СЕЛИГЕР '2009

ОТЧЕТ О ВЕЛОСИПЕДНОМ ПОХОДЕ I КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ
(С ЭЛЕМЕНТАМИ 2 К. С.) ВОКРУГ СЕЛИГЕРА И ВЕРХНЕВОЛЖСКОГО ВДХР.,
СОВЕРШЕННОМ В ИЮЛЕ 2009 ГОДА

Маршрутная книжка № 1/5-108
Руководитель: Потапенко Андрей Михайлович

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ (ПАСПОРТ СПОРТИВНОГО ПОХОДА)

1.1. Проводящая организация

Данный поход совершен группой велотуристов города Москвы, велоклуб 3х9.

1.2. Место проведения похода

Российская Федерация, Тверская обл., озера Селигера и Верхневолжское вдхр.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности
похода
Протяженность активной
части похода, км
Продолжительность
общая/ходовых дней
Сроки проведения
Вело
Первая (с элементами 2 к. с.)
358
9/7
03.07.09 г. – 11.07.09 г.

1.4. Заявленная нитка маршрута

Г. Осташков – д. Хитино – д. Лопатино – д. Переходовец – д. Заево – д. Нечаевщина – д. Вселуки – д. Починок – пос. Пено – д. Кобенево – д. Заборье – д. Забелино – д. Заречье – д. Залозье – ур. Слобода – ур. Бобовище – д. Руно – д. Высокое – д. Сосново – д. Ивановское – д . Мосеевцы – пос. Свапуще – д. Подгорье – д. Жалыбня – д. Залучье – д. Березовский Рядок – д. Картунь – д. Княжое – д. Бухвостово – д. Дубово – д. Задубье – д. Заполек – д. Заузье – д. Сосница – д. Заболотье – д. Ельник – д. Высокая Гора – д. Перерва – д. Красота – д. Кривая Клетка – пос. Полново – д. Лаврово – д. Зыковщина – д. Приозерная – д. Нов. Скребель – д. Лыково – д. Долматиха – д. Городец – д. Доброе – д. Ореховка – д. Красуха – д. Мошенка – д. Березово – д. Котчище – д. Лежнево – д. Кравотынь – д. Зальцо – д. Твердякино – д. Светлица – о. Нилова Пустынь – д. Троеручица – д. Жар – д. Пески – д. Пачково – д. Залучье – д. Заселье – д. Сорога – д. Дубок – г. Осташков.

1.5. Пройденная нитка маршрута

Г. Осташков – д. Хитино – д. Лопатино – д. Переходовец – д. Заево – д. Нечаевщина – д. Вселуки – д. Починок – пос. Пено – д. Кобенево – д. Заборье – д. Забелино – д. Заречье – д. Залозье – ур. Слобода – ур. Бобовище – д. Заберечье – д. Руно – д. Зароево – д. Битуха – д. Высокое – д. Сосново – д. Ивановское – д . Мосеевцы – пос. Свапуще – д. Подгорье – д. Жалыбня – д. Залучье – д. Машугина Гора – д. Ровень Мосты – д. Заозерье – д. Сосница – д. Заболотье – д. Ельник – д. Высокая Гора – д. Перерва – д. Красота – д. Кривая Клетка – пос. Полново – д. Лаврово – д. Зыковщина – д. Приозерная – д. Нов. Скребель – д. Лыково – д. Покров – д. Долматиха – д. Городец – д. Доброе – д. Ореховка – д. Заплавье – д. Красуха – д. Мошенка – д. Березово – д. Котчище – д. Лежнево – д. Кравотынь – д. Зальцо – д. Светлица – о. Нилова Пустынь – д. Троеручица – д. Пачково – д. Залучье – д. Заселье – д. Сорога – д. Дубок – г. Осташков.

1.6. Сведения об участниках

Потапенко Андрей Михайлович Руководитель, медик
Потапенко Валерия Борисовна Штурман
Мальцев Константин Андреевич Завснар, костровой
Степанов Павел Викторович Завхоз, хронометрист, механик
Мартынова Елизавета Андреевна Культуролог, эколог

2. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

2.1. Смысловая идея похода

Селигерские озера — привлекательный район как для отдыха, так и для активного времяпровождения. Многочисленные туристы регулярно ходят здесь в водные и пешие походы, тем более что красота и природные богатства Селигера располагают к этому. Популярны и велопутешествия вокруг Селигера — каждый год на его берегах можно встретить группы байкеров, осваивающих тот или иной маршрут. Некоторые составляют такие маршруты сами, другие же идут по уже известным тропам, проложенным до них.

Нашей команде хотелось организовать что-то свое, отличающееся новизной и определенными трудностями, просто проехать вдоль Селигера по многочисленным и изъезженным вдоль и поперек грейдерам было неинтересно. Кроме того, поход был завялен, поэтому налагались и соответствующие требования по километражу. В результате был выбран вариант, охватывающий как все селигерские озера, так и Верхневолжское водохранилище. При этом многие участки были, насколько нам известно, ранее не освоены велотуристами.

Подобранная нитка маршрута позволяла также соединить юг и север правобережья Верхневолжского вдхр., так как к деревням, расположенным в этой местности, жители и дачники добираются по соответствующим шоссе с юга и севера. Это вполне логично для отдыхающих, но представляет немалые трудности для туристов, собирающихся осуществлять круговые походы вдоль того же Верхневолжского водохранилища.

На старых картах Генштаба подобные дороги были, но на современных, полученных со спутника, они либо отсутствуют, либо обозначены как «полевые и лесные дороги» в весьма сомнительном состоянии. Исходя из этого, одной из задач велопохода являлась проверка — остались ли эти тропинки проходимыми, а может быть даже и проезжими.

2.2. Варианты подъезда и отъезда

Маршрут радиальный. Он начинается и заканчивается в городе Осташкове, поэтому проблем с выходом на маршрут и сходом с него нет. Главное — вовремя купить билеты на поезд Москва – Осташков, причем проследить, чтобы это был именно осташковский, а не проходящий — питерский — поезд, иначе с билетами будет трудно. В крайнем случае можно добраться на автобусе (в Москве они идут от м. «Тушинская», а в Осташкове автовокзал расположен там же, где и ж/д), но это не так удобно, как по железной дороге, особенно, если везти велосипеды.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

По большей своей части поход осуществляется по населенной местности, где можно «поймать» машину и за определенную плату договориться о доставке в Осташков. Если кто-то из участников маршрута переоценил свои силы, то в первый-второй день похода есть возможность без труда добраться до Пено, а там находится ж/д станция на Москву. В последующие дни можно срезать основной круг маршрута, почти напрямую добираясь до Осташкова по относительно хорошим дорогам от Свапуща, Сосницы, Полново, Ореховки, Ниловой Пустыни.

Особо сложные участки: Залозье – Высокое и Долматиха – Городец. В первом случае можно откатиться обратно в Пено и сойти с маршрута. Во втором — объехать почти непроезжую тропу и переправу по нитке Нов. Скребель – Гославль – Ковряки – Зимницы – Новосел – Екимовщина – Красуха – Ореховка.

