МОСКОВСКИЙ КЛУБ ВЕЛОТУРИЗМА «3Х9»

 

 

 

 

 

 

 

 

Журнал похода группы 4 по Крыму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2009 г


Дата проведения: с 25 апреля по 10 мая 2009 года

Место проведения: Украина, Крым

Заявленная категория сложности: II

 

Нитка маршрута:

Новоалексеевка – Геническ – пролив Тонкий – Арабатская стрелка – Генгорка – Счастливцево – Стрелковое – страусиная ферма – Соляное – Каменское – Каменское – Батальное – Приморский – Береговое – Феодосия – хребет Тепе-Оба – Коктебель – Щебетовка – Солнечная долина – мимо мыса Меганом – мыс Алчак – Судак – Весёлое – Морское – Громовка – ущелье реки Шелен – перевал Нижний Шелен – гора Чатал-Кез – Хмелёвское вдхр. – Поворотное – Алексеевка – Головановка – Пчелиное – подъём на Караби-яйлу – Метеостанция – т/с Восточный Суат – Стол гора – Тырке яйла – Долгоруковская яйла – Перевальное – Заречное – Мраморное –радиальный выход на Чатыр-Даг- Пещера Эмине-Баир-Хосар – Доброе – Пионерское – т/с Джалман – Партизанское – Кизиловка – Карагачинская балка – пещерный город Бакла – Трудолюбовка – возвышенность Тузелаки – т/с Сарабей – Кудрино – Качинская долина – брод р. Кача  - возвышенность Ак Джар – мимо г. Св. Ильи – церковь Св. Луки – Кабак-Су – Высокое – хребет Янган-Тау – Куйбышево – долина р. Бельбек – Малое Садовое – Большое Садовое – Танковое – Сирень – Севастополь

 

 

 

Участники:

1.     Татаринов Дмитрий – командир, завснар, видеооператор, второй штурман

2.     Чернов  Николай – штурман, фотограф, завхоз по воде

3.     Кузов Алексей – культуролог, летописец

4.     Рябинина Татьяна - завхоз

5.     Крутиков Денис – казначей, второй механик

6.     Фахретдинов Тагир - медик

7.     Усолкин         Андрей - механик

8.     Тихонова Анастасия – эколог, вожатый, категорийное препядствие

 


А на привале свет костра…

И облаков седая проседь.

Душа туда вернуться просит,

Где дышат горные ветра…[1]

Начало. Отъезд из Москвы.

Сбор группы на Курском вокзале прошёл без сюрпризов. Кто-то приехал своим ходом и неспешно разобрался и упаковался, кто-то приехал уже упакованный. Грузились весело, всем клубом «3х9», наша группа и ещё две. В 10.35 [2] поезд отправился. К 15.00 всех сморило, т.к. всю ночь не спали – собирали рюкзаки и предвкушали. В 19.30 ужинали чем смогли, т.к. забыли купить на вокзале курицу гриль, забыли чай, сахар… В 21.20 доехали до таможни. Заполнили миграционные карточки, путаясь в двуязычной англо-украинской бумажке. Отрубились.

 

День 1. (25 апреля)

В 7.30 прибыли на Новоалексеевку. Выгружались слаженно и осмысленно набив в один тамбур рюкзаки, и вынося велы через другой. К 8.30 собрались и навесились. В 8.45 сборы были завершены групповым фотографированием групп 1, 2 и нашей 4. На вокзале нашли воду, которую можно было набрать из трубы с краником, торчащей из подземных коммуникаций. Долго спорили можно ли её пить, сували в неё прихваченные экологом Настей индикаторные бумажки, пробывали, плевались и в результате набрали две складные 5 л канистры в качестве технической «на всякий случай». В 9.30 стартовали из Новоалексеевки в сторону Геническа.

В 10.00 Дима и Денис помогли на шоссе растолкать заглохшую старую машину, в которой, вместо того чтоб помочь, в наглую сидели кроме водителя, ещё один мужик и тётка. Толкнутая машина проехала метров 10, после чего снова заглохла. Бесстыдные аборигены стали кричать, не выходя из машины, чтоб их снова толкнули. Хотя помочь им хотелось крепкими словами, всё же толкнули ещё раз. Поскрипывая, старая рухлядь уехала. А Денис, Дима и Леша стали догонять группу. Ехалось довольно тяжело – не было нормального ужина и завтрака.

Вскоре отстающие подтянулись и, оставив за спиной просторные поля, группа въехала в Геническ. Нас встречали усыпанные цветами деревья и цветущие клумбы. Собранные и готовые ко всему после весенних скаток со снегом и градом участники наконец расслабились и поняли, что вокруг теплая южная весна. В Крыму сухо и тепло!

В 10.40 закупились в Геническе в магазине. Местные жители оказались на удивление дружелюбными и после расспросов откуда мы и куда даже поддержали велоспорт, подарив нам связку сушёных солёных бычков, которых во множестве ловят здесь же неподалёку в море. В 11.00 заехали на местный рынок, поменяли ещё рублей на гривны (курс около 5 руб. за гривну), дозакупились и направились на Арабатскую стрелку. Геническ неожиданно закончился и направо от дороги развернулись бескрайние просторы Сиваша. После столичной тесноты открытые пространства приятно поражали. А впереди была асфальтовая дорога и тающий в дымке горизонт. С погодой тоже повезло – на небе не облачка.

В 11.20 нас лихо обогнала группа донецких велотуристов, хотя мы шли не ниже 22 км/ч. В 12.20 остановились у с. Генгорка на холмике рядом с церковью. Перекусили бисквитным тортом с варёной сгущёнкой, помидорами, сыром и кефиром. Около места привала обнаружился памятник в виде пушки на постаменте. Залезли везде, где возможно было залезть и пофотографировались. Потом Настя залезла туда, куда невозможно было залезть и ещё пофотографировались. Двинулись дальше.

Сразу после Генгорки асфальт превратился в изумительную бетонку. Плиты длинные и широкие, положены в несколько рядов и никакой арматуры или разошедшихся стыков.

После села Счастливцево у командира обнаружился прокол на переднем колесе. Причём ехал он как ни в чём не бывало на полностью сдутом колесе пока кто-то не заметил этого со стороны. Пока меняли камеру, около группы остановилась красная потёртая «Жигули», и из неё вылез почтенный батюшка в рясе, который, спросив дорогу до какого-то пансионата, безошибочно вручил именно завхозу немалый пакет с куличами, пасхальными яйцами, конфетами и прочими харчами, велев помянуть на привале погибших и почивших. На эти выходные как раз приходился праздник Красная горка. Благословив наши недоумевающие персоны, батюшка лихо укатил в сторону Геническа. Покончив с проколом и убрав в рюкзак богом посланную неучтёнку мы покатили дальше.

