ОТЧЕТ

о велосипедном походе I категории сложности

по Кольскому полуострову (Мурманская область),

совершенном в августе 2009 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2009 г.

Краткая характеристика похода

 

Название маршрута и его к.с.

Велопоход, 1 к.с.

Номер маршрутной книжки

1\5 - 109

Название организации проводившей маршрут

Велоклуб 3х9, г. Москва

Название МКК оформившей допуск группы на маршрут, а также рассмотревшей и утвердившей отчет о маршруте

ФСТ-ОТМ

Руководитель похода

Носов Владимир Вячеславович

Место проведения похода

Российская Федерация, Мурманская область,

Кольский полуостров

Сроки проведения маршрута, продолжительность активной части в днях и протяженность зачетной части маршрута в километрах

02.08.2009 – 08.08.2009,

7 дней,

438 км

 

 

Заявленная нитка маршрута

 

г. Кандалакша – пер. Кандалакшский – с. Лувеньга – с. Колвица

– оз. Колвицкое – оз. Медвежье Плесо – п.г.т. Умба – п. Погост

– п. Вост. Мунозеро – оз. Мунозеро – п. Муна – п. Инга – оз. Малое

– п. Ингозеро – п. Октябрьский – п. Умбозеро – оз. Умбозеро – п. Пунча

– п.г.т. Ревда – с. Пулозеро – д. 85-й километр – п. Тайбола – п. Песчаный

– п. Мокрая Кица – п. Шонгуй – п.г.т. Кильиндстрой – г. Кола – г. Мурманск

 

 

Пройденная нитка маршрута

 

г. Кандалакша – пер. Кандалакшский – с. Лувеньга – с. Колвица

– оз. Колвицкое – оз. Медвежье Плесо – п.г.т. Умба – п. Погост

– п. Вост. Мунозеро – оз. Мунозеро – п. Муна – п. Инга – оз. Малое

– п. Ингозеро – п. Октябрьский – п. Умбозеро – оз. Умбозеро – п. Пунча

– п.г.т. Ревда – г. Оленегорск – г. Мурманск

 

 

 

 

 

Сведения об участниках похода

 

1. Носов Владимир Вячеславович – руководитель, штурман, фотограф.

2. Татаринов Дмитрий Владиславович – механик, завснар, второй штурман, видеооператор.

3. Гутник Мария Валерьевна – завхоз, медик.

 

Схема маршрута

 

 

 

Изменения маршрута и их причины

 

В связи с отставанием от графика запланированного движения по маршруту, часть нитки (п.г.т. Ревда – с. Пулозеро – д. 85-й километр – п. Тайбола – п. Песчаный – п. Мокрая Кица – п. Шонгуй – п.г.т. Кильиндстрой – г. Кола – г. Мурманск), которую планировалось пройти на велосипеде, была в итоге заменена на новый участок маршрута, а именно: п.г.т. Ревда – г. Оленегорск – г. Мурманск. Причем путь (порядка 100 километров) от г. Оленегорска до г. Мурманска был преодолен на проходящем поезде (электричек в Мурманской области нет), с конечным пунктом прибытия – г. Мурманск.

График движения

 

 

День

 

 

Дата

 

 

Участок

маршрута

 

 

Километраж,

[км]

 

 

Cпocoб передвижения/пoкрытиe

 

 

1

 

 

02.08.2009

 

г. Кандалакша –

пер. Кандалакшский –

с. Лувеньга – с. Колвица –

оз. Колвицкое –

оз. Медвежье Плесо

 

116.1

 

Вело / асфальт

 

2

 

 

03.08.2009

 

оз. Медвежье Плесо –

п.г.т. Умба – п. Погост –

п. Вост. Мунозеро –

оз. Мунозеро

 

76.4

 

 

Вело / асфальт, грейдер, грунт. дороги

 

 

3

 

 

04.08.2009

 

оз. Мунозеро – п. Муна –

п. Инга – оз. Малое

 

56.6

 

 

Вело, пешком / гати, болота, грунт. дороги

 

 

4

 

 

05.08.2009

 

оз. Малое – п. Ингозеро –

п. Октябрьский –

п. Умбозеро –

оз. Умбозеро – р. Кица

 