2.4. Изменения маршрута, их причины

На второй ходовой день был запланирован участок Заречье – Картунь протяженностью 68 км. На местности выяснилось, что такой километраж по указанному отрезку реально пройти только за два дня. Кроме того, участок до деревни Высокое включал в себя три сложных отрезка (Заречье – Залозье, Слобода – Руно и Зароево – Высокое), поэтому после второго и третьего тяжелых ходовых дней было принято решение проехать участок Залучье – Сосница не как планировалось изначально (д. Залучье – д. Березовский Рядок – д. Картунь – д. Княжое – д. Бухвостово – д. Дубово – д. Задубье – д. Заполек – д. Заузье – д. Сосница), а в объезд по грейдеру по маршруту д. Залучье – д. Машугина Гора – д. Ровень Мосты – д. Заозерье – д. Сосница.

Такое решение вызвано тем, что на пройденные тяжелые участки были потрачены заложенные в поход дневка и полудневка, поэтому времени на еще один трудный участок не оставалось. По километражу объезд был сравним с изначально запланированным участком, а по сложности был попроще (хотя все равно покрытие оказалось «стиральной доской» и на его преодоление были затрачены немалые усилия).

Второе изменение маршрута произошло на участке д. Ореховка – д. Красуха. По плану предполагалось, что ночевка будет около Ореховки, однако берег там оказался низким, подступы к воде вне населенных пунктов практически отсутствовали. В связи с чем группа проехала до озера Полоновка и разбила лагерь около него. На следующий день было принято решение не возвращаться в Ореховку, а оттуда — к Красухе, а проехать вдоль озера по лесным дорогам к д. Заплавье, а от нее (по песчаной грунтовке) — уже к Красухе. В результате был увеличен километраж, и удалось избежать малоприятного грейдера на участке д. Ореховка – д. Красуха, хотя по сложности лесные дороги ему ничуть не уступали (но были гораздо интересней).

Не было также заездов в деревни Жар и Пески в последний день маршрута. Вызвано это тем, что группа на протяжении всего пути достаточно насмотрелась на местные достопримечательности, да и в упомянутых деревнях таковых не наблюдалось. Кроме того, километраж и так был набран, поэтому общую картину расстояний посещение деревень кардинально не изменило бы.

2.5. Описание района

Селигер — это озерное раздолье, удивительная тишина, увлекательные походы и чарующая красота русской природы. Многие ученые-медики, побывавшие на селигерских просторах, изучившие здешние климатические и бальнеологические условия, свидетельствуют о большой ценности верхневолжских водных просторов.

Озеро и его окрестности, расположенные на холмистых отрогах Валдайской возвышенности, представляют собой весьма живописную картину огромной водной поверхности, обрамленной лесистыми берегами. Сочетание богатых природных данных с хорошими климатическими условиями и близостью от таких центров, как Москва и Санкт-Петербург, делает этот район прекрасным местом для отдыха и лечения.

Селигер раскинулся среди сосновых лесов двумя причудливыми цепями озер, соединенных протоками. С северо-запада на юго-восток синие плеса тянутся на 91 км, а с запада на восток — на 52 км. Всего здесь 24 озера-плеса, имеющих общую связь.

Площадь Селигера — 260 км2. Берега его сильно изрезаны живописными заливами, песчаными мысами и полуостровами. Если задаться целью обойти весь берег Селигера пешком, придется преодолеть немалый путь — более 500 км.

Климат Селигера — умеренно-континентальный. Зима устойчивая, мягкая. Средняя температура зимних месяцев — 8–9 градусов мороза. Март и апрель богаты солнечными днями. Лето теплое, особенно июль и август. И хотя осадков много, дожди выпадают ливневые и быстро проходящие. Озеро изобилует островами самой разнообразной формы, покрытыми лесами и кустарниками. Такие острова привлекательны весной, когда зеленеют березы и липы, цветут черемуха и рябина. А осенью лиственные леса островов окрашиваются в багрец, и тогда все озеро со светлыми песчаными отмелями, синими заливами, зелеными сосновыми лесами похоже на чудесный разноцветный ковер.

Происхождение Селигера ледниковое. Много тысяч лет назад ледники создали высокие холмы Валдайской возвышенности, а растаяв, заполнили впадины водой. По берегам озера и в его плесах разбросано множество валунов, а водная гладь находится на высоте 205 метров над уровнем моря. В Селигер впадает лишь несколько маленьких речек — Крапивна, Черемха и Сорога, пополняется же озеро многочисленными ключами и талыми водами. Сам Селигер через реку Селижаровку питает водой Волгу.

Недалеко от озера Стерж расположена деревня Волгино Верховье, возле которой, у небольшого болотца, заросшего ольхой и мелкой березкой, выбивается чистый родник, сбрасывающий воду в маленькую протоку, в которую вливаются затем чуть приметные ручейки. Здесь начинается великая русская река Волга. Вокруг всего Селигера раскинулись неоглядные леса — зеленая колыбель Волги. Темные ельники, березовые и осиновые рощи, сосновые боры помогают накапливать снега и удерживать влагу летом, хотя в это время года здесь сухо. Знойный воздух напоен смолистым целительным ароматом. В борах много грибов, растет в обилии малина, земляника, черника.

Очень красивы и смешанные леса. Вместе с березой и осиной в них встречаются черемуха, орешник, рябина, шиповник, ива. На полянах много брусники и грибов. Луга благоухают цветами и травами. Кое-где сохранились также парковые насаждения — вековые дубы, желтая акация, клены, липы, сирень.

До сих пор в селигерских лесах сохранились и звери — заяц, белка, лисица, разведена енотовидная собака, укрываются в чащах волчьи стаи, живут лоси, а в глухих отдаленных местах может встретиться и медведь.

2.6. График движения

Дата День пути Маршрут Место ночлега Пройден-
ный путь, км
Способы передвижения/ покрытие
03-04.07.2009
 
г. Москва – г. Осташков
Поезд
04.07.2009
1
г. Осташков – д. Хитино – д. Лопатино – д. Переходовец – д. Заево – д. Нечаевщина – д. Вселуки – д. Починок – пос. Пено – д. Кобенево – д. Заборье – д. Забелино – д. Заречье
Между Заречьем и Торгом
81,26
Вело/асфальт, грейдер, грунт
05.07.2009
2
д. Заречье – д. Залозье – ур. Слобода – ур. Бобовище – д. Заберечье – д. Руно
Около д. Руна
34,80
Вело, пеше/ гати, грунт, болота
06.07.2009
3
д. Руно – д. Зароево – д. Битуха – д. Высокое – д. Сосново – д. Ивановское – д . Мосеевцы – пос. Свапуще
У Селигера за Свапуще
42
Вело, пеше/ грунт, грейдер
07.07.2009
4
пос. Свапуще – д. Подгорье – д. Жалыбня – д. Залучье – д. Машугина Гора – д. Ровень Мосты – д. Заозерье – д. Сосница – д. Заболотье – д. Ельник – д. Высокая Гора – д. Перерва – д. Красота – д. Кривая Клетка – пос. Полново – д. Лаврово – д. Зыковщина – д. Приозерная – д. Нов. Скребель – д. Лыково – д. Покров
Перед д. Покров
72,27
Вело/ грейдер, грунт
08.07.2009
5
д. Покров – д. Лыково – д. Долматиха – д. Городец – д. Доброе – д. Ореховка – оз. Полоновка
У озера Полоновка
29,87
Вело, пеше/ грунт, болота, грейдер
09.07.2009
6
оз. Полоновка – д. Красуха – д. Мошенка – д. Березово – д. Котчище – д. Лежнево – д. Кравотынь – д. Зальцо – д. Светлица – о. Нилова Пустынь
У Ниловой Пустыни
59,30
Вело/ грунт, грейдер, асфальт
10.07.2009
7
о. Нилова Пустынь – д. Троеручица – д. Пачково – д. Залучье – д. Заселье – д. Сорога – д. Дубок – г. Осташков
38,62
Вело/ асфальт
10-11.07.2009
 