Доехали до с. Стрелковое. Остановившись у магазина, спросили у местного жителя, где колодец. В результате, разговорившись,набрали у него на участке воды из скважины (около 20 литров), сходили в туалет и выпросили вина. Правда вместо вина нам предложили водки и брать её мы не стали.

После Стрелкового кончилась и бетонка. Проехав по хорошо утоптанной грунтовой дороге мы въехали на необжитую часть Арабатской стрелки. Дорога представляла собой плотно утрамбованный ракушечный песок. Ехали около 17 км/ч, мешали только поперечные борозды на песке, похожие на стиральную доску. Изредка попадались загорающие посреди дороги змеи. Проехали страусиную ферму, зашли узнать что к чему. Оказалось что в апреле-мае она ещё закрыта. Поесть у них нигде нельзя. А ежели кто хочет посмотреть на страусов, то как будете ехать- поверните голову влево и смотрите сколько влезет.

 

Последняя редкая растительность осталась позади, слева было Азовское море, справа – Сиваш. В 19.30 решили вставать на ночёвку. За 40 мин. разбили лагерь, и приготовили макароны с тушёнкой, даже умудрились насобирать где-то дров для костра, который так и не разожгли – готовили на газу.

Мужская часть группы единогласно решила купаться перед чаепитием и, оглашая пустынный пляж нечеловеческими воплями и непередаваемыми фонемами, 6 велотуристов нагишом плюхнулись в Азовское море. Температура воды была всё же выше 10 оС и купание, хоть непродолжительное, но удалось.

Стоит отметить, что день не обошёлся без технических неприятностей. У Дениса разлохматился тросик, впрочем, без последствий. Но больше всех не повезло механику Андрею. За 300 метров до места стоянки обнаружилось, что лопнул крепящий седло к подседельнику болт. Тут же вспомнился ворох шуток про контактное седло. Вот только на этот раз было не смешно. Совсем. Попробуйте проехать на байке стоя пару сотен метров по грунту и с велорюкзаком под 20 кг.

К счастью у предусмотрительных участников оказался похожий болт. Правда, меньшего диаметра, по этому на следующий день Андрея ждал определённый риск. Попив чаю, группа разбрелась по палаткам спать. Несмотря на опасения, засыпать под шум прибоя оказалось удивительно легко.

 

Итого за день 1:

Группа прошла: 85 км

Средняя скорость: 17 км/ч

Энергозатраты: 7150 ккал [3]

 

 

День 2. (27 апреля)

Дежурные встали в 6.30. Дежурили Настя и Дима. В 7.30 вся группа уже сидела вокруг дежурных в ожидании каши с тушёнкой. Утопая в утреннем тумане, солнце нехотя выползало из-за Азовского моря, под утро оно тоже немного замёрзло и тепла от него почти не ощущалось. Температура воздуха была чуть выше 10 оС. В 8.30 завтрак был закончен и группа начала собирать лагерь. Провели техосмотр, устранили непонятно откуда взявшийся за ночь у Насти прокол, исправили тросик Дениса и в 10.30 тронулись в путь. С самого старта Настя учесала вперёд, чтоб не отставать потом от группы и почти до конца дикой части Арабатки мы пытались её догнать, спрашивая у редких едущих навстречу машин рыбаков не встречалась ли им девушка на велосипеде. К 14.30 доехали до с. Соляное, и каждый из оставшихся позади 40 км гудел басовой трубой в натруженных задах. В сухую погоду на стрелке отличная грунтовка, хоть и похожая на стиральную доску.

В Соляном набрали воды с трудом найдя жителей в одном из дальних от дороги дворов. Воды набрали всего 10 л в колодце-скважине. Из-за близости моря и соляных промыслов по вкусу вода больше напоминала рассольчик, но пить было можно.После Соляного начался апокалиптический грейдер похожей на гусеничную дорогу, засыпанную крупным щебнем. Преодолев эту жуть мы добрались до величавых развалин Арабатской крепости, от которой сохранились лишь стены. Внутреннюю часть занесло землёй и она походила больше на зелёные холмы, чем на внутренний двор.

Пообедав колбасой, печеньями, майонезом и сыром мы собрались двигаться дальше, как вдруг обнаружилось, что у горе-кльтуролого Лёши оторвалась пятка подошвы велотуфли. К счастью у Насти был «Супер-клей» и всё удалось легко починить.

В 17.15 мы доехали до с. Каменское, где провели закупку, слопали по банану, распили изумительные соки местного производства. Здесь же, в Каменском, техническая проблема механика Андрея, умудрившегося приладить седло к подседельнику пластиковыми хомутиками, неожиданно разрешилась. Разговорившись с местным жителем, к стати сказать тезкой Андрея, мы узнали, что он живо сочувствует туристам всех мастей и сам человек бывалый, перенёсший немалые жизненные трудности. Когда он узнал, что у Андрея лопнул жизненно важный болт, он подвёл его к своему стоящему во дворе велосипеду и сказал: «Снимай всё, что нужно». Получив так необходимый болт Андрей хотел дать благодетелю денег, но тот отказался. Чтобы хоть как-то отблагодарить спасителя Андрей угостил его пивом.

Море осталось далеко позади, но сменившие его зелёные дали пастбищ тоже так и просились в объектив фотоаппарата. Группа была безмерно рада нормальной дороге. Все забыли, что у них на багажниках по 15 кг всякого тяжёлого барахла и топили не меньше 22 км/ч. За с. Семисотка начал дуть весьма напористый встречный ветер и пришлось немного сбавить пыл.

Свернув от с. Батальное на трассу мы врубили по ней под 28 км/ч, помогал лёгкий спуск. Удовольствие продолжалось не долго – около 4 км, потом свернули в сторону Чёрного моря на юг. Вдруг нас осенила мысль, что воды в сёлах мы нигде не набрали и взять её негде. Но удача нас не оставила. На встретившемся хуторе была цистерна пресной воды и согбенная старушка разрешила нам набрать немного. Проехав ещё около 3 км мы оказались на пологом берегу, круто обрывающемся в море с высоты около 20 метров. Встав на берегу в небольшой ложбинке хоть как-то прикрывающей от ветра мы разбили лагерь. Ужинали бесподобно вкусным супом, созданным завхозом Таней, бутербродами из кетчупа и майонеза с чёрным хлебом, пили превосходный кагор «Массандра» и чай. К 11.00 бодрый храп уже пугал одиноких чаек.

 

Итого за день 2:

Группа прошла: 80 км

Средняя скорость: 16,5 км/ч

Ходовое время 5 ч

Энергозатраты: 6550 ккал

 

День 3. (28 апреля)

Дежурные проспали подъём на полчаса и встали в 7.30. К 8.40 геркулесовая каша с сухофруктами и цукатами уже была готова разложиться по мискам. Утренние сборы продлились до 11.20, а в 11.45 группа двинулась в сторону Феодосии.

На шоссе возвращаться не стали, тем более что по берегу в нужном направлении тянулись отличные дороги, даже асфальтированные. Проехав пару километров на запад мы уткнулись в какой-то огороженный объект непонятного назначения. Пришлось объезжать его по периметру по грунтовой дороге невдалеке от Ак-Монайских позиций. Так мы въехали в Приморский, где закупились на местном рынке и двинулись по Золотому пляжу, по шоссе, идущему по самому берегу, в Феодосию. Проскочив Береговое мы въехали в Феодосию около нефтехранилища. Цветущий весенний город, согретый солнцем и обласканный морем, развернулся перед нами во всей красе. Проезжая по чистым уютным проспектикам, мы посмотрели Свято-Екатерининскую церковь, памятник апостолу св. Андрею Первозванному, домик Грина, вечный огонь, фонтан Айвазовского. Пока стояли фотографировались около Казанского собора к нам вышел звонарь (больше похожий на Элвиса) и, заверяя в своей любви к Московской патриархии вообще и нашей группе в частности, благословил на дальнейший путь.

Решили не упускать оказию и пообедать в местной кафешке. Нашли подходящее заведение около самого входа в феодосийский порт. Отобедали отличными чебуреками, вкусным украинским борщом и чаем. Дневной пробег к этому моменту уже составлял 28 км.

В 15.20 проехав мимо могилы Айвазовского у Армянского храма мы двинулись штурмовать хребет Тепе-Оба. Сперва поднялись на 50 метров на возвышенную точку города и далее, расспрашивая местных о проходимости идущих в гору грунтовок, стали постепенно подниматься. Серпантин вилял по довольно крутому склону, поросшему местной крымской приземистой сосной. Сил было ещё много – заехали на Тепе-Оба почти не слезая с седла. На вершине хребта проехали мимо остатков древнего накопителя-конденсатора. По легендам, во времена, когда Феодосия принадлежала грекам, несколько таких конденсаторов обеспечивали водой население города.

Обогнув станции космического слежения, похожие на лежащие на земле огромные шарики для гольфа, мы прошли отмету 300 м и неожиданно оказались на высокой поляне, со которой открывалась потрясающая панорама на бухту Двуякорную, Орджоникидзе, мыс Киик-Атлама и окрестные холмы. Сфотографировавшись и налопавшись груш мы сняли с опоры ЛЭП залезшую туда в романтическом порыве Настю и в 17.50 устроили грандиозный даун-хилл, сбросив 300 м высоты за неполные 15 минут. Спускались на зажатых тормозах по гребню холма по чуть заметной сыпучей тропке, объезжая козьи каки. По окончании спуска обнаружилось, что у механика Андрея сломался петух. Пока менялся петух остальные участники упивались местными красотами и отпадными крымскими соками. Из всего ассортимента особенно полюбился яблочно-клубничный.

Время поджимало, а до конца намеченной на день дистанции было ещё далеко. Пришлось немного срезать маршрут, тем более что ребята из первых групп позвонив сообщили, что у них двое хотят перейти в нашу группу, т.к. им тяжеловат темп, а Гриня – участник первой группы – получил тепловой удар и сильно простудился и ему не помешала бы встреча с настоящим доктором. Профессиональных медиков у нас было двое: Тагир (Доктор Зло) – невропатолог и Андрей (Доктор Добро) – психиатр. Не заезжая в Орджоникидзе мы двинули в сторону Коктебеля, где нас ждал хороший подъём по шоссе на 170 м, а затем продолжительный скоростной спуск. Влетев в Коктебель мы встретили поджидающего нас Костю из первой группы, который проводил нас к месту стоянки. Встали у самого моря в доках у подножия Карадага. Разместили нас в двухэтажном домике на втором этаже за 50 гр.чел./сутки.

Ужинать пошли в ресторан «Камелот» на набережной. Питаться в более скверной тошниловке мне раньше не доводилось. Несмотря на неплохой внутренний дизайн и уют, в «Камелоте» были непомерно высокие цены, не уступающие нашим столичным ресторанам, вино нам принесли в открытой бутылке и не то, которое мы хотели, ждать заказа пришлось уж очень долго, а обложившийся музыкальной аппарутурой диджей выдавал такую «живую музыку» под караоке… Вспомнился отрывок из «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона»:

— Но вы говорили, что любите музыку.

— Музыку – да, но это... Я думал, с кем-то плохо, или кошка застряла в трубе.

В ответ на наши возмущения пришла хозяйка заведения и сказала, что грех нам жаловаться, ведь мы и так их тут порядком напрягаем! Всё это слегка испортило нам настроение. Минут эдак на 5. Отметив встречу всех групп и в целом довольно удачное начало похода, мы отправились в домик. Спать группа легла в половине второго ночи. После горячего душа и в кровати.

Итого за день 3:

Группа прошла 54 км

Ходовое время: 4 часа 10 мин

Средняя скорость: 13.5 км/ч

Энергозатраты: 4800 ккал

 

День 4 (29 апреля)

Группа встала в 8.45. Завтракали пельменями со сметаной, кетчупом, майонезом, приправами и ещё бог знает чем. Пили чай и кофе. Сборы затянулись и на маршрут вышли только в 12.20. Набрав 150 метров высоты, покатились по тихому и абсолютно пустому шоссе, любуясь на проплывающие мимо горы Икылмак-Кая, Матрач-Оба, Татар-Хабурга. Добрались до Щебетовки, останавливаться не стали – не было необходимости.

Тяжёлые серые тучи грузно опирались на вершины могучих гор. Зачехлив рюкзаки и одев куртки и бахилы мы ожидали дождя. После подъёма по серпантину на  ~ 350 метров с перевала нам открылся захватывающий дух вид на Солнечную долину. Впечатление усиливали возвышающиеся причудливыми формами над горным шоссе вершины Парсук-Кая и Сююрю-Кая.

Обгоняя ветер, спустились в Солнечную долину, сбросив около 200 метров высоты. От села повернули направо и вдоль виноградных полей доехали до Богатовки и сразу перед селом повернули налево на грунтовую дорогу, по которой, сбросив ещё 100 м высоты, спустились в долину где неподалёку от озера Бугаз устроили привал. Перекусили колбасой, булочками, сыром и соком. Надули волейбольный мячик и полчаса играли в волейбол.

После привала выбрались на трассу и, оставив позади мыс Меганом, поколесили в сторону Судака, до которого доехали по прибрежному шоссе, въехав в город со стороны мыса Алчак по грунтовке.

 

 

Весь Судак проехали по набережной до самой Генуэзской крепости. На ночёвку встали в частном секторе по 50 гр.чел./ночь. у подножия гораы Кыз-Кулле-Бурун, на которой стоит крепость. Причём место ночёвки в этот раз нашло нас само. Проезжающий мимо хозяин, посмотрев на наши озадаченные лица, сразу всё понял и повёл показывать. В уютном дворике росли невысокие цветущие деревца, а из трёхместных комнат отведённых нам домиков было видно горы с самодовольно ползающими по ним скалолазами.

 Заморачиваться с кафе не стали – в памяти и бюджете сидели отголоски «Камелота». Пошли искать магазин, но открыты были только ларьки для страждущих. В ходе поисков купили пару кило картошки у подвернувшегося под руку любопытного аборигена. Отчаявшись найти магазин в типично курортной части города, направились в центр, где и нашли то, что нужно. К счастью по местному времени было ещё чуть более 9 вечера и магазин работал. Закупились по крупному. Пробовали украинское пиво «Bile» нефильтрованное и Черниговское. Хотя формат нашего похода и не позволял углубляться в дегустацию более чем на одну бутылку на человека, всё равно пиво очень понравилось.

По возвращении в жильё дежурные стали творить ужин: карпюр со специями на яичных желтках, сардельки, овощной салат, и чай со вкуснотенью. Желающие деятельно участвовали. Ближе к полуночи накрыли стол на 8 персон с посудой и столовыми приборами. Наевшись до отвала пошли в душ, загрузили в прилагающуюся к удобствам стиральную машину шмотки. Помывшись, разошлись по кроватям смотреть сны. За весь поход эта ночёвка была, пожалуй, самой комфортной.

 

Итого за день 4:

Группа прошла: 45 км

Энергозатраты: 3800 ккал

 

День 5 (30 апреля)

Дежурные встали в 7.30. Группа встала в 7.00. Завтракали яичницей с помидорами, пили чай и кофе. Неспешно собрались, и двинулись разделившись. Одна часть группы направилась на рынок закупаться, а командир Дима с летописцем Лёшей поехали в КСС регистрироваться перед предстоящим категорийным препятствием – Караби яйлой. КСС находился по адресу ул. Приморская 48-а. В КСС отдали по 10 гр. с каждого участника. На рынке закупились тушёнкой, макаронами, чаем, к чаю, кофе, и т.д.

Оставив позади Судак, полезли по шоссе в затяжной подъём ~ 200 метров. Постепенно открылось второе дыхание, которому вскоре предстояло надолго закрыться. После с. Весёлое начались настоящие неприятности.

На крутом повороте дороги (градусов эдак 130) во время спуска на большой скорости Настя не справилась с управлением и, совершив кульбит, оказалась на земле. Замыкающий Леша, подъехав, увидел Таню около лежащей в слезах Насти и, решив, что тут дело в обычной ссадине, предложил йоду. Таня с грозным лицом крикнула только одно слово: «Медика»!

Не тратя время на уточнение деталей, Лёша побежал за медиком Тагиром. За ближайшим поворотом обнаружилась чем-то также озадаченная часть группы. Тагир схватил свою увесистую аптечку и бросился к Насте. После осмотра и расспросов оказалось, что из серьёзных повреждений у Насти только ушиб об раму, плюс несколько синяков и ссадин. Обод же переднего колеса Настиного велосипеда походил на замкнутую в окружность синусоиду. Слёзы, как оказалось, были от жалости к убитому велосипеду, впрочем, хозяйке тоже досталось.

Нелегко дался «весёлый» поворот и механику Андрею. Подскочив на камне во время того же злополучного спуска, заднее колесо издало жуткий хлопок, за которым последовал удар под зад седлом. Андрей обошёлся без повреждений, чего нельзя было сказать о его заднем колесе. Диагноз: продольный разрыв обода.

Вся группа забралась в оказавшееся неподалёку ущелье. Не отойдя толком от горячки пережитых злоключений и думая только о скорейшем продолжении пути, приняли оказавшееся впоследствии опрометчивым решение ехать двоим в Судак за новым колесом. Поймав попутку, Денис и Андрей отбыли с остатками обода. Остальные стали дожидаться, томясь от безделья. Спустя около 5 часов ребята вернулись с «пластилиновым» колесом за 500 руб., которое после недолгих размышлений решено было оставить как сувенир. Тем более, что обод был очень красивый! Синий с большими буквами, похожими на английские. Других ободов в Судаке не было, в том числе и у катающихся повсеместно велосипедистов.

Решили устроить полуднёвку. От шоссе по ущелью прошли немного вглубь, где нашли крохотную полянку, места на которой доставало лишь для трёх палаток и костра. Рядом тёк чистый горный ручей, а в обе стороны от него начинались усыпанные камнями и поросшие редкими деревцами горные склоны. Попытки выправить изувеченный Настин обод изначально были авантюрой. Однако Дима ногами и подвернувшимися под руку булыжниками выправил его до состояния довольно круглой железяки. Колесо из этого собирать так и не стали.

На следующий день решено было отправлять Андрея с комплектом для сборки в Симферополь в веломагазин, куда удалось дозвониться. Дополнительно ситуацию осложнял тот факт, что завтрашний день был праздником «1 мая». Впрочем, народ в Симферополе оказался отзывчивым и согласился помочь.

Ужинали макаронами с тушёнкой, чаем и похлавой-неучтёнкой. С горя выпили бутылку 4-х звёздочного крымского коньяку. В первый раз за поход сидели у костра. Поиграли в пантомиму и легли спать.

Итого за день 5:

Группа прошла: 11 км

Набор высоты: ~ 200 м.

 

День 6 (1 мая)

Дежурные встали в 6.30. Группа встала в 7.30. Завтракали рисовой кашей со сгущёнкой, чаем и печеньями. Впереди был трудный день – Андрею предстоял рейд в веломастерскую с велосипедом без колёс, а группе, израсходовавшей запасной день нужно срочно было сокращать отставание. Планировали добраться хотя бы до Громовки. Также было не ясно, сможет ли Настя после вчерашнего ушиба сидеть в седле.

 

Окончив сборы к 10.00 группа начала выбираться из ущелья к вчерашнему злополучному повороту чтобы продолжить путь. Оказавшись на шоссе, мы с ветерком докатились до с. Морское, сбросив за 6 км спуска около 230 метров высоты.

 

 

 Закупились в Морском и направились в Громовку. Асфальт кончился и дорога превратилась в плотную грунтовку. С обеих сторон проплывали виноградники и вершины местных гор.

Проехали Громовку – маленькое село – и стали по ущелью вдоль реки Шелен подниматься вверх. Пройдя бесчисленное множество серпантинов, теряя равновесие на сыпухах, и подскакивая на камнях, группа взобралась на перевал Нижний Шелен, набрав 660 м высоты. На верхней точке устроили перекус и передых, а культуролог Лёша исполнил пару мелодий на блокфлейте.

 

 

 

Горные просторы невероятной красоты простирались вдаль, хотелось просто сидеть и молча любоваться видом, но нужно было продолжать путь. После перевала нас ждал спуск по удивительно красивому лесу, торжественно державшему высокие кроны на прямых стройных стволах. Упоительную тишину нарушал только скрип тормозов и шорох покрышек по ненадёжной извилистой дороге. Несколько раз мы пересекли реку Комурлюк, она была мелкой и, не слезая с велосипедов, мы лишь слегка замочили колёса.

Вдруг на очередном спуске, долбанувшись об очередной камень, у Коли сложился обод переднего колеса. Группа остановилась в лесу и, пока Дима менял Коле колесо на сувенирное, купленное вчера в Судаке, Денис с Лёшей поехали до с. Поворотное чтобы созвониться с Андреем, т.к. в лесу связи не было. Созвонившись, узнали, что Андрей успешно справился со всем в Симферополе и уже готовится от туда выезжать. Рассказали Андрею о третьем ободе, он ответил, что ещё есть возможность договориться на заказ колеса в сборе, но уже не сегодня.

Обсудив с Андреем место нашего вечернего воссоединения мы поехали в сторону с. Алексеевка. Дорога до неё была не длинной – всего 5 км. Однако по пути пришлось брать перевал с набором высоты 200 м, шли преимущественно пешком, т.к. подъём было очень крутой, да ещё в добавок с глубокими колеями в сыпучем грунте. А далее пришлось идти по лесным тропам по азимуту, т.к. ориентиры, названные аборигеном в Поворотном, терялись среди массы себе подобных.

 

 

Наконец мы выбрались из горного леса на поле и вскоре докатились до Алексеевки, любуясь панорамой ожидающей нас назавтра Караби. Созвонились и встретились с Андреем. На ночёвку встали недалеко от села в овраге. Ужинали гречкой с тушёнкой и заснули под душераздирающие серенады лягушек.

 

Итого за день 6:

Группа прошла:

 

День 7. (2 мая)

Дежурные встали в 9.00, группа встала в 10.00. Завтракали пшённой кашей, пили кофе, ели колбасный сыр. С утра шёл несильный дождь. Позвонили в Симферополь, договорились с веломастером на колесо в сборе. Колесо должно было приехать к нам на маршрутке из Симферополя до с. Головановка, где получив его мы должны были выслать обратно деньги. Также рассматривался следующий вариант: забраться на Караби, спуститься до Суата и далее, проехав по Долгоруковской яйле, мы были бы уже не далеко от Симферополя, и получить колесо там было бы уже проще. Однако поставленное Коле переднее колесо мало того что было весьма ненадёжным, но и не позволяло пользоваться передним тормозом. Лезть на Караби и вниз с таким колесом было довольно рискованно, по этому решили ждать колесо с маршруткой. С этого момента за группой закрепилось негласное название «велорухлядь из Москвы».

К 17.00 Коля с Андреем вернулись в лагерь с новым колесом. Окончив сборы и установив новое колесо группа двинулась в Головановку. Там закупились в местном магазине, затем направились в сторону с. Пчелиное. Неплохая грунтовая дорога неспешно лезла в горку вдоль задумчивой мелководной речушки. Группа шла бодро, обгоняя часто попадающихся туристов-пешеходников. Изредка накрапывал робкий дождик.

 

 

И вдруг совершенно неожиданно началась жесть! Сухая грунтовка превратилась в лишь слегка раскисшую дорогу с колеями. Но глинистая почва оказалась настолько липкой, что можно было лепить из неё горшки. За считанные метры покрышки превратились в толстенные батоны, а потом колёса вообще отказались вращаться. Владельцам полусликов, впрочем, удалось проехать дальше остальных. Метров на 10 примерно.

Протащив волоком велосипеды до ближайшей травки мы принялись очищать грязь палочками, что позволило прокатить велосипед ещё метров 10, а затем зачистку приходилось повторять. Обойти грязевой участок было практически невозможно, т.к. по бокам дороги рос густой кустарник.

Подняв повыше крылья  и оторвав и выбросив особо мешающие грязевые щитки, при помощи огромных усилий и такой-то матери мы выкатили комы грязи на просторное поле. Кое-как отскребли колёса и осторожно покатились вдоль дорого по траве. Темнело.

 

 

Выбора не оставалось – впереди был труднопроходимый лесной участок с неизвестной дорогой (была ль она там вообще?). Чтобы не влипнуть ночью куда-нибудь ещё похлеще, мы решили ставить лагерь в поле на опушке. Андрей с Колей занялись посильной очисткой трансмиссий наших велосипедов, а остальные насобирали дров, разбили лагерь и стали готовить ужин. Ели суп, бутерброды, полюбившийся с прошлого привала красный ялтинский лук и зефир. Спать легли заполночь. Потревоженные мытьём велосипедов, в соседнем пруду всю ночь истерично орали лягушки.

Итого за день 7:

Группа прошла: 10 км (пока не вляпалась)

День 8. (3 мая)

Дежурные встали в 7.30, группа встала в 8.30. Завтракали рисовой кашей с цукатами и бутербродами. Чай кончился – пили кофе. Поломки в этот день начались прямо с утра. Наш замечательный круглый 5 л канн дал трещину и начал потихоньку капать.

В 11.30 группа закончила сборы и двинулась в сторону Пчелиного. Полевые и лесные дороги переплетались в настоящий лабиринт, внезапно исчезая и появляясь в неожиданных местах. Наконец нужная дорога была найдена и, балансируя меж торчащих тут и там камней и глубоких колеи мы выбрались из леса к селу Пчелиное. Село было невероятно маленькое. Людей мы не встретили. Только забавных хрюшек в чёрных пятнышках, собак да кур. Остановившись, группа разделилась. Часть пошла за водой, а штурман в это время искал нужную дорогу. Временами моросил мелкий дождик. От места стоянки мы прошли около 6 км. Впереди ждала Караби яйла – категорийное препядствие.

Нужно сказать, что в те сроки, на которые мы регистрировались в КСС, мы не уложились, поэтому позвонили им и сказали, чтоб нас не спасали, что мы немного отстали, но всё равно полезем…

 

 

Магазина в этом забытом богом месте не было. Раздобыли только питьевую воду и соль. Нужную дорогу подсказал чудом обнаруженный местный житель.

 

 

Подъём на Караби был довольно изнурительным, хотя и не долгим. Почти никакого серпантина. Вверх вела прямая дорога с внушительным уклоном. Велосипеды заталкивали пешком при средней скорости не выше 2.5 – 3 км/ч. Забравшись на высоту 980 метров, двинулись по широким простора яйлы в сторону метеостанции. Небо здесь было таким низким, что особенно тяжёлые тучи задевали за вершины соседних гор. Добрались до метеостанции по каменистой дороге, любуясь местной эндемической флорой: приземистыми соснами, диковинными цветами.

 

У метеостанции толклась уйма самых разных туристов. Были здесь и пешеходники, и спелеологи, и даже московские велики, заехавшие со стороны Симферополя. Перекусив и немного отдохнув на метеостанции мы направились в сторону Восточного Суата. Высота на краю яйлы была немного более 1000 м, облака клубами пара бежали по самой поверхности, касаясь травы, причудливо перетекая по впадинам. Необычные ощущения возникают у человека, стоящего посреди проносящихся мимо облаков. Чтобы почувствовать всё в полной мере, Настя даже принялась лизать проплывающие мимо тучки.

На краю яйлы мы набрали на опушке шиповника, т.к. чай у нас закончился, а населёнки рядом не предвиделось. Дальше дорога поворачивала в необычный лес. Изогнутые в неимоверных позах грабы напоминали разыгравшемуся воображению то причудливых животных, то сказочных существ, то скорченных монстров. Впечатления от заколдованного леса усиливались ползающим меж стволов густым туманом, который на самом деле был облаками. Высота составляла 1050 м.

 

Виляя по раскисшим дорогам заоблачного леса и дивясь силуэтам выступающих из тумана-морока деревьям, мы добрались до турстоянки Восточный Суат, которая представляла затонувшую в облаках огромную поляну с разбитыми повсеместно лагерями туристов. На стоянке была чистая вода, которую можно было набрать из источника. Разложившись и поставив лагерь, мы поужинали макаронами с тушёнкой, попили шиповник (идея оказалась весьма удачной) и легли спать в полночь. С наступлением темноты туман стал настолько густым, что что костры соседних стоянок казались блуждающими вокруг блёклыми огнями, а звуки настолько искажались туманом, что невозможно было понять откуда доносится речь, даже если говоривший находился в соседней палатке в двух метрах.

 

Итого за день 8:

За день группа прошла: 21 км

 

День 9. (4 мая)

Дежурные встали в 8.00. Группа встала в 9.30. Завтракали овсянкой, сыром, луком, пили остатки кофе. На маршрут выдвинулись в 13.30. С самого начала нас ждали нелёгкие испытания. Густой туман и льющий назойливый дождик значительно усложняли продвижение по горным дорожкам, похожим больше на трассу для бобслея щедро залитую грязью. Карабкаясь по слегка выступающим из грязи камням, мы ползли со скоростью, редко превышающей 1 км/ч. Спустя полчаса с момента старта мы решили снять с велосипедов рюкзаки и одеть их на плечи, те же кто сделал это ещё в лагере не ошиблись – ехать всё равно было невозможно.

Пугая своей решимостью спускающихся нам навстречу пешеходнков, мы впёрлись на вершину Стол-горы высотой 1235 м, где под исполненный на блокфлейте гимн России мы подняли на алюминиевой дужке от палатке российский флаг. Окружающий нас пейзаж утопал в облаках, видимость составляла 5-10 метров, так что насладится видом с вершины нам не удалось.

 

 

Перекусили колбасой, хлебцами и остатками того, что нашлось в рюкзаках. Еды оставалось очень мало, а впереди ждал нелёгкий и непредсказуемый путь. Объявив, что развевающийся российский флаг означает теперь расположение здесь российской таможни, Настя принялась взимать с проходящих пеших туристов мзду. Так как отказать ей решительно невозможно – первый же турист подарил нам буханку круглого черного хлеба. Если б командир не пресёк это предприятие, через полчаса мы бы уже имели трёхдневную раскладку.

После Стол-горы дорога стала проезжаемой и, навесив рюкзаки на велосипеды, мы покатили в туман по Тырке яйле. Продолжая набирать высоту мы добрались до самой высокой точки нашего похода – 1250 м.

Продравшись сквозь разбросанные ветром колочки тумана, лихо вымешивая раскисшие грунты мы поколесили в сторону Долгоруковской яйлы. На Тырке было достаточно холодно и в некоторых тенистых ложбинках и меж сосновой поросли даже лежал снег. Не желая лишать себя удовольствия, мы взялись играть в снежки. Оттянув душу баловством, группа доехала до перехода с Тырке на Долгоруковскую яйлу. Сквозь разошедшиеся облака мы увидели впереди всю холмистую равнину Долгоруковской.

 

Спуск был просто изумительным и напоминал мотокросс по влажному, но плотному и не грязному грунту. 10 км до края Долгоруковской мы пролетели за 40 минут.

Перед самым спуском с Долгоруковской Лёшу постигла неприятность. Заднее колесо издало громкий хлопок – лопнула камера вместе с покрышкой. Дырка была такая, будто стреляли из ружья. К счастью у нас была и запасная покрышка. Наскоро исправили поломку и собрались уже спускаться с яйлы к цивилизации, как обнаружилось, что завхоз Таня уехала дальше по дороге. Пока с ней связались по мобиле, пока она вернулась – было уже слишком темно для такого продолжительного и рискованного спуска.

 

 

Встали лагерем прямо на краю Долгоруковской яйлы, неподалёку от Кизил-Коба. Наскоро поужинали, доев всё, что было и легли спать. Ночью дул сильнейший ветер – все палатки ходили ходуном, хорошо что при установке мы не пожалели дополнительных колышков.

Итого за день 9:

Группа прошла:

 

День 10.(5 мая)

Утром не завтракали, а сразу стали спускаться. Спуск оказался весьма экстримальным. Шли без верёвки с велосипедами едва заметной тропой по краю каменистого обрыва.

 

Спустившись в с. Перевальное, стали искать кафе, но нашли только татарскую  чебуречную. Голод – лучшая приправа. Поели чебуреков, самсы и выпили горячего чая, а потом повторили. Закупаясь в очередном сельпо, разговорились с женщиной из местных. Она предложила нам сдать на сутки второй этаж своего домика по 20 гр./чел. После грязищ Суата и яйл велосипеды категорически отказывались ехать – скорость в 14 км/ч казалась пределом возможностей, здоровье тоже нуждалось в поддержке. Снятый домик оказался в с. Мраморное. Доехав до туда и оставив велосипеды и вещи мы всемером направились на Чатыр-Даг пешком. Тагир остался болеть.

Решили, что на посещение более чем одной пещеры нам времени не хватит и напривились в Эмине-Баир-Хосар. Не обременяя себя поиском дороги, полезли напрямик через горы по азимуту. Совершив несколько восхождений и обхождений через 2 с небольшим часа добрались до пещеры.

Пещера оказалась настоящей подземной сказкой. За 60 гр./чел. мы посетили все её закоулки и послушали интереснейшую экскурсию.

 Обратно тоже пошли пешком, но уже по дороге. Впрочем она скоро превратилась в каменистую тропинку. Затратив на обратную дорогу 2.5 часа, мы вернулись к домику в половине одиннадцатого.

Всей группой пошли ужинать в кафе «Перевал», где по умеренным ценам отведали все прелести татарской кухни – шурпу, лагман, сарму, долму и т.д. Исключительно в терапевтических целях приняли пару бокалов коньячку. Наевшись, пошли спать, мыться в бане и стирать тряпки.

Итого за день 10:

Группа прошла:

 

День 11. (6 мая)

Группа встала в 10.40. Пошли завтракать в кафе. В 13.30 наелись до отвала и пошли собираться. В 15.00 двинулись в путь. В 16.30 заехали на автомойку в с. Доброе, где за 5 гривен с носа (25 рублей) нам помыли наши драндулеты. WD как-то неожиданно кончился, поэтому смазались как получилось, и в 17.00 тронулись в путь. Проехали немного по трассе Е-105 и свернули налево перед с. Пионерское В 17.30 закупились продуктами в попутном магазине и поехали в сторону т/с Джалман.

 

 

Время, погода и состояние участников позволяли, поэтому решили ехать до пещерного города Бакла. Вскоре из лесов и полей выбрались на шоссе, по которому доехали мимо с. Партизанское и Каштановое до Партизанского водохранилища и села Кизиловка, а от туда через Карагачинскую балку одним решительным подъёмом по лесным грунтовкам выкатились к подножию Баклы. Решили вставать на ночёвку на опушке леса. Перед нами расстилалось поле, за которым возвышались горы с едва угадывающимися в предзакатных сумерках пещерами и лазами Баклы. Стряхнув с себя назойливых клещей, мы разбили лагерь и разожгли костёр. Под вечер на нас напала лень и жажда сладкого. Всяких сластей в последнем магазине мы закупили как на целый детский сад. Решили сперва попить чаю, затем сварить рыбный суп, а затем ещё попить чаю. В результате слупили коробку пирожного «картошка», порезали кремовый рулетик (он же не может долго храниться), забубенили банку купленного утром акациевого мёда, умяли пакет развесных рулетиков…

 

 

Решили не варить суп (что-то расхотелось) и наперлись бутербродами с колбасой. С чаем заваривали купленный утром «Грудной сбор», купленный вместе с мёдом в Мраморном. Настя чувствовала себя вечером неважно и сразу с установкой палаток  пошла спать, тяжело кашляя. Впрочем, по словам медика весь кашляющий лагерь ночью напоминал «чумной барак».

Итого за день 11:

Группа прошла: 36 км

 

День 12. (7 мая)

Группа встала в 10.00. Разбудило нас тёплое крымское солнце – в палатке стало жарко. Дежурные в 8.30 отправились искать воду, т.к. вчера у обозначенного на карте родника набрать воды не удалось – родник пересох. Проходив по окрестностям более 2 часов, Дима с Колей вернулись в лагерь с водой, которую удалось набрать лишь в соседнем селе Трудолюбовка у доброй бабуси. На завтрак сварили рыбный суп. Начали собираться. Приехала «буханка» с двумя дядьками в камуфляже с ксивами. Стали уверять, что здесь остатки древнего могильника и ведутся раскопки, то может приехать группа «Альфа», надавать в рыло, а потом начать разбираться кто мы такие и почему здесь стоим, порекомендовали поскорее сниматься и с умным видом укатили. В окрестностях лагеря нам попадались разрытые ямы правильной формы. Белиберда про «Альфу» всех позабавила – мужички явно сами тут копают, вот и решили отпугнуть возможных конкурентов.

Лениво собравшись, в 14.30 мы поехали смотреть Баклу. Пещерный город впечатлял. Ниши, отдельные комнаты и целые дома были выдолблены в высокой горе. Каменные карнизы и балконы словно парили над развернувшейся у подножия долиной. Велосипеды мы оставили внизу, сцепив и спрятав в кустах, так что свободно налазились и набродились вдоволь.

 

В 16.45 отправились дальше по маршруту, заехали в магазин в с. Трудолюбовка. Закупились, попили сока, местной газировки «Живчик» и «Крем-Сода», поели апельсинов и бананов, с трудом обуздали Настю, рвавшуюся к мороженному. Прошли возвышенность Тузелаки, где Коля прокололся колючкой на коровьей тропе, проехали немного полем и углубились в лес, где штурман виртуозно вёл народ сквозь клубок лесных троп. Оставили позади Чуфут-Кале, т/с Сарабей, проехали мимо Тепе-Кермен и выкатились в Качинскую долину к с. Кудрино.

 

 

 

 

Повернув налево после села, стали бродить речку Кача. Самым затейливым оказалось спустить велики с довольно крутого берега. Не снимая рюкзаков, привязали сзади за багажник репшнур и, страхуя по двое сверху (держа верёвку), принимали их снизу. Сама речка была в этом мете мелкой, со множеством выступающих камней. Перевезти велы по речке, ступая по камням, не составляло труда. Начав переправу в 19.45 мы закончили бродить в 20.10.

Преодолев несколько километров подъёма в гору и набрав 200 м высоты мы добрались до места стоянки. Встали неподалёку от заброшенной деревни с проглядывающимися в сумерках руинами разрушенной церкви. Родник, обозначенный на карте найти не удалось, хотя Дима с Колей очень старались. Готовили макароны с ветчиной, плавленым сыром и специями по по секретным врачебным рецептам – дежурили Тагир и Андрей. Пили чай с пряниками, мёдом и сгущёнкой. Готовили на горелке, что б израсходовать оставшиеся баллоны. Костёр разожгли просто чтобы погреться.

Как стемнело небо заволокли тяжёлые низкие тучи, и со всех сторон лагерь обступила непроглядная темень. из заброшенной деревни доносились пронзительные крики и визги, словно том дрались неизвестные животные. Тусклый свет костра выхватывал из темноты нечёткие силуэты деревьев и кустов. Дав волю разыгравшемуся воображению, стали рассказывать страшилки и всякие байки. Начал занудно накрапывать дождь, отправив всех по палаткам спать.

Итого за день 12:

Группа прошла 26 км.

 

День 13. (8 мая)

Группа встала в 10.00. Шёл дождь. Победив стихию, Тагир приготовил чай на горелке под дождём, попили чаю с бутербродами. Собрали вещи в момент кратковременного прояснения и опять полезли в палатки пережидать ливень. В 12.00 решили трогаться не смотря ни на что.

Отъехав совсем немного и добравшись до развалин церкви мы обнаружили, что никакой заброшенной деревни около неё нет, церковь восстанавливают и на основе неё будут строит мужской монастырь. Называлась она церковь Св. Луки.

Спустившись с холма, на котором стояла церковь, мы влипли на славу. Размытая ночным и утренним дождём дорога превратилась из легкопроходимой грунтовки в мокроглинистый велоуловитеь.  Наученные горьким опытом дороги на с. Пчелиное, мы повели велосипеды по траве, постоянно счищая грязь палочками. Пешка была не долгой, преодолев от места стоянки до с. Высокое чуть более 4 км с густо уляпанными велосипедами мы вышли к источнику в селе. Вода текла из трубы, вделанной в каменную тумбу. Залившись водой и наскоро отмыв себя и велосипеды, группа поехала дальше. Дорога по с. Высокое и деле представляла собой плотно утрамбованный грейдер, который не попортили превратности погоды. Добив очередной подъём в 150 м после Высокого, мы понеслись вниз по отменному асфальту к с. Куйбышево, где собирались пообедать в кафешке.

 

 

 Проехав местный футбольный стадион, представляющий собой два поля под открытым небом и некое подобие трибун, в поисках кафе мы наткнулись на зазывавшего нас мужичка, выбравшегося из-за деревянных ворот садового участка на перекрёстке прямо около стадиона. Оказалось, что вместо огорода у него беседки со столиками, где можно отведать домашнюю татарскую кухню. Охотно согласившись на предложение отобедать, мы разместились по беседкам и назаказывали полюбившихся уже лагманов, шурпы, плова и чебуреков. Раздув мангал феном, хозяин самолично приготовил нам очень вкусный люля. На десерт пили чай с похлавой. Цены приятно удивляли, лагман, например, стоил 12 гривен.

Сытно наевшись, мы окончательно утвердились во мнении, что до вечера нам в Севастополь своим ходом не попасть. Решили ехать на электричке, тем более, что надвигалась очередная порция дождя. Проложили маршрут до ж/д станции Сирень, около 15 км по шоссе.

На трассе нас ждал совершенно неожиданный и наконец-то приятный сюрприз. На автобусной остановке «Больница» не доезжая до с. Малое Садовое мы буквально въехали в первую группу Ирины Поляковой. Радостная встреча сопровождалась бурным обсуждением пережитых приключений. Первая группа присоединилась к нам, т.к. они тоже хотели попасть на парад в Севастополе, и колонна из 15 велосипедистов с флагом «3х9» гордо покатила по шоссе по долине реки Бельбек мимо сел Большое и Малое Садовое, Танковое в сторону станции.

На половине пути из-за неполадок с тормозами Настя полетела через руль. Отделалась лёгким испугом и очередным синяком, ловко соскочив в бок.

Доехав до станции прождали чуть более получаса электричку. Тамбуры в крымских электричках узкие и внутри вагона свободного места под велосипед тоже нет. Предусмотрительно сняв велорюкзаки, наша группа вгрузилась в два соседних тамбура, разбившись на две мужские части по 3 человека. Погрузились за неполные 40 сек., хотя могли и не торопиться – электричка стояла на ст. Сирень около 9 мин.

Всю дорогу до Севастополя (более 2 часов) лил проливной дождь. Приехав на вокзал больше часа искали жильё, в результате нашли милейший клоповничек с отличным горячим душем и стоячим туалетом, больше напоминающим шкаф с дыркой в полу. Заплатили 50 гр.чел./сутки. Поменяли денег на гривны у хозяина. В кафешку не успели – пошли в магазин. Набрали еды, коньяку, вина и стали отмечать окончание похода. Спать легли в третьем часу ночи.

Итого за день 13:

Группа прошла:

 

День 14 (9 мая)

Проснулись рано – нужно было успеть на парад. Настя взяла на себя нелёгкое бремя будильника. Пришла в 7 утра в нашу шестиместную комнату (больше похожую на камеру – даже нары там были) и принялась стучать ложкой в миску, чем причиняла непередаваемые страдания всем жаждущим сна. Командир кидался подушкой, грозил смертью и требовал немедленно прекратить безобразие, но подъём был осуществлён. Мятые лица по очереди потянулись в душ. Настя же в это время с чувством выполненного долга вернулась к себе в комнату и как ни в чем не бывало завалилась спать.

 

 

 

Завтракать не стали, а сразу на велосипедах отправились на Нахимовскую площадь смотреть парад. На велосипед командира Димы установили флаг России, украсились надувными шариками удачно захваченными Настей и торжественной колонной ехали по улицам Севастополя. До Нахимовской площади не доехали – было очень людно. Остановились около памятника Екатерине II. Отдали дань памяти и уважения нашим героям, посмотрели на проходящие мимо колонны орденоносцев и совсем ещё молодых курсантов.

Отобедали на летней веранде в кафе на ул. Б. Морская, закупили сувениров, заехали на набережную, посмотрели порт, памятник затопленным кораблям, проехали таки Нахимовскую площадь и покатили обратно в домик. По Севастополю в общей сложности накрутили немного более 10 км.

До отправления поезда оставалось менее двух часов. По-быстрому собрали вещи, наскоро купили в попутном магазине чего-то пожевать в поезд и приехали на вокзал разбираться. Раскрутившись и упаковавшись, мы сели по местам.

 

Кроме нас в вагоне ехала ещё уйма разных туристических групп, а одну велогруппу мы даже встречали на маршруте. Так как спали прошедшей ночью мало, всех быстро сморило. Будили нас ночью только таможенники.

Утром за окнами потянулись уже наши города – Курск, Орёл, Тула. На вокзал приехали с непередаваемой смесью радости возвращения и печали от того, что все уже закончилось. Собрав велосипеды, «Г – 4» раскатилась по Москве.

 

…Вдали горбатый перевал
Качает солнце на закате.
И мне представится некстати,
Что никуда не уезжал…

 

 

 

 

Итого:

Пройдено: 530 км

Ходовых дней: 14

Суммарный набор высоты: 8500 м

Пройденные категорийные препятствия: Арабатская стрелка, Караби яйла



[1] Из стихотворения Яны Тороповой

[2] Здесь и далее время приведено по Москве. Стоит учитывать, что в Крыму время отличается от московского на  минус 1 час.

[3] Энергозатраты приведены для мужчины 25 лет, вес 90 кг, рост 185, уровень тренированности – низкий. Определено при помощи пульсомера Polar RS200. Данные приведены только для первых дней.