61.4

 

Вело, пешком / асфальт, грунт. дороги, болота

 

5

 

 

06.08.2009

 

р. Кица – п. Пунча –

(за 10 км до) п.г.т. Ревда

 

41.7

 

 

Вело, пешком / грунт. дороги, болота

 

6

07.08.2009

(за 10 км до) п.г.т. Ревда –

п.г.т. Ревда – 

г. Оленегорск

80

Вело / асфальт,

грунт. дороги,

7

08.08.2009

г. Оленегорск –

г. Мурманск

6*

Вело, поезд / асфальт

* – исключая расстояние, пройденное на поезде (от г. Оленегорска до г. Мурманска, порядка 100 км)

 

 

Техническое описание маршрута

 

Для описания технической составляющей пройденного похода, ниже используются следующие обозначения:

Dst. – пройденное расстояние [км],

Mx. – максимальная скорость [км/ч],

Tm. – время в “седле” [час, мин, сек],

Av. – средняя скорость [км/ч],

 

1-й день, 2 августа.

Нитка маршрута: г. Кандалакша – пер. Кандалакшский – с. Лувеньга – с. Колвица –

оз. Колвицкое – оз. Медвежье Плесо

 

На поезде “Москва–Мурманск” приехали в город Кандалакша. Воскресенье, время – 6:15 утра. Выгрузили велосипеды и свой “скарб” на платформу, помогая при этом с Димкой также разгрузиться и “водникам”, ехавшим с нами в одном вагоне. Они, в отличие от нас, довольно оперативно загрузились в ожидающий их у вокзала “пазик” и, пожелав нам удачи, поехали к месту заброски (они планировали совершить, по их словам, сплав “по пенсионерски”). Часа полтора собирались на платформе – переодевали одежду (в течение всего похода утром было довольно таки прохладно), закрепляли велоштаны на багажники, проверяли колеса и т.д. – в общем, всё как обычно. Уже с платформы кандалакшского вокзала видны местные горы (но это ещё не Ловоозерские и Хибинские тундры до которых несколько дней пути), мимо которых мы будем проезжать, когда маршрут пойдет вдоль Белого моря. Сразу же налетела на нас и небольшая мошка, почувствовался легкий прохладный ветерок, который ещё долго будет сопровождать нас в течение похода. Но при этом на небе, ни облачка, и светит солнце, одним словом погода – “супер”! Отправив смс-ку Рязанскому (председателю вело МКК) в Москву, замечаю, что ребята в полной готовности. Ну, вот и настало время стартовать, Дима включает GPS с загруженным в него треком маршрута, и отправляемся в путь. Перейдя по мосту через ж/д пути, спрашиваем у местных, где находится ближайший продуктовый магазин и отправляемся закупаться. Магазин оказался местным супермаркетом (на выезде из города встретили ещё один такой же), что-то типа нашей “Пятерочки”. Вместе с Машей закупаем продукты, попутно обсуждая в магазине раскладку на ближайший день. На улице устраиваем небольшой перекус из йогуртов и шоколадных сырков, разливаем питьевую воду по фляжкам из 5 литров “баклажки”, распределяем продукты по рюкзакам. Плотный завтрак решаем сделать после выезда из Кандалакши, Маша сказала, что знает симпатичное место (она уже была на Кольском в 2007 году). Бодренько начинаем вкручивать по городу, минут через пять, проехав мимо старообрядческой церкви, упираемся в тупик, рядом с местным краеведческим музеем. Дима куда ты нас завел?! Оказалось, произошёл какой-то сбой в GPS’е (единственный за весь поход). Перезагрузив “девайс” едем в сторону виднеющегося подъема на Кандалакшский перевал. Переезжаем по мосту через р. Нива и Кандалакша остается позади. Сразу начинается довольно крутой подъем. Немного проехав по этому “тягуну”, чувствую, что сильно вспотел в своем “виндстопере”. На часах 11. Светит яркое солнце, тепло, температура в районе +20ºС, но при этом дует прохладный ветерок. Наконец видим справа отходящую от трассы грунтовую дорогу (дорога эта ведет на местную “горнолыжку”), которая через метров 50 упирается в шлагбаум, рядом с ним уходит в трубу ручей. Здесь и останавливаемся на завтрак. Дима достает термос с кипятком залитым ещё в поезде утром. Делаем “быстро-кашу” и завариваем вишневый чай в пакетиках. Любуемся открывающимися местными пейзажами, но при этом не забываем одевать накомарники – рядом лес (а уж там, то комаров “пруд-пруди”), в котором находим нашу “первую” чернику. Минут через 40 собираемся. Заезжаем, наконец-то, на Кандалакшский перевал, отдыхаем, фотографируемся. Отсюда, справа открывается чудесный вид на Белое море, Кандалакшскую губу, а слева – покрытые лесом горы высотой 400-500 метров, некоторые проезжающие на машинах тоже останавливаются. Дима снимает на видеокамеру, берет у нас интервью. Стоит отметить, что в целом асфальт на трассе Кандалакша-Умба довольно хорошего качества, при этом, чем ближе подъезжали к Умбе, тем машин на трассе становилось всё меньше. Ну а теперь после набора высоты, начинается спуск, где собственно я и развил самую большую “максималку” (по показаниям велокомпьютера) за поход. Пропускаю ребят вперед, сам же еду замыкающим в группе. По ходу спуска вместе с Димой умудряемся ещё и видео снимать. Спустя некоторое время нас обгоняет колонна, состоящая из пары автобусов, и возглавляющей их машиной сопровождения ГИБДД. Как окажется позднее – в этот день проходил забег из с. Колвицы до г. Кандалакши. Проезжаем село Лувеньга и дальше трасса, по которой едем, идет на сближение с береговой линией Белого моря, Колвицкой губой. Оставляем велосипеды недалеко от обочины за деревьями и спускаемся к берегу Белому моря (спускаться, а уж тем более забираться наверх обратно на шоссе с ними очень неудобно и тяжело). Вокруг в прибрежной зоне сосновый лес, чувствуешь приятный запах хвои. Видим машину и палатку с отдыхающими неподалеку в лесу. Выходим к Белому морю, разуваемся и решаем пройтись по воде, пытаемся зайти подальше от берега, но долго оставаться в воде не получается – вода холодная. Маша предлагает искупаться, благо до обеда время ещё есть, но я, оценив тот темп, с которым мы едем (а темп езды, стоит заметить, оказался ниже, чем я рассчитывал) принимаю решение ехать дальше. При этом говорю ребятам, что если доедем вечером к месту запланированной стоянки, то купание возможно без проблем и в неограниченном количестве (чем Маша и воспользовалась вечером, искупавшись в озере; причем она была единственным участником за весь поход, отважившимся опробовать местную акваторию). Пока ехали до села Колвица, в котором разогревались участники спортивного мероприятия, на дороге попалась гадюка обыкновенная – единственный представитель змей на полуострове (а из рептилий ещё встречается только живородящая ящерица). Проезжая через с. Колвица “физкульт-приветствовали” участников предстоящего спортивного мероприятия, они пожелали удачи нам и попутно рассказали про большое количество замеченных этим летом медведей в лесах области, посоветовали быть осторожнее. У бурной реки Колвица съезжаем сразу за мостом, останавливаемся на берегу и делаем 20-ти минутный перерыв.  