г. Осташков – г. Москва
Поезд

2.7. Техническое описание прохождения группой маршрута

4 июля, первый день, 8:42–18:20

Пройденный путь: г. Осташков – д. Хитино – д. Лопатино – д. Переходовец – д. Заево – д. Нечаевщина – д. Вселуки – д. Починок – пос. Пено – д. Кобенево – д. Заборье – д. Забелино – д. Заречье.

Приехали в Осташков точно по расписанию — 7:32, выгрузились, собрали и настроили байки. Погода довольно прохладная — максимум +15 градусов, пришлось немного утеплиться, хотя и постоянно выглядывало солнце. У Кости случилась первая «поломка» — выход из строя покрышки из-за провоза байка в вагоне, пришлось заменить. Привязали рюкзаки, поехали искать нормальный магазин. Таковой оказался недалеко от станции около гостиницы «Селигер». Закупились в нем продуктами на завтрак, а также сахаром, солью и водой, и в 8:42 вышли на маршрут, решив остальное докупить вечером в Пено.

Пока нашли выезд из города в сторону Пено, немного покрутили по Осташкову, заодно сфотографировали Знаменский монастырь. После выезда из города ненадолго остановились на завтрак (9:50, 10 км с начала маршрута), заодно оценив местных комаров, и бодро поехали дальше (10:30) по сносному асфальту. Перед деревней Хитино возле трассы увидели ДОТ (10:55, 17,3 км), обозначающий рубеж, откуда 9 января 1942 года войска 4-й ударной армии под командованием генерал-лейтенанта А. И. Еременко начали наступление.

Проехав еще немного, минули деревню Хитино (11:05, 19,2 км) и после спуска от нее остановились возле известной в осташковском районе «пирамиды профессора Голода» (11:12). Пофотографировали и приобрели карту местности. На последнее решился Костя, хотя как оказалось в последствии, та километровка, что была у нас, наиболее полно отражала здешнюю ситуацию с дорогами.

После пирамиды за мостом свернули на развилке налево (20,76 км) к деревне Лопатино, по-прежнему находясь на сносном асфальте. В Лопатино (11:56, 30,97 км) сделали небольшую остановку и перекус, запаслись водой (колодец с правой стороны дороги новый, воду следует набирать в малоприметной колонке, находящейся слева от трассы почти на выезде из деревни) и поехали дальше. Примерно на 31 км (12:25) повернули вправо к деревне Заево, выехав на стиральную доску грейдера. Поскольку катили с небольшим уклоном под горку и были полны сил, то по грейдеру получилось крутить быстрее, чем по асфальту.

В районе деревни Нечаевщина в сторону поселка Вселуки грейдер уступил место грунтовке с песком, ехать стало тяжелее. В 13:10 прибыли к разрушенному мосту через Верхневолжское вдхр. (47,2 км) и остановились на обед. После обеда (14:40) заехали пофотографировать церковь Рождества Богородицы во Вселуках., оттуда — обратно в Нечаевщину, где повернули направо в сторону деревни Починок и опять покатили по стиральной доске, но на этот раз — в горку.

До трассы Осташков – Пено нас ждали два приличных тягуна, после которых уже на асфальте пришлось сделать привал чуть ниже Починка (15:27, 56 км). Полноценный отдых не удался, поскольку заметили дым в лесу и Костя с Пашей и Лизой решили съездить проверить, не горит ли лес, но это всего лишь сжигали мусор на свалке. По асфальту крутилось легко, мы быстро добрались до магазина в Пено (16:30, 63,26 км), предварительно остановившись приобрести снасти для рыбалки. Как оказалось, в районе Селигера неплохие магазины типа «Минимаркет». В них можно купить все необходимое. Набрав продуктов на два дня, поехали дальше.

Повернув после Пено направо (на север), докрутили по неплохому асфальту до деревни Кобенево, спустились к водохранилищу посмотреть на разрушенный мост с другого берега (17:35, 74,3 км), после чего, проехав деревни Забелино и Заречье (сперва по грейдеру, а потом и по грунтовке с песком), устроили ночевку между Заречьем и Торгом возле озера Вселуг (18:20). Прямо на берегу Верхневолжского вдхр. встать не удалось — было много отдыхающих. Однако мы отошли чуть дальше от берега и очутились в отличном сосново-еловом лесу с множеством дров и мягким мхом, лежать на котором оказалось очень удобно. Тут же мы вплотную познакомились с местными комарами, от которых спасло только активное применение спрея от кровососущих. Кстати, в подобные походы следует рекомендовать именно спреи (проще и быстрей наносить, чем мази) и в больших количествах (много места они не занимают, а польза, как и расход, огромны). Отлично поужинав и проведя водные процедуры (желающие в лице Паши, Валеры и Кости полезли купаться во Вселуг) отправились спать.

Итог: за день пройдено 81,26 км, полностью соблюден график маршрута, отличная ночевка.

5 июля, второй день, 10:06–21:00

Пройденный путь: д. Заречье – д. Залозье – ур. Слобода – ур. Бобовище – д. Заберечье – д. Руно.

Второй день начался не слишком оптимистично — уже с утра небо затянуло тучами, изредка срывался дождь. Но пока собрались и позавтракали — немного распогодилось, так что когда выехали (10:06) — светило солнце. Для старта по маршруту нужно было вернуться в деревню Заречье, что мы и сделали. Далее для выбора пути (а крутить нам предстояло в деревню Залозье) пришлось воспользоваться GPS-ом, поскольку тропа туда если и была, то умело скрывалась в растительности и грязи. Но спутниковая навигация не подвела, и мы начали прохождение запланированного участка с переправы через большие топкие грязевые колеи.

Дальше — сложнее, но идти было можно, а зачастую — и сносно ехать на скорости до 7 км/ч. При этом трек (проложенный по карте Генштаба 1986 г.) не врал и, идя по ЖПС-у, мы достаточно точно соблюдали его линию. Почти всегда между кустами и травой угадывалась старая дорога, а в лесу была видна даже тропа, местами заваленная упавшими деревьями. При этом болотистые участки и лужи чередовались с восхитительными цветочными полянами, где земляника росла прямо на бывшей дороге, что ощутимо влияло на скорость прохождения маршрута, ибо группа постоянно останавливалась, не в силах проехать мимо нагло выглядывающих из под листьев красных ягод.

Первый брод (через ручей Крутик, 10:45, 3,6 км) оказался именно там, где и положено ему находиться. Причем имелся даже старый мост, по которому переправился только командир, остальные перешли неширокую и неглубокую водную преграду по бревну. Протащив байки еще километра полтора по лесу, дошли до следующего брода (11:25, 4,9 км) — речушки Слободская, которую без проблем одолели, просто перепрыгнув (насколько это возможно с гружеными велосипедами). В этом месте тропа вообще терялась, пробираться пришлось исключительно по GPS. Однако вскоре мы вышли на поляну, с другой стороны которой виднелась цель этого трудного участка — деревня Залозье. До нее мы даже доехали (12:15, 7,9 км), хоть и по густой траве высотой по руль, но все таки…

Сделали остановку, перекусили, Паша поднастроил свой байк. Казалось, основные трудности позади и хотя впереди по карте был непростой участок, его протяженность не внушала пессимизма. Открывшаяся нам дорога от Залозья тоже подтверждала наши ожидания — укатанная широкая грунтовка, по которой часто ездят автомобили. И хотя местами попадался песок и глина, после пешки по лесным и заболоченным участкам дорога ощущалась чуть ли не асфальтом.

Но наши надежды на дальнейший легкий маршрут оказались, мягко говоря, несколько преждевременными. Уже в Залозьи небо все-таки затянуло тучами, пошел моросящий дождь, постепенно усиливающийся. Низкая облачность и полное безветрие говорило о том, что такое положение дел — надолго. Температура тоже была не выше, чем в первый день, но тогда хотя бы было солнечно. Поэтому, надев дождевики и защитив чехлами велорюкзаки, стали активно крутить, чтобы не замерзнуть.

Увлекшись относительно хорошей грунтовкой не сразу заметили, что все повороты к деревне Слобода, следующей цели нашего сегодняшнего маршрута, остались позади. И это немудрено, поскольку остановившись и посовещавшись мы не смогли вспомнить, что проезжали какие-то развилки. Расспросив прохожих (как ни дико это звучит в лесу) задумались еще больше, поскольку никакой Слободы те не знали. Тогда было принято решение посмотреть, куда выведет эта проезжая дорога. Проехав километра два поняли, что ведет она по кругу как раз обратно в деревню Забелино, откуда мы с таким трудом ломились через лес.

Еще раз остановились на совещание (13:20, 13,6 км). Исходя из того, что участок Забелино – Залозье был успешно пройден по GPS, решили вернуться и просто пойти в Слободу по треку в месте, где он уходит с нашей грунтовки. Отыскав нужное место, обнаружили, что еле заметная колея (обозначенная на карте «дорогой с покрытием») здесь таки есть. Свернув на нее, протащили байки километра два под дождем по мокрой и скользкой глине, образовавшей две глубоких колеи, до поля, на котором должна была находиться деревня Слобода. Она там действительно оказалась (15:00, 19,5 км), но была нежилой года этак с 1992 (о чем был сделан вывод по календарю, найденному в одном из заброшенных домов). Само поле заросло различной растительностью выше человеческого роста, среди которой нам известна была только крапива.

Несмотря на усилившийся дождь, решили обследовать заброшенные дома. Тропить до них пришлось мне, поскольку у меня была самая подходящая для этого случая одежда. Получив массу впечатлений и пофотографировав, вернулись к брошенным в высокой траве байкам (а кому они нужны там, где нет людей?!) и потащили их дальше по едва заметным колеям. Очередной раз перебравшись через уже знакомую нам речушку Слободская обнаружили, что даже эта еле обозначенная тропа уходит в сторону от нужного нам направления. Оставив байки под присмотром Паши и Лизы, остальная часть группы отправилась в радиалку по полю (периметром около километра). Напомню, что поле — это трава с крапивой выше человеческого роста. Пройдя по кругу это пространство и отметив два места, где трек пересекал нашу проложенную тропу, обнаружили (где трава была пониже) две линии ромашек, уходящих в нужном нам направлении. Сделали вывод, в дальнейшем подтвердившийся, что это и есть бывшая дорога, которую мы искали. Протропив путь к оставленным байкам и забрав с собой всю группу, по ромашкам вышли к нужному краю поля. (Я умышленно не упоминаю про дружную общину комаров, которая не прекратила свою бурную деятельность даже под дождем, поскольку их присутствие — неизбежное зло всех дальнейших дней, превратившееся у нас в привычку.)

Однако это оказалось лишь началом, поскольку следовало еще найти, где в лесу проходит нужная нам тропа (о дороге говорить уже было бесполезно). Сделав привал под деревьями, пообедав и увидев при этом лосиху и двух лосят, пробежавших мимо нас по полю, опять втроем (я, Валера и Костя) пошли на поиски тропы. Нашли ее практически одновременно, хотя шли каждый своим маршрутом. Несмотря на то, что было много воды и кустов, четко просматривалось две колеи в нужном нам направлении.

Вернувшись за группой, буквально продрались по тропе (в некоторых местах велосипеды могли стоять сами по себе, утопая в грязи или опираясь на местную растительность) через два брода (в которых воды было меньше, чем в самой маленькой луже на этом участке пути) к урочищу Бобовище (18:45, 24 км), оказавшемуся охотничьей засидкой с кормушкой для лосей. Отсюда вела вполне сносная грунтовка — по ней иногда можно было даже ехать.

Приблизительно через километр выехали на укатанную (но с лужами) грунтовку с песком, по которой добрались до домика лесорубов (или смотрителей-егерей, так толком и не поняли), где узнали, что далее по нашему маршруту сплошь нежилые деревни. Мужественно отвергнув предложение остановиться у лесников на ночевку и принять баню (это-то после дня в болоте под дождем!), а также не согласившись доехать до Адворицы и переправиться на другой, жилой берег Верхневолжского вдхр., покатили дальше. Проехав заброшенное Заберечье (27 км), через километр вышли на гать из бревен, обозванную нами паркетом. Такое «удовольствие» (местами байки с трудом можно было даже везти, идя рядом) тянулось километра полтора-два и вывело на поляну-вырубку с разбитой мокрой и грязной в колеях грунтовкой, окончившейся метров через 200 (30 км).

Опасения, что на другом конце поляны дороги не будет, не подтвердились — тропа присутствовала и по ней можно было иногда крутить. Мало того, там оказалось даже две тропы, но они сходились в дальнейшем. До деревни Руно оставалось километров пять и мы их успешно преодолели, причем выехав из леса опять пришлось пробираться по руль в траве. Деревня Руно (21:00, 34,80 км) — это один дом, нежилой, но на удивление ухоженный, с выложенной возле крыльца поленицей дров. Предположительно используется как временное пристанище охотников. Здесь проходит хорошая грунтовка, идущая, очевидно, к берегу Верхневолжского вдхр. к еще одной заброшенной деревне — Головкино.

Место для ночлега искали относительно долго, но выбрали неплохое, под огромной грушей, хотя за водой приходилось бегать вниз к ручью (метров 150–200). Поскольку шел дождь, еду решили приготовить на горелках, однако одновременно быстро разбили лагерь и таки развели костер. Чай варили уже на нем и сушились тоже. При этом всех участников группы не покидало ощущение, что они — в глубокой автономке, далеко от людей, а вокруг полно зверья, хотя объективного подтверждения этому не было.

Итог: за день пройдено 34,8 км, график маршрута существенно нарушен, ночевка оставляет желать лучшего, но преодолен самый тяжелый участок пути.

6 июля, третий день, 13:00–20:20

Пройденный путь: д. Руно – д. Зароево – д. Битуха – д. Высокое – д. Сосново – д. Ивановское – д . Мосеевцы – пос. Свапуще.

Третий день начался с хорошей погоды. С утра светило солнце, было тепло (больше 20 градусов). В связи с этим решили не торопиться с выездом (устали за предыдущий день), настроить байки, просушиться. Все это заняло первую половину дня. Выехали в 13:00, когда стали собираться дождевые тучи. В это же время увидели, какие автомобили проезжают по утоптанной грунтовке через Руну. Одним из них оказалась «Нива», проехавшая сперва в сторону Головкино, а потом обратно. Спросив у водителя, как добраться в деревню Высокое, в очередной раз убедились в уже привычном незнании местными жителями соседних поселений. Тогда мы поинтересовались, куда ведет эта дорога, и услышали незнакомые названия, что вполне объяснимо, поскольку наша карта в сторону запада заканчивалась на деревне Руна. Костин GPS показал левее Зароево и Битуху, а водитель добавил, что Зароево — еще одна нежилая деревня.

Так как было только начало пути, решили ехать и смотреть, что показывает GPS. Сразу за стоянкой находился спуск и песчаный брод через ручей, который мы легко преодолели, не слезая с байков. Потом пошел подъем и парочка огромных луж, вполне способных не только конкурировать с бродом, но и выиграть эту конкуренцию. В дальнейшем дорога улучшилась, но я умудрился соскользнуть в одной из луж в колею и свалиться, намочив левый отсек велоштанов.

Проехав нежилое Зароево (13:20, 2,30 км) и еще немного мы поняли, что повторяется вчерашняя ситуация — все возможные повороты направо на север мы уже оставили позади, а дороги в Высокое так и не увидели. Кроме того, начался дождь. Облачившись в дождевики и накрыв рюкзаки, провели совещание. Ситуация оказалась критической — мы не знали точно, жилое ли Высокое и следующие за ним деревни и, как следствие, есть ли там магазины. Это было важно, поскольку первоначально планировалось, что вчерашний день закончится в Берозовом Рядке, а около него точно были магазины, поэтому еду мы брали лишь на полтора дня и ее оставалось всего на раз. Ломиться же куда-то силы были, но не было гарантии, что там все будет так, как ожидалось — хорошая дорога и пункты питания. Другими словами, до нормального поселка можно было идти по таким «дорогам», как мы пробирались вчера, еще дня два, а есть было нечего.

В конце концов решили, что едем по этой относительно хорошей грунтовке до тех пор, пока не выясним ситуацию — жилое ли Высокое и насколько там проезжие дороги. Если все окажется плохо, придется сходить с маршрута, возвращаться в Пено и просто отдыхать, не напрягаясь объезжая вокруг основных озер Селигера.

Следующая за Зароевым деревня Битуха (14:30, 5,6 км) оказалась жилой. Поговорив с местным водителем лесовоза узнали, что Высокое населено и дороги там нормальные. Кроме того, нам довольно подробно, насколько это возможно, говоря о лесах и болотах, рассказали, как туда проехать. Происходило это примерно по следующему алгоритму: «В трех километрах отсюда — Зароево. За ним спуск, там еще труба внизу лежит, через которую вода течет, потом подъем. Вот на том подъеме слева будет заброшенное кладбище. Обходите его справа, потом за ним — налево вдоль реки, там будет брод, за ним — направо в горку…» и т. п. Поехав обратно, действительно нашли кладбище (14:50, 8,5 км), а рядом с ним — заросшую дорогу, которую смогли бы найти только точно зная, что она там есть.

Добравшись до реки Руна увидели, что такое настоящий брод. Речка оказалось в том месте неглубокой (полметра до середины и потом до 80 см местами), относительно небыстрой с каменистым дном и достаточно широкой (метров 40), особенно по сравнению с теми, что мы уже преодолевали. Сняв велорюкзаки, переправили сперва байки, а потом и вещи (15:30, 9,4 км). За бродом все поросло крапивой в рост человека, но на ощупь колеи угадывались. Километра через два пешки тропа постепенно улучшилась, местность стала выше. В какой-то момент наша дорога слилась с той, которая планировалась по GPS — значит где-то на участке Руно – Зароево она все-таки была, но возвращаться и смотреть, где она начинается, мы не захотели.

В 16:37 выбрались на грейдер северо-западнее Высокого и большинством голосов решили в него заехать — вдруг там окажется магазин, хотя это было в противоположную сторону от основного маршрута. Грейдер был вполне сносным, не смотря на участки песка и глубокого мелкого щебня. В Высоком были в 16:44 (14,2 км), убедились, что магазинов там нет, набрали в колодце воды, сделали перекус и отправились в направлении деревни Сосново. Там узнали, что ближайший магазин расположен в Ивановском на базе отдыха «Стерж» и работает он до 18:00. Немного поднажав, приехали в Ивановское (21,9 км) за 20 минут до закрытия, закупились всем необходимым и даже с запасом, хотя больше особо тяжелых участков не предвиделось. Дождь закончился, поэтому здесь же переоделись и переобулись.

Выехав с базы, в первом подходящем месте организовали привал (23,2 км) и пообедали, хотя по времени уже было пора ужинать. Перекусив, покрутили дальше (18:44). Проехав Мосеевцы и Новинку (грейдер в вперемежку с песком), вырулили на основной грейдер — стиральную доску. Налево на северо-запад — 18 км до Волговерховья, истока реки Волга, направо — достаточно известный населенный пункт Селигера — поселок Свапуще. На исток мы заезжать не планировали, поэтому одолев километров 15 наконец-то увидели асфальт в Свапуще (19:58) и еще один магазин (38,8 км).

Ночевку организовали на берегу Селигера, найдя хорошее место, которое нам досталось случайно — одна из 5–6 стоянок за Свапуще оказалась свободна (20:20). Несмотря на низкий берег есть просвет в камышах, а от прежних отдыхающих нам перешли по наследству скамеечки и немного дров, хотя последних мы набрали в достатке в ближайших зарослях орешника и лесопосадках.

В этот же вечер Паша перебрал свою заднюю втулку (стала стучать на грейдере), а остальные приятно провели время уже непосредственно на берегу Селигера.

Итог: за день пройдено 42 км, остановились на 10–15 км раньше, чем планировалось, если исключить запланированную дневку (т. е. в целом маршрут, не считая потерянной дневки, идет нормально), отличная ночевка.

7 июля, четвертый день, 12:12–20:15

Пройденный путь: пос. Свапуще – д. Подгорье – д. Жалыбня – д. Залучье – д. Машугина Гора – д. Ровень Мосты – д. Заозерье – д. Сосница – д. Заболотье – д. Ельник – д. Высокая Гора – д. Перерва – д. Красота – д. Кривая Клетка – пос. Полново – д. Лаврово – д. Зыковщина – д. Приозерная – д. Нов. Скребель – д. Лыково – д. Покров.

Четвертый ходовой день порадовал нас хорошей погодой, было тепло, светило солнце. Учитывая два тяжелых предыдущих дня, собираться особо не спешили, тем более, что трудных участков на сегодня не намечалось. Хотя изначально планировалось пройти участок Залучье – Сосница по маршруту: д. Залучье – д. Березовский Рядок – д. Картунь – д. Княжое – д. Бухвостово – д. Дубово – д. Задубье – д. Заполек – д. Заузье – д. Сосница. Но предыдущих два дня пешки оказали свое пагубное влияние, и было принято решение проехать в объезд по грейдеру по нитке д. Залучье – д. Машугина Гора – д. Ровень Мосты – д. Заозерье – д. Сосница. Километраж такой же, а по времени значительный выигрыш. В принципе, через Березовый Рядок дорога была более-менее известна — по ней ходил Костя в прошлом году, но времени для экспериментов не оставалось — и так дневки у нас уже не было.

Позавтракали и закусили земляникой прямо с близлежащей поляны. Лиза с Пашей быстро собрались и поехали в примеченный вчера магазин в Свапуще за продуктами, договорившись с нами встретиться на выезде на трассу. Мы также собрались, докрутили до асфальта, подождали ребят с продуктами и отправились в сторону деревни Жалыбня (12:12). Асфальт быстро закончился (как раз в районе Жалыбни) и дальше простиралась стиральная доска с ощутимыми перепадами высот.

Проехали Залучье, в деревне Машугина Гора остановились у колодца заправиться водой (13:04, 13,8 км). Комаров по жаре почти не было, зато появились слепни, стаями кружа вокруг нас как на стоянках, так и во время езды. Не спасала от них даже высокая скорость, хотя ее трудно было развить на таком грейдере. Минули деревню Ровень Мосты (очень похожую на нежилую) и под Заозерьем на одном из спусков около озера Ласцо на скорости примерно 20 км/ч переднее колесо моего байка угодило в рыхлый песок. Учитывая, что руль у меня был загружен фототехникой, велосипед повело, я, как это принято говорить, «не справился с управлением» и покувыркался по грейдеру. Обошлось без перелетов через руль, да и травм особых не получил — только оцарапал левый локоть и поставил синяк на правом бедре. Ранки на локте сразу промыли и замазали зеленкой, в дальнейшем они не давали о себе знать.

После Заозерья сделали плановый 10–15 минутный перерыв (14:15, 24,5 км) и докрутили до Сосницы (15:31, 37,3 км), где пофотографировали местные достопримечательности (пейзажи и красивый деревянный храм во имя пр. Германа Столобенского) и устроились на обед прямо возле магазина (от храма — дорога направо, потом на развилке — налево). Выехали из Сосницы в 16:36. По дороге на участке Сосница — Заболотье наблюдали заброшенное (или похожее на такое) кладбище. Через деревню Ельник добрались до деревни Высокая Гора (17:23, 47,9 км), перед которой действительно был высокий подъем. В середине деревни даже лежал асфальт, да и вообще все поселение отличалось ухоженностью. Так, придорожные фонари зажигались вручную при необходимости с помощью выключателей, домики были украшены резьбой и аккуратно покрашены, а газоны вокруг них — подстрижены.

После Высокой Горы проехали деревню Перерва и Красота, у последней даже остановились и сделали фото на память возле указателя с таким интересным названием. Здесь же пришлось использовать пантенол — Лиза впервые за весь поход ощутила селигерское солнце. Потом была деревня с не менее впечатляющим названием — Кривая Клетка, но указателя возле нее не было. В 18:18 после серии горок докрутили до самой северной точки Селигера — поселка Полново (56,6 км). Когда-то отсюда ходили суда в Осташков, а Полново считалось важнейшим торговым пунктом на Селигере.

В Полново горки никуда не делись, но появился асфальт! Здесь мы остановились возле магазина, закупились всем необходимым и покрутили дальше — по плану у нас была стоянка в районе деревни Зыковщина. Однако в реальности все оказалось иначе. За Полново — поворот направо, асфальт закончился и пошел все тот же грейдер. Почти на всем протяжении от Зыковщины до Новой Скребели берег ограждал высокий металлический забор. Как пояснили местные, туда на вертолетах прилетают отдыхать москвичи. Кроме того, после Зыковщины начинался Национальный парк «Валдайский», приравненный к заповеднику, за проезд по которому чуть ли не надо было платить. Хотя по карте парк начинался еще в районе Заболотья (перед Сосницей), но лишь здесь мы увидели большие официальные информационные стенды.

Докрутив мимо зеленого забора за Новую Скребель безуспешно пытаясь найти место для ночевки, встретили местных на тракторе, которые подсказали, что в деревне Покров есть хороший пляж, где можно стать лагерем. На вопрос о заповеднике они ответили, что регулярно вдоль берега ездят егеря, которым придется заплатить. Это нас не испугало, мы добрались до деревни Лыково, там свернули направо и по грунтовке докрутили почти до Покрова (километра три), но, не доезжая немного до деревни, повернули налево и нашли неплохое место на берегу (20:15, 72,27 км). Здесь был небольшой пляж, деревянный столик с лавочками и место для костра.

Поставили палатки, несмотря на начавший моросить дождь, развели костер (дров оказалось много) и отлично поужинали.

Итог: за день пройдено 72 км, основная часть пути позади, есть шанс на полудневку (правда, все зависит от завтрашнего дня), отличная ночевка.

8 июля, пятый день, 11:57–19:30

Пройденный путь: д. Покров – д. Лыково – д. Долматиха – д. Городец – д. Доброе – д. Ореховка – оз. Полоновка.

Утро пятого ходового дня не запомнилось ничем особым кроме того, что я пообещал сегодня возможную полудневку, поскольку по карте нам было добираться до следующей точки ночевки всего около 30 км. Но было одно «но» — все зависело от того, как мы пройдем участок Лыково – Городец. Погода была хорошая, светило солнце, температура чуть больше 20 градусов.

Стартовали в 11:57, в Лыково (3 км) расспросили местных о наличии тропы Долматиха – Городец. Никто толком ничего не знал, посоветовали узнать непосредственно в деревне Долматиха, но уверяли, что из нее люди иногда ходят в Городец («у них бабушка там…»). Поскольку до Долматихи было недалеко (около 3 км), поехали разбираться. На участке Лыково – Долматиха была сносная тропа — разбитая грунтовка через поле и лес, по которой иногда можно было даже ехать. В Долматихе (13:10, 5,9 км) опросили местных и узнали, что тропа через лес таки есть, предложили даже услуги проводника, от которых мы отказались (меньше, чем на 300 руб. они не хотели соглашаться), уповая на GPS и опыт уже пройденного за поход бездорожья.

Определив, где начинается тропа, сунулись на нее. Сперва была вполне утоптанная дорожка, видно, что местные часто ее использовали. Чуть далее по лесу дорога также хорошо просматривалась, местами можно было ехать, маршрут при этом вел прямо по треку. Где-то на середине участка пошли заболоченные низины, Лиза даже умудрилась застрять. Ближе к Городцу вышли на поляну, где тропа потерялась (15:30, 9,5 км). Пообедали, закусив земляникой, растущей прямо под ногами, и решили идти по GPS. Но дорогу преграждала небольшая, но топкая и глубокая речушка. Костя пошел искать брод и нашел бобровую плотину, через которую группа и переправилась. Тропа очутилась уже где-то в стороне, поэтому GPS указывал только направление — шли по азимуту, благо оставалось километра два.

Поплутав по болотам и покормив слепней с комарами и мухами, увидели неплохую, хоть и местами залитую дорожку среди зарослей кустов и деревьев. Пойдя по ней, достигли реки Черная и увидели место, где должен был быть мост… Моста не было, река оказалась глубокой (1,8–2 м) и относительно широкой (метров 15–20). Правда, на берегу с нашей стороны валялось несколько длинных жердей. Мысль о том, что придется возвращаться (а это часа 3–4) абсолютно не утешала. Пока я с Костей пытался найти какой-то брод, утопая по колено в болоте, Паша перебросил парочку жердей, поэтому решили наводить переправу. Положив две самые длинные жердины повыше и связав их, мы получили дорожку для байков. Еще две жердины покороче укрепили снизу в воде — по ним предстояло идти нам. Конечно, этот процесс сопровождался укусами слепней, поэтому пришлось активно применять спрей от кровососущих.

Наведя переправу, мы успешно перебрались на другой берег, но все это плюс ходьба по лесу заняли немало времени — было уже 17:30 (10,2 км), а впереди еще приблизительно 15 км маршрута. Плакала наша полудневка. Кстати, по картам Яндекса от Долматихи до Городца было 4 км, местные говорили о 6 км, а реально по велокомпьютеру оказалось 5 км.

Собрались, перекусили и покрутили дальше. Оставили в стороне Городец (11 км), по грейдеру добрались до деревни Доброе (13,2 км), оттуда — до Ореховки (19,8 км), после которой по плану была ночевка. Но дорога здесь не шла в сравнение даже с тем грейдером, который мы проезжали раньше — по этой рыхлой с песком и камнями «стиралке» удалось выжать максимум 10 км/ч. Кроме того, оказалось, что за Ореховкой сплошь низкий берег, стать до самого моста через протоку из озера Полоновка было нельзя — чтобы зачерпнуть воды, нужно было бы идти метров 100–150 по камышам.

Сделав несколько попыток найти место для ночлега, добрались до озера Полоновка. Здесь Костя нашел отличную стоянку на самом озере (19:30, 29,87 км) — с хорошим пляжем и местом для костра. Обустроили лагерь, помылись в озере (вода сперва кажется холодной, но быстро привыкаешь), загнали мне в палец рыболовный крючок, который, провозившись некоторое время, успешно вытащили, откусив ушко (плоскогубцы с возможностями кусачек брать в каждый поход обязательно!), и легли спать.

Итог: за день пройдено 30 км, преодолели тяжелый участок с наведением переправы, дневок и полудневок не осталось, отличная ночевка.

9 июля, шестой день, 13:32–20:50

Пройденный путь: оз. Полоновка – д. д. Красуха – д. Мошенка – д. Березово – д. Котчище – д. Лежнево – д. Кравотынь – д. Зальцо – д. Светлица – о. Нилова Пустынь.

Шестой ходовой день ознаменовался хорошим дождем, который начался еще ночью. Но времени в запасе особо не было, пришлось вылезать из палаток, организовывать тент и завтрак. Полудневка все-таки состоялась, только нестандартная — с утра. Дождь часам к 11 прекратился, и мы просушились, насколько могли. К завтраку удалось поймать пяток мелких плотвиц, которые были приготовлены на костре как шашлык. Это место запомнилось для меня еще тем, что здесь было много мелкой мошки, такой маленькой, что она пролетала сквозь сетку палатки и неприятно кусалась, так что ночь была веселой.

Выехали в 13:32, уже вовсю светило солнце и было жарко. Решили не возвращаться к Ореховке, а оттуда — к деревне Красуха, а поехать к последней по лесным дорогам через деревню Заплавье. В таком варианте не нужно было трястись по грейдеру, а предполагалось прокатиться по приятным, хотя местами песочным грунтовкам. Да и километраж был гораздо больше.

Сразу же после старта очутились на поляне с черникой — пришлось немного притормозить. До деревни Заплавье вела рельефная лесная грунтовка, в одном месте даже оказался мост — через ручей Хочинский. В Заплавьи (14:35, 5,6 км) закупились продуктами (магазина была целых два, в этом месте чалятся и водные туристы) и двинули по песчаному грейдеру к Красухе. В 15:47 выехали на основной грейдер (20,3 км), проложенный на участке Ореховка – Красуха, и вскоре уже катили по асфальту в Красухе (16:04, 19,1 км). Счастье было недолгим, за населенным пунктом асфальт закончился и опять пошла стиральная доска. Однако в 16:20 мы были в деревне Мошенке (23,4 км), откуда по главной дороге до Осташкова лежал хороший асфальт.

Прокрутив 8 км, в 16:47 свернули (31,7 км) к деревне Березово на укатанную грунтовку. В 17:54 проехали деревню Котчище (34,5 км) и остановились на обед за хорошим деревянным мостом (правда, машины по нему не пройдут) на краю деревни. Здесь мне с Пашей пришлось сходить за водой, по пути узнав у дачников, где у них колодец, и одолжив ведро.

Перекусив, покатили дальше через деревню Лежнево (37 км) вдоль озера Глубокое. За Лежнево километра два грунтовка была преимущественно песочная, байки часто заносило (особенно мой, с загруженным фототехникой передним колесом), местами приходилось идти пешком. За озером выскочили на хороший грейдер (39,4 км) и поехали вправо, но вскоре с него пришлось свернуть по треку влево в лес (18:32, 43,7 км) на укатанную грунтовку. В хорошем темпе добрались по горочкам до деревни Кравотынь, а оттуда — в деревню Зальцо (19:14, 50,8 км), где вырулили на асфальт и понеслись до Ниловой Пустыни, предварительно повернув на развилке (19:28, 52,5 км) после Зальцо (не сразу, надо немного проехать по асфальту) направо.

На подъезде к Ниловой Пустыни стала ощущаться цивилизация. На нас это сказалось сложностями с выбором места для ночевки. Везде, как на Селигере, так и на озерах (Белое, Глубокое) слева от трассы было полно народу. До перешейка к деревне Светлица мы постоянно останавливались и Валера с Костей попеременно искали устраивающую нас стоянку. В конце концов докрутили почти до самой Светлицы, свернули налево, вышли по мостику на берег одного из Селигерских заливов и, немного проехав среди отдыхающих, все же нашли более-менее подходящий участок (20:50, 59,3 км). Правда потом к пяти утра туда приехали на автомобиле жутко цивилизованные москвичи и стали почти в нашем лагере, хотя места кругом хватало.

В целом же ночевка удалась, дров было на удивление много, к комарам уже привыкли, настроение умиротворенное и немного грустное — завтра последний день похода.

Итог: за день пройдено 59 км, график похода соблюден, хорошая ночевка.

10 июля, седьмой день, 11:54–15:13

Пройденный путь: о. Нилова Пустынь – д. Троеручица – д. Пачково – д. Залучье – д. Заселье – д. Сорога – д. Дубок – г. Осташков.

Седьмой, последний день похода встретил нас цивилизацией. Сперва шумели соседи-москвичи (упаси бог от такого соседства), въехавшие машиной чуть ли не в наши палатки, потом у Паши оказалась пробитой камера (вчера поймал стекло), а в заключение мимо лагеря проходили внушительные группы «нашистов», сочетающих отдых и учебу на берегу Селигера.

Но в остальном все было очень даже ничего. Позавтракали кашей с черникой, Лиза успела помыть голову и насобирать ягод, а мы — подсушить вещи и настроить байки. Поэтому наш выезд нельзя назвать ранним — 11:54, но много крутить сегодня и не планировалось. Первым по плану у нас было посещение монастыря на Ниловой Пустыни (12:10, 2,1 км). По очереди поднялись на колокольню. В этом году за вход пришлось отдать по 100 руб. с человека, хотя раньше пропускали бесплатно — коммерция, однако, да и «пустынью» место уже никак нельзя назвать. Закупились сувенирчиками, посмотрели карты Селигера и очередной раз убедились, что наша, изрядно потрепанная за поход, — самая полная.

После монастыря заехали в магазин взять продукты на обед, потом стали на полчаса за Светлицей (4,13 км) перекусить и насобирать черники. Стартовали в 14:00 и докрутили до Осташкова по асфальту в хорошем темпе (средняя скорость — около 24 км/ч) колесо к колесу к 15:13 (29,1 км). При этом решили не заезжать в заявленные до похода деревни Жар и Пески — особых достопримечательностей там нет, а километраж мы уже и так набрали порядочный.

До поезда оставалось 3,5 часа, поэтому поехали кататься по Осташкову. Посетили Троицкий собор и поднялись в нем на колокольню (всего 50 руб., для студентов — 15 руб., дешевле даже, чем в Ниловой Пустыни), потом решили добраться до самой северной точки полуострова, на котором располагается Осташков — там оказалась база МЧС. По пути обнаружили отличный песчаный пляж, на который, уговорив меня, заехали, о чем не пожалели. Водичка была отличной, песок — теплым, солнце — горячим, что еще надо путешественникам, проведшим неделю в селигерских болотах?

Дальше все просто и стандартно. Докрутили на вокзал, заехав по пути в несколько магазинов, сняли велорюкзаки и разобрали байки, загрузились в поезд (пришлось тащить вещи и велосипеды почти вдоль всего перрона, хорошо, что состав был коротким). В 18:30 стартовали в Москву.

Итог: за день пройдено 38,6 км, поход окончен по расписанию с соблюдением основной нитки маршрута. За весь маршрут пройдено 358,12 км, из них по г/д — 251 км (70%).

2.8. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Опасными участками на маршруте явились отрезки Руно – Высокое и Долматиха – Городец. Первый отличался тем, что никто из группы не знал, насколько жилой район около деревни Высокое и севернее нее, как и насколько проезжие там дороги. Поэтому была реальная перспектива остаться без провизии на неопределенное время.

На втором отрезке (Долматиха – Городец) не оказалось моста, а брода не было. Это не критично, но могло серьезно задержать группу в случае возврата и объезда. Обсуждая позже сложившуюся ситуацию определили, что если бы на берегу не оказалось жердей, вероятно, мы бы их спилили в ближайшем лесу. Но это опять сильно повлияло бы на время прохождения.

Из явлений стоит отметить наблюдение нами лосиной группы — лосихи и двух лосят, т. е. при неблагоприятных обстоятельствах лосиха бросилась бы защищать лосят, посчитав нас агрессорами. Видели также кабаньи следы и разрытую ими землю.

2.9. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте

К историческим и природным объектам на маршруте надо отнести:

1. Бывший Знаменский монастырь в Осташкове.
2. ДОТ перед деревней Хитино.
3. «Пирамида профессора Голода» после Хитино.
4. Церковь Рождества Богородицы во Вселуках.
5. Деревянный храм во имя пр. Германа Столобенского в Соснице.
6. Национальный парк «Валдайский», занимающий северную часть селигерских озер.
7. Действующий монастырь Нилова Пустынь.
8. Троицкий собор в Осташкове.

Из интересных занятий стоит отметить прохождение группой отрезка Заберечье – Руна, где все участники впервые познакомились с таким понятием, как «гать», а также преодоление брода через реку Руна и наведение переправы через реку Черная.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

В целом группа с походом справилась, причем вместо планируемой «единички» чуть не вышла на «двушку» — немного не хватило километража, о чем мы на маршруте не знали, а то наверстали бы. А так оказалась «1+». Не реализованные дневка и полудневка говорят о том, что даже в простом походе дней лучше закладывать больше, чем необходимо. Этим, в принципе, и руководствовался командир при выборе маршрута.

Особой прелестью проведенного похода оказалась его разнообразность, все дни имели основные отличия друг от друга. Так, практически шоссейный день сменился пешкой по болотам и гатям, потом продвижение по GPS и азимутам, взятие брода. Присутствовали также грейдерные участки и лесные рельефные дороги, наведение переправы, в конце опять шоссейные отрезки.

Основной трудностью было то, что шли по такому маршруту не просто впервые, а вообще первыми, насколько я это понял, поэтому неизвестность дальнейшего накладывала серьезный отпечаток. С другой стороны всегда можно было сойти с маршрута — таких мест было предостаточно. В крайнем случае — вернуться.

Несмотря на равнинную категорию похода, по этому же маршруту вполне по силам пройти «двушку», следовательно нитку можно смело рекомендовать в школьные походы по равнинной местности.

Очередной раз не удивили карты, как обычно — далекие от реального положения дел, поэтому в поход желательно брать GPS с заранее тщательно прорисованным маршрутом. Как оказалось, психологически по нему идти легче, чем просто с компасом по азимуту — в любой момент времени ты знаешь, где находишься, правильно ли идешь и сколько еще осталось.

Если поход намечается в местах, где возможны обильные осадки, нужно не полениться и тщательно экипироваться под ситуацию. В частности, приобрести отдельные гермопакеты под спальники и одежду, по возможности оснаститься неопреновыми носками — очень помогают по мокрой и холодной погоде. Не следует также жалеть место и на спреи от кровососущих.

Не смотря на обилие лесов, готовить иногда приходилось на горелках, поэтому в подобные походы надо брать и такое оборудование. При этом пара горелок всегда лучше, чем одна, но надо следить, чтобы устройства были одинакового формата, а не так, что одна навинчивается на баллон, другая ставится рядом, как было у нас.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

«Озеро Селигер» (путеводитель). Калининское областное книжное издательство