревья. На краю этой “саванны” и встали на ночлег.

Итого: за день проехали 72,59 км, набор высоты 1241 м. Весь день ясно и жарко. Ночью холодно, что не удивительно, стоим рядом со снежными вершинами.

 

3 мая 2002 (пятница)

(6:00) - подъем.

(8:15) - выход. Начинаем наш самый трудный в этом походе перевал. Первый этап – подъем в долину, расположенную метров на 250 м выше. Подъем начинается, прямо от стоянки. Дорога – каменистый серпантин.

На первой ступени Вторая ступень Озеро Pozan Вид на гору Зиярет и серпантин к перевалу Позан

5 км - выбрались на первую ступень. Хорошо видна гора Зиярет (2833 м). Спустившись на 80 м, приезжаем в Imecik. После Imecik дорога раздваивается: налево на перевал Чёмлетокуш-Туран, направо к озеру Pozan. Потом 350 м вверх и мы над озером Pozan. Ожидали увидеть фантастически красивое озеро в котловине между гор. В реальности оказалась большая грязная и полупересохшая лужа. Проехав озеро, видим собственно подъем на перевал. Дорога на подъем плохая, размытая и сыпучая. Местами приходится пересекать снежники. Ехать нельзя, идем пешком.

30 км (2150 м) – перевал Позан. Спуск проходит по такой же дороге, что и подъем. Вскоре въезжаем в деревню стоящую у озера, все дома закрыты. Видимо здесь живут только летом. После деревни дорога вырождается в тропу, после озера на камнях теряется и тропа. Высылаем разведку.

Памирский пейзаж Появились снежники Скоро снежники перекрыли дорогу целиком Вид на перевал Позан

Разведка показывает, что поворот на нужную нам тропу мы проскочили перед деревней. Но тропа слабая и с ходу заметить ее никак нельзя. Так же обнаруживается тропа, идущая от озера на гору Зиярет. От этой тропы километра через 2 после озера ответвляется вниз тропка. Решаем идти завтра по ней. Уже после нашего похода появился отчет о горном походе 1 к.с. совершенном турклубом МАИ по этим же местам. Отчет можно почитать по адресу http://www.turclubmai.ru/heading/papers/636/

(18:00) (1874 м) – встаем у озера. Вокруг снежники.

Итого: за день проехали 35,67 км, набор высоты 1643 м. Весь день ясно, но из-за высоты прохладно. Ночью холодно, утром в палатке –2° C.

 

4 мая 2002 (суббота)

(6:00) - подъем. Перед выходом одели рюкзаки на спины, байки в руках.

(8:30) - выход. Сначала 120 м вверх, идем по крупной осыпи. Потом начинаем спускаться по еле видимой тропинке вниз, очень круто, средний уклон 30°. Тропа постоянно теряется. Местами идем по лесу, местами по осыпному колуару. Нельзя доверять даже крупным камням – они могут выскользнуть из-под ног. Спускаться гораздо тяжелее, чем подниматься. Добавляет трудности еще и то, что нет воды. Иногда попадаются места, где можно пройти только вдвоем: сначала спрыгиваешь вниз, затем принимаешь рюкзаки и велосипеды, потом спрыгивают остальные. Где-то сходим с осыпи, все время упираясь в скалы – приходится возвращаться на обратно.

Начало спуска Спуск по лесу Дорога вдоль р. Алакыр Разноцветные скалы

8 км (853 м) - спустились в деревню Гердже. Попили от души воды и поехали дальше. Дорога хорошая грунтовка, правда, сильнопересеченная. Цвет дороги от темно-зеленого до ярко-красного – очень необычно и красиво.

11 км – мост на левый (орографически) берег реки Alakır. Вскоре неожиданное препятствие – огромная яма посреди дороги, в которой работает экскаватор. Побегали, попрыгали вокруг и решили обойти по одной из кромок – получилось. Дорога идет по очень красивому хвойному лесу, время от времени встречаются броды через небольшие притоки реки Alakır.

(18:45) (388 м) – встали на ночевку. Место стоянки – полянка среди сосен, увитых лианами, рядом протекает ручеек. В общем, место идеальное.

Итого: за день проехали 30,96 км, набор высоты 910 м. Погода: утром и денем ясно, вечером прошел небольшой дождик.


5 мая 2002 (воскресенье)

Рвем апельсины с веток

(6:00) - подъем.

(8:30) - выход. Продолжаем ехать по вчерашней лесной дороге. Вскоре выезжаем к очаровательному водохранилищу. На карте дорога показана слева от него, на самом деле идет справа.

25 км – начался афальт. И одновременно подъем на перевальчик, набор высоты на него 200 м. Потом спуск по разбитому асфальту. Вскоре начинаются апельсиновые сады. Некоторые деревья не обобраны. Срываем несколько апельсинов с веток, и тут же едим. Вскоре выезжаем в деревню Kumluca (60 м), там закупаемся продуктами первой необходимости и обедаем. Через 6 км выезжаем к Средиземному морю и на перекресток с трассой D400.

Проезжаем Finike. Трасса узкая – справа скалы, слева внизу море. Иногда кажется, что едешь по морю или воздуху, очень красиво. Перед Kale дорога спускается к воде, скалы уступают место залесенным склонам гор.

В Kale делаем закупку продуктов на вечер-утро. Везде висят плакаты, напоминающие, что здесь родина деда мороза. Некоторые плакаты на русском языке.

Приморская дорога

После города подъем. На вершине фотографируем небольшой холм, весь в ликийских гробницах. Все совершенно бесплатно. Затем съезжаем на второстепенную дорогу в Kaleüçağiz . Дорога становится очень пересеченной, в некоторые подъемы с трудом въезжаешь на звездах 1:1. Время от времени встречаются съезды к морю, но воды нет. Воду можно набрать только в деревнях, но и там привозная.

(19:30) (17 м) - встаем в Kaleüçağiz в кемпинге (8 MTL), есть бесплатный душ. Моемся, стираемся. Поселок курортный, море не слишком чистое.

Итого: за день проехали 110,35 км, набор высоты 884 м. Погода: весь день ясно и жарко. Часам к двум поднялся умеренный западный ветер, к вечеру утих. Ночью, не то что тепло - жарко, комары.

 

6 мая 2002 (понедельник)

(6:00) - подъем.

(8:30) - выход. Сначала едем вверх на крутой подъем, который вчера для нас был спуском к морю (150 м). Потом продолжаем подъем уже по маршруту.

7 км (415 м) – привал и одновременно перевал. Заехалось нелегко - ноги уже не те, что в начале путешествия - накопилась усталость предыдущих дней.

Бухта Каш

Небольшой спуск и снова приличный подъем. Вскоре выехали на D400. Затем захватывающий дух спуск к городу Kaş. Со спуска открывается великолепный вид на море и острова. Обмен валюты, закупка продуктов и мы снова на дороге вдоль моря. Трасса очаровательна – в море острова, кругом скалы. Но хочется купаться, а среди скал встать сложно, да и купаться не безопасно.

Навстречу попался байкер из Франции. Он сказал, что через десяток километров есть хороший пляж. Летим туда. Находим приличный галечный пляж у реки Kaputaş, на карте место обозначено как Turkuvaz Mağara. Если вставать у моря, лучше места не найти –пляж и пресная вода, народу мало. Купаемся, валяемся на гальке. Перед пляжем у Лени лопнула спица со стороны кассеты, при наличии у нас необходимых ключей ремонт занял минут 15.

На берегу Средиземного моря

После Kalkan крутой подъем, а потом не менее крутой спуск. Дальше 4 км по ровному месту поворот налево в Patara.

Едем к Patara. Там должны быть песчаные пляжи. Но дорогу перегородил мужик в будке со шлагбаумом. Решили ехать на дикий пляж - это, немного не доезжая до Patara, по грунтовке направо (есть указатель). Далее ехать прямо 5 км по грунту.

(19:00) (0 м) На пляж попадаем у устья реки Eşen Çayı. Здесь вода мутновата, песок сильно перемешан с илом. Поэтому отъезжаем полкилометра в сторону по кромке прибоя, где и встаем на ночлег.

На песке вокруг множество норок. Как выяснилось там живут крабы.

Итого: за день проехали 87,89 км, набор высоты 1367 м. Погода: весь день ясно и жарко. Ночью, тепло, по пляжу шебуршась бегали крабы.

 

7 мая 2002 (вторник)

(6:00) - подъем. Долго готовили завтрак, примус засорился, поэтому грел слабее. Пока догадались в чем дело, потратили 50 мин.

(9:20) - выход. Уезжаем от моря в горы. Дорога среднепересеченная, подъемы и спуски слабые. Время от времени проезжаем участки леса. В начале пути вокруг очень много не радующих глаз теплиц – в них выращивают помидоры.

Дорога от Фетхие

У Саши проколы постоянно. Не успеет заклеиться, как колесо спускает вновь – похоже подводит старая покрышка.

Максим чувствует себя плохо. Как медик, он определяет у себя признаки теплового удара. Становится мучительно жарко, и на одной из заправок мы останавливаемся. Максим отлеживается в тени на травке.

(17:00) - стало попрохладней, потихонечку трогаемся в путь. Проезжаем Fethiye, сворачиваем на дорогу до Çameli.

(19:30) (142 м) - Проехав несколько километров встаем на ночлег на полянке у дороги. Место не лучшее, вокруг много мусора от пасечников, но дальше подъем в горы, слева ущелье – место для ночлега можно не найти.

Итого: за день проехали 83,77 км, набор высоты 605 м. Погода: весь день ясно и очень жарко. Ночью, тепло.

 

8 мая 2002 (среда)

Вид от форелевого озера

(6:30) - подъем. Утром нас посетил пес. Очень игривый – приставал ко всем, но, слава богу, прошли пастухи и забрали его с собой.

(9:00) - выход. Максим чувствует себя лучше – голова прошла, но есть общая слабость. Едем вверх до небольшой, но живописной долины. Там очередной прокол у Алексея. Внизу деревня Incirköy. Из нее начинается затяжной тягун.

(985 м) - первый горб перевала, с него спуск 80 м вниз и дорога начинает траверсом забирать вверх. Перед вторым горбом перевала остановились на обед в чем то вроде придорожного кафе. Хозяин внешне совершенно не похож на турка, напоил нас бесплатно чаем. Рядом с кафе пруд с форелью.

(1280 м) – второй горб перевала. Незадолго до вершины кончился асфальт. Дальше дорога проходит мимо закрытого туннеля и лезет на третий, последний подъем.

Спуск

37 км (1440 м) – перевал Tuzla . На перевале прохладно и ветрено. С удовольствием катим вниз. Дорога и скалы вокруг преимущественно красно-бурого цвета.

52 км (800 м) – конец спуска, деревня Sarılar. Вокруг остатки гор из сильно измельченного известняка – немного напоминают песчаные дюны. Затем очередной перевал. Серпантин дороги очень крут и извилист.

(1340 м) - Влезаем на перевал. Отсюда вниз почти до самого Çameli. В Çameli закупаемся продуктами на вечер.

(19:30) (1247 м) – встаем, пройдя 400 м вверх по течению ручейка, который пересекает дорогу сразу за Çameli.

Итого: за день проехали 83,60 км, набор высоты 2211 м. Погода: утром ясно, потом набежали легкие облачка, прохладно. Ночью, холодно.

 

9 мая 2002 (четверг)

(6:30) - подъем.

(9:00) - выход.

5 км. Развилка. Местные убеждали нас ехать по правой дороге на Gölhisar, утверждая, что левая дорога уж очень пересеченна. Разумеется, мы поехали по левой. Сразу после развилки начался подъем на перевал Güre.

10 км (1560 м) – перевал Güre. С него непродолжительный спуск, потом несколько горок метров по 80-100 м. Наконец начинается глобальный пуск, спуск скоростной и серпантинистый. Местами встречаются подскоки метров по 30-50. Вскоре выскакиваем на трассу.

После Acıpayam перекусили на автозаправке, устроившись рядом в мини-скверике. После обеда поднялся сильный встречный ветер. Даже на спуске приходилось с силой упираться в педали, чтобы набрать совершенно мизерную скорость. А на подъеме не возможно понять с чем больше воюешь – с гравитацией или с ветром. Очень утомительные километры.

(1200 м) – первый горб перевала Kazıkbelı. Заехали сюда с большим трудом, хотя подъем и пологий. Сильно мешает ветер. На спуске ветер ослабел.

(1100 м) – перекресток с дорогой на Tavas. Поворачиваем направо и начинаем лезть на последний перевал.

(1250 м) – перевал Kazıkbelı. Спуск в Denizli удался на славу – он продолжительный и с хорошим уклоном. Огорчила только “камазная” гарь – она стала четко ощущаться за 30 км от этого крупного города. По завершении спуска подъем на 100 м, наверху смотровая площадка с великолепным видом на долину Denizli, хорошо видно Pamukkale. Еще пару километров спуска и мы вьезжаем в Denizli.

Спускаемся к центру города, находим пансион вблизи Otogar за 12 MTL. Тесновато, удобства на этаже, но переночевать можно.

В этот вечер закончилось наше велопутешествие. Далее мы перемещались на автобусах или пешком.

Итого: за день проехали 109,99 км, набор высоты 971 м. Погода: весь день ясно, после обеда сильный западный ветер.

 

10 мая 2002 (пятница)

Подъем свободный – кто, когда хочет. Красота. После кафешки едем на автобусе в Pamukkale . На въезде с нас требуют 15 MTL/чел. Удалось договориться на 10 MTL за всех.

Там интересно, но видно, что большая часть склонов “хлопкового замка” искусственного происхождения – сначала делают бетонные террасы, затем пускают по ним минерализированую воду.

Есть амфитеатр, некрополь, множество других развалин.

Памуккале Капель Развалины Вид из окна

Вечером выезжаем из Denizli в Istanbul на автобусе компании “Pamukkale” за 20 MTL/чел.

 

11 мая 2002 (суббота)

Голубая мечеть

Утром приехали в Istanbul . Нашли пансион, как обычно в центре города, в районе Topkapi.

Целый день развлекаемся – бродим по городу, покупаем вкусности и сувениры, …

Покатались на кораблике – здесь он вместо метро, доставляет из одного района в другой.

 

12 мая 2002 (воскресенье)

Поймали такси – едем в аэропорт. Весовой контроль прошли успешно – никто не превысил лимит в 20 кг. Рейс задерживают на 1:50. Забавно, но такая беда только у Аэрофлота – остальные компании отправляют свои рейсы без задержек.

В 19:00 самолет садится в Шереметьево-2.

 

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Спортивный поход по маршруту: Afyon – Şuhut – Karadilli – Eğirdir – Kovada Gölü – Karadiken – Aksu – пер. Dipoyraz (1820) – Yeşildağ – Pınarbaşı – пер. Kırkkavak (1700) – Kırkkavak – Beşkonak – Aspendos – Antalya – Yazır – Imeciksusuzu – Imecik – оз. Pozan – пер. Pozan (2150) – Kırdirek – Alakır Barajı – Finike – Kale – Kaleüçağiz – Kaş – Patara – Fethiye – Çameli – Acıpayam – Denizli пройден группой велотуристов МГТУ им Баумана. Замечаний к участникам похода нет. Во время похода выполнены требования, предъявляемые к походам четвертой категории сложности (в Приложение 5. Расчет категории сложности по баллам представлены необходимые расчеты). При протяженности маршрута в 1149,2 км, поход сочетал как большой набор высоты (15628 м), так и протяженные участки грунтовых дорог (200 км). Высокий темп движения на маршруте обусловлен хорошей физической подготовкой участников и хорошей экипировкой.

Погода на протяжении 13 дней похода была сухой и солнечной, и лишь перед Антальей попали в грозу. Несмотря на сухой климат проблем с водой не было. В горах много речек и ручьев, а вдоль дорог часто встречаются обустроенные роднички.

Долины в Турции очень плотно заселены, все распахано, встать тяжело. Но, в горах много хороших мест для стоянки, правда, они могут оказаться достаточно далеко от воды. Никаких проблем с местными при выборе места ночевки не было. Впрочем, с местными не было вообще никаких проблем.

Общались с местным населением на английском и на турецком с помощью русско-турецкого разговорника. Английский знают многие, но все же чаще встречаются знатоки французского и немецкого. В курортных городах местные знают русский.

Для приготовления пищи использовали горелку MFS 3288. Данная модель хорошо себя зарекомендовала: проста в управлении, надежна. Правда где-то раз в три дня забивалось сопло, но на его прочистку уходило буквально пара минут. Топили горелку бензином, который покупали на автозаправках. Всего было потрачено за поход 4 л бензина, итого 1л=12 ч/дней (готовили 2 раза в день утром и вечером).

Основным внутренним транспортом в Турции являются междугородние автобусы. Они совершают рейсы между любыми, сколь нибудь значительными городами. Велосипеды без проблем провозятся разобранными в багажном отделении. Отдельно за велосипеды доплачивать не пришлось.

Достопримечательностей в данной части Турции очень много: развалины римских и греческих городов, живописные каньоны и озера, снежные вершины. Особенно интересное место - Паммукале. Там и чудо природы – минеральные террасы и развалины города и серная пещера. Очень красивой и интересной в велосипедном плане была дорога вдоль реки Alakır. Очень красивы турецкие озера Эридир и Kovada. Безусловно стоит посещения каньон реки Köprülü.

Дорожная сеть в Турции очень развита. Дорог огромное количество, и далеко не все они обозначены на карте. Но ориентироваться легко, т.к. на каждом повороте (даже грунтовом повороте на глухую деревню) стоит указатель. Те дороги, которые обозначены не пунктиром, в данной местности гарантированно будут заасфальтированы. Те, что пунктирные, могут оказаться любого качества от асфальта до тропы, но чаще всего оказываются грунтовыми дорогами. Дороги в Турции уже чем у нас, но машины очень аккуратно объезжают велосипедистов, поэтому ехать не намного опасней, чем в России.

В данном районе можно совершать путешествия от второй до пятой категорий сложности. Но оптимальным район является для двоек, троек и четверок. Пятерки проводить можно, но препятствия входящие в них не будут логичными. Для походов 1 к.с. район нельзя рекомендовать в силу сильной пересеченности местности, что требует владения определенными навыками.

 

Приложение 1. Cхема маршрута

          Афьен - Бейшехир

          Бейшехир - Анталья - Кумлуджа

          Кумлуджа - Фетхие - Чамели

          Чамели - Денезли




Приложение 2. Высотный профиль маршрута





Приложение 3. График движения

Дата /день пути

Участок маршрута

Суммарный подъем (м)

Суммарный спуск (м)

Ходовое время (ч:м:с)

Средняя скорость (км/ч)

Протя- женность (км)

Способ передвижения/ покрытие

Погода

27/04/2002 подъезды

Afyon – Şuhut - Karadilli

558

463

3:28:53

20,5

71,3

велосипед / асфальт. дороги

ясно

28/04/2002 первый

Karadilli - Eğirdir - Kovada Gölü

1004

1186

5:33:55

20,0

111,7

велосипед / асфальт. дороги

ясно

29/04/2002 второй

Kovada Gölü - Karadiken - Aksu - пер. Dipoyraz

1817

1041

5:47:15

15,4

89,1

велосипед / асфальт. дороги

ясно

30/04/2002 третий

пер. Dipoyraz - Yeşildağ - Pınarbaşı – Kırkkavak

1457

2351

6:25:58

16,0

103,0

вело / грунт, асфальт. дороги

ясно

01/05/2002

четвертый

Kırkkavak - Beşkonak - Aspendos – Antalya

960

1671

8:53:03

18,5

159,2

вело / грунт, асфальт. дороги

ясно

02/05/2002

пятый

Antalya - Yazır – Imeciksusuzu

1241

426

5:01:05

14,5

72,6

вело / грунт, асфальт. дороги

ясно

03/05/2002

шестой

Imeciksusuzu - Imecik - оз. Pozan - пер. Pozan

1643

599

4:38:27

7,7

35,7

вело, пешком / грунт. дороги

ясно

04/05/2002

восьмой

пер. Pozan – Kırdirek

910

2373

3:18:16

9,3

31,0

вело, пешком / грунт. тропы

ясно

05/05/2002

девятый

Kırdirek - Alakır Barajı - Finike - Kale – Kaleüçağiz

884

1275

6:34:21

16,8

110,4

вело / грунт, асфальт. дороги

ясно

06/05/2002

десятый

Kaleüçağiz - Kaş - Patara

1367

1379

5:19:10

16,5

87,9

велосипед / асфальт. дороги

ясно

07/05/2002

одиннадцатый

Patara – Fethiye

605

450

4:28:30

18,7

83,8

велосипед / асфальт. дороги

ясно

08/05/2002

двенадцатый

Fethiye – Çameli

2211

1096

6:08:36

13,6

83,6

велосипед / асфальт. дороги

ясно

09/05/2002

тринадцатый

Çameli – Acıpayam – Denizli

971

1845

5:47:50

19,0

110,0

велосипед / асфальт. дороги

ясно

10/05/2002

четырнадцатый

дневка Denizli, Pamukkale

ясно

11/05/2002

пятнадцатый

дневка Istanbul

ясно

Итого:

15628

16155

71:25:19

15,9

1149,2




Приложение 4. Пройденные перевалы

Дата

Название

Высота

(м)

Категория

Покрытие

Способ прохождения

1

27/04

пер. Şuhut

1380

н/к

асфальт

вело

2

28/04

пер. Buzdurmus

1470

н/к

асфальт

вело

3

29/04

пер. Dipoyraz

1820

н/к

асфальт, грунт

вело

4

30/04

пер. Kırkkavak

1700

н/к

грунт

пеше-вело

5

02/05

пер. leük

940

н/к

асфальт

вело

6

03/05

пер. Pozan

2150

н/к

грунт, тропа

пеше-вело

7

08/05

пер. Tuzla

1440

н/к

асфальт

вело

8

08/05

пер. Orta

1340

н/к

асфальт

вело

9

09/05

пер. Güre

1560

н/к

асфальт

вело

10

09/05

пер. Kazıkbelı

1250

н/к

асфальт

вело




Приложение 5. Расчет категории сложности по баллам

I=((1149)* 15.6)/(13 *800)=1.72

 

Протяженные препятствия:

Горные препятствия:

Наименование

Кнв

Кв

Кпк

Ккр

Баллы

КС

пер. Şuhut

1.0

1.1

0.9

1.2

1.19

1

пер. Buzdurmus

1.1

1.1

0.9

1.1

1.20

1

пер. Dipoyraz

1.2

1.2

1.2

1.5

2.59

3

пер. Göleük

1.3

1.1

0.9

1.1

1.41

1

пер. Pozan

1.3

1.33

1.8

1.34

4.20

4

пер. Tuzla

1.6

1.2

1.0

1.0

1.92

2

пер. Orta

1.1

1.1

0.9

1.3

1.41

1

пер. Güre

1.1

1.2

0.9

1.3

1.54

1

пер. Kazıkbelı

1.0

1.1

0.9

1.0

0.99

1

 

Равнинные препятствия:

Наименование

Кпк

Кпр

Кпер

Кв

Баллы

КС

Kovada Gölü - Kuzca

0.9

1.45

1.4

1.1

2.01

2

Gölovası Gölü – Zerk

1.5

1.55

1.4

1.2

4.07

4

Kale – Kaş

0.9

1.60

1.4

1.0

2.01

2

Сумма баллов за препятствия:

 

КС

Число препятствий

Баллы

Баллы идущие в зачет

1

6

7.68

3

2

3

5.94

5

3

1

2.59

2.59

4

2

9.62

9.62

5

0

0

0

6

0

0

0

 

Автономность:

A=1

 

Категория сложности:

КС=20.21*1.72*1=34.76; Категория сложности 4

Стоит отметить, что хотя сложность перевала Pozan по методике 4, перевал очень тяжелый и сложный. В основном, за счет спуска. По ощущениям перевал тяжелее, чем перевал Шапшал (1А) в восточном Алтае.

 

Приложение 6. Картографические материалы

При прохождении похода мы использовали следующие карты:

  1. Военные карты (2 км), листы J36-XXV, J36-XXXI , J36-XXXVI
  2. TURQUIE (7,5 км) MarcoPolo 1996 г.
  3. TURCJA (8,0 км) Copernicos 2000 г.

Топографические карты Турции достать крайне сложно. Но имеющиеся в продаже 7,5 км и 8 км достаточно подробны и ошибок в них не наблюдается. Так же использовался путеводитель “Окно в мир” Турция, данный путеводитель является самым подробным из имеющихся в продаже.

          Район перевала Позан



Приложение 7. Техническое оснащение группы

Наша группа передвигалась на следующих велосипедах:

Участник

Велосипед

уровень оборудования

Исаков Леонид

RAPID

LX-XT

Пивоваров Александр

Scott Sport

Alivio – Acera

Бертов Михаил

Merida Kalahari 550

Alivio

Денискин Максим

Marin

Acera-Deor

Техника прошла поход весьма успешно. Серьезных поломок не было: вылетело по одной спице у командира и у медика, сломался багажник у медика, большое число проколов (2-5 в день). Кололся в основном у механик, что вызвано отвратительным качеством покрышек безвестной фирмы и большим числом колючек. Для походов в этой местности крайне рекомендуются кевларовые ленты.

 

Приложение 8. Список индивидуального снаряжения

- велотуфли

- щетка зубная

- очки

- расческа

- носки простые (³ 3 пары)

-загранпаспорт

- носки шерстяные (1 пара)

-деньги

- нижнее белье – 2 комплекта

- велосипед

- купальный костюм

- чехол для велосипеда

- веломайка (короткий рукав)

- велорюкзак

- веломайка (длинный рукав)

- крепеж рюкзака (эспандеры)

- куртка теплая (полартечка)

- тряпочка для протирки вело

- куртка велосипедная

- запасные колодки (2 пары)

- перчатки велосипедные

- запасная камера

- штаны велосипедные

- фляга + держатель

- штаны для стоянки

- коврик длиной в рост

- велошлем

- спальник

- носовые платки (2-3)

- КЛМН

- спички (личный н.з.)

- индивид. аптечка

 

Приложение 9. Список группового снаряжения

- палатка 4-х местная (Sierra-4 )

- аптечка (см. отдельно)

- замок и трос д/велосипедов

- зубная паста

- горелка Primus MFS 3288

- мыло

- бутылка Primus 1л

- бумага туалетная

- путеводитель

- зажигалка

- маршрутная книжка

- кан с крышкой

- карты, описания маршрута

- часы – будильник – альтиметр

- билеты

- фотоаппаратура, фотопленка

- ручки + блокнот

 

- ремнабор (см. отдельно)

 

- швейнабор

 



Приложение 10. Список ремнабора

- пассатижи

- ключ на 15

- отвертки (крест, шлиц)

- комплект шестигранников

- гайки, болты, шайбы

- комплект тросиков

- велоаптечка (комплект)

- съемник каретки

- качественный насос (3 шт)

- выжимка цепи

- запасная покрышка

- съемник звезд

- смазка для цепи

- ключ спицевой

- спицы 15 шт.

- изолента

 

Приложение 11. Контактная информация

Почта:

г Москва, ул Крылатские Холмы, д 26, к 3, кв 283, Исакову Леониду

Электронная почта:

Исаков Леонид – leonid_isakov@mail.ru

Страничка команды в интернете

http://www.isakov.narod.ru/