Маша отдыхает, а мы с Димой фотографируем и снимаем на камеру открывшиеся нам виды. Рядом небольшой лесок, там находим кусты с черникой и начинаем её жадно уплетать за обе щеки, но при этом попадается и ещё одна ягода – вороника, хотя у Димы возникли некоторые сомнения на этот счет – “она ли?” (потом уже, на обратном пути в Москву, это моё предположение подтвердила женщина, ехавшая с нами в одном купе и рассказавшая нам, что ягоды её не употребляют в пищу), но все же трогать её не стали, а довольствовались густыми кустами с черникой. Изучаем карту и решаем провести обед на берегу Колвицкого озера. Некоторое время ищем удобный и близкий съезд к озеру и, выйдя на участок автотрассы, прилегающий более-менее к озеру, (справа, располагается озеро Узкое) отойдя от обочины вглубь леса, оставляем велосипеды, берем с собой обеденную раскладку и идем метров 500 до озера. Расстелив пенку, обедаем прямо на песчаном берегу. Озеро довольно большое, прямо перед нами вдалеке виднеются островки, рядом валяется старая ржавая якорная цепь. В первый походный день решаем организовать ночевку до Умбы, но при этом в каком-нибудь живописном месте с речкой или озером. Выходим на шоссе и продолжаем движение. Машин становится совсем не видно, справа от автотрассы почти до самой Умбы прилегающая лесная зона огорожена “колючкой” МО. Кстати где-то здесь, судя по “гугле-снимкам”, справой стороны дороги находится бывшая ВПП (взлетно-посадочная полоса), но мимо неё мы быстро проскочим также, как не увидим и другую ВПП в районе Березовки. Но это уже история, оставшаяся позади нас. А впереди – п.г.т. Умба, километраж на велокомпьютере перешел за 100 км, и до Умбы осталось порядка 20, начинаем искать место для стоянки. По предложению Димы встать у реки, организуем с ним разведку на местности: несколько путей заводят в тупик, а один из них выводит на стоянку к рыбакам (явно не ожидавших увидеть нас). Увлекшись разведывательной деятельностью, не заметили, как доехали до озера Медвежье Плесо – но и здесь не с первого раза нашли нормальный выход к воде (а так, конечно, по азимуту без проблем – через густой ельник напролом, всегда пожалуйста!). С трассы увидели уходящую влево грунтовую дорогу (оказавшуюся для нас в этот день последней), которая привела прямо к заросшему берегу озера, где было и место под палатку и кострище. Маша идет принимать заполярные водные процедуры в озере. А мы с Димкой занимаемся заготовкой дров. Пока к ужину готовим на костре гречку с сублемясом, Дима идет к озеру порыбачить, прихватив с собой купленный для этого дела в Москве новый спиннинг. К вечеру заметно похолодало, да еще и с озера поддувает. Утепляемся. Однако комары при этом и не думали расслабляться, хотя часам к 23 вечера всё же, неожиданно для нас они сделали перерыв в своей “не хитрой” работе. В общем, начинаешь ощущать все прелести жизни за полярным кругом. Спать ложимся поздно, как и в последующие дни похода – в районе часа, двух ночи, благо, затянувшийся полярный день позволяет нам это. Довольно странно, но за весь поход мы так и не услышали пение птиц в лесу, потом уже, в следующие дни видели пару-тройку и всё, а так – в лесу необыкновенная тишина. И только ночью слышишь как в воздухе “пищит” бесчисленный рой комаров. С первой ночевкой за полярным кругом!

 

Итого за день:

Dst. = 116.1 [км],

Mx. = 52.7 [км/ч],

Tm. = 7:27:02 [час, мин, сек],

Av. = 15.5 [км/ч].

 

 

2-й день, 3 августа.

Нитка маршрута: оз. Медвежье Плесо – п.г.т. Умба – п. Погост – п. Вост. Мунозеро –

оз. Мунозеро

 

Встаем в 8 утра, прохладно. Читаю в палатке с мобильного телефона (через GPRS интернет, благо Мегафон ловит связь) форум клуба, узнаю новости памирской группы, рассказываю ребятам. На небе видны некоторые тучки, которые часам к 10 расходятся. С утра на завтрак каша с черникой, еду готовим на горелках с целью экономии времени. Дима вновь пытается наловить нам рыбы к обеду, но опять безуспешно. Проводим необходимые сборы и в районе 11 часов выезжаем на трассу в сторону п.г.т. Умба. Тепло также как и вчера, ну и на небе уже ни облачка! В Умбе планируем закупить продуктов на 3 дня (магазин в п. Октябрьский, самый ближайший на нашей нитке маршрута, работал, как я узнал из отчетов, всего 3 раза в неделю, поэтому особых надежд на него я не питал) и пополнить запасы питьевой воды – про колонки в поселке я узнал из предыдущих велоотчетов. При въезде в поселок висит старый знак советских времен, сообщающий о запрете въезда на его территорию иностранных граждан. Узнаем где находится продуктовый магазин и отправляемся прямиком к нему. Магазин сам по себе небольшой, но основные продукты там все же есть, стоим в небольшой очереди. Решаем вместе с Машей в этот раз купить картошки и приготовить суп (!). Доев с Димкой купленное тут же мороженное, по Машиной наводке, которую она узнала у местных жителей, отправляемся к колонкам за водой. Распределив пополненные запасы продовольствия и питьевой воды, отправляемся обратно на дорогу, ведущую из Умбы в сторону Кандалакши, и сворачиваем на повороте, ведущем к поселку Погост. Выходим на грейдер. Прощай асфальт до самой Ревды (хотя всё же мы захватим небольшой кусок шоссе – продолжение трассы г. Апатиты – п. Октябрьский)! Навстречу нам сразу же попадается мужчина, который ищет своего знакомого, описывая нам его приметы, и, встречная “Волга” – одна из немногочисленных автомашин, которая попалась нам на пути за 3 дня (от выхода на грейдер к п. Погост и до шоссе, ведущего к п.г.т. Ревда). Постепенно грейдер переходит в грунтовую дорогу, местами с песком, однако сразу заметно по состоянию дороги, что обильного дождя не было уже много дней. Проезжаем мимо Погоста, с дороги наблюдается некоторое оживление там, и сразу за поселком переезжаем по деревянному мосту через р. Ругоручей. Теперь на грунтовой дороге начинают попадаться небольшие и неглубокие, пока что, лужи. А вот и первый брод через реку, который придется преодолевать пешком, вода оказывается довольно таки холодной. Если до этого пейзаж, сопровождающий нас вдоль дороги, представлял собой в основном карликовый лес, состоящий из берез и елей, то теперь начинают все чаще попадаться обширные и заросшие болота.

 

* Грунтовая дорога после п. Погост

 

На дороге много камней, валунов. Едем пока ещё без накомарников, хотя во время езды на велосипеде мне в нем было не очень комфортно, и до конца похода я использовал его только на стоянках, бивуаке. В какой-то момент замечаем большое количество растущих прямо вдоль дороги грибов. Дима периодически останавливается и собирает их (в чехол от видеокамеры, закрепленный на руле) нам на ужин.

 

Делаем остановку, замечаем рядом нашу “первую” ежевику, на вкус не очень (может, ещё не созрела?). Ну вот наконец-то и долгожданная развилка, поворачиваем налево (обе дороги на развилке довольно-таки хорошо укатаны) к поселку Вост. Мунозеро. К 22 часам въезжаем в поселок, вокруг полная разруха.

 

 

* По дороге к п. Вост. Мунозеро

 

* В поселке Вост. Мунозеро

 

От некоторых домов осталась одна печная труба. Недолго думая находим грунтовую тропинку, которая выводит нас к живописному озеру Мунозеро. Встаем прямо у берега, на месте какой-то ранее стоявшей здесь деревянной постройки. На берегу виден железный мусор, в воде лежит автомобильная покрышка. На ужин готовим картошку с грибами. Дима идет рыбачить. Ходили смотреть на один из домов в поселке, но внутри уже нет ничего, по полу не пройти – он сгнил. Вечером, когда шел мыть посуду, нахожу на берегу озера камень средних размеров и как мне показалось с петроглифом на нем, но ребята, с утра следующего дня посмотрев на него, никакого художественного рисунка на нем не признали (ну и ладно!).

 

             

            * Вечер на берегу оз. Мунозеро                        * “Petroglyphs”

 

Итого за день:

Dst. = 76.4 [км],

Mx. = 33.8 [км/ч],

Tm. = 6:14:54 [час, мин, сек]

Av. = 12.2 [км/ч].

 

 

3-й день, 4 августа.

Нитка маршрута: оз. Мунозеро – п. Муна – п. Инга – оз. Малое

 

Третий день похода. Подъем в 7:30. С утра немного пасмурно. Но, как и вчера, погода “разыгрывается” к полудню. Готовим кашу на горелках. Дима заливает горячий кипяток на обед, для супа и чая.

 

* Утро. Завтрак. Место стоянки на берегу оз. Мунозеро

 

В предыдущий день у всех промокли ноги от форсирования многочисленных луж, поэтому, понимая, что дальше дорога будет ещё “лучше”, я решаю одеть треккинговые сандали вместе с неопреновыми носками. Оперативно собираемся и продолжаем маршрутный путь дальше. Погода отличная – тепло и солнечно. Попутно выезжая из п. Вост. Мунозеро снимаем на видео и фотографируем окружающую нас обстановку.

 

* На выезде из п. Вост. Мунозеро

 

* Очередной брод через речку

 

Через некоторое время преодолеваем вброд очередную реку. На подъезде к поселку Муна у меня, в месте крепления стойки багажника к раме, ломается одна из вертикальных стоек алюминиевого багажника. Причем здесь было одно из самых комариных мест запомнившихся мне за поход. Нас вспотевших, хотя ехали все в джерси, они, конечно же, атаковали с большим удовольствием. Ребята уже ехали в накомарниках, а мне пришлось его доставать и заодно надеть куртку, распыляя на ходу реппеленты. Из ремнабора для починки багажника задействовали: алюминиевый флягодержатель (благо диаметр отверстий крепления совпал), имитирующий нижнюю часть стойки в месте крепления к раме и запасной набор скрепленных спиц – в качестве подпорки (дополнительной жесткости), затянув полученное “хозяйство” хомутиком. Продолжаем путь дальше. Все чаще по лужам не удается просто проехать, глубина их увеличивается, и под водой встречаются крупные камни. Пару раз приходится обходить болотообразные лужи по менее топкому болоту с краев дороги. Мда…, а что же здесь творится после обильных дождей!? При въезде в поселок Муна, который оказывается полностью без признаков жизни, растительность вокруг меняется и становится видна высокая луговая трава.

                           

* Вот такие они, грунтовые дороги на Кольском           * Нежилой поселок Муна

 

Проехав несколько километров после Муны, останавливаемся – у Маши не поворачивается переднее колесо, оказалось, что треснуло одно из колец в обойме подшипника передней “ригидной” вилки. Дима быстро сообразил, что к чему (за что ему отдельное “Спасибо!”) и очень оперативно справился с поломкой. Тут же сразу и устроили запоздавший обед с суповым бульоном и чаем, хотя время поджимало – на часах шесть вечера. Принимаю решение ехать до девяти. В жилом поселке Инга нас встречают лаем местные собаки, жители же занимаются своим домашним хозяйством, возле домов растет много Иван-чая. Переходим по деревянному мосту через реку Инга и уже оказывается, что мы проехали через весь поселок. Позади остается маленькая одинокая табличка, прибитая на сосне, с надписью ”Инга”, а впереди нас ждут увлекательные броды с гатями, проложенными по болотам.

 

                          

* Разобравшись с поломкой, устраиваем обед              * На въезде в поселок Инга

 

Я решил пройти по гатям напрямик, хотя состояние их желало лучшего – некоторые бревна подгнили в воде, иные же лежали наперекор движению. Маша с Димой в некоторых местах решили обойти гати с обочины, по вязким болотам (хотя, что тут, что там – всё одно!). Обогнав ребят ещё сначала, после выхода с п. Инга, я снимал весь этот велотуристический позитив на видео, давал ценные указания, как и где лучше пройти. Бродя по очередной огромной луже болотной воды, нам повстречался местный грибник/ягодник на мотоцикле. Сам он был в высоких резиновых сапогах и явно не ожидал встретить вечером нас – троих велосипедистов, бодро шлепающих (в кроссовках/велотуфлях/сандалях) по местным болотам.

 

* В поселке Инга                   

 

* Болотная дорога с гатями, после п. Инга

 

Видим с краю дороги телеграфный столб, висящий в воздухе – сухое деревянное основание подпилено примерно на половину своей высоты. На пути к поселку Ингозеро на грунтовой дороге становится много песка, местами ехать тяжело, особенно на холмистых подъемах. Время подгоняет, и мы начинаем искать место для ночлега, пытаемся найти проезжую грунтовку для подхода к оз. Ингозеро. Сначала ищем вместе, потом разделяемся с Димой. Грунтовые тропинки, отходящие от основной дороги, заканчиваются либо кострищем, либо приводят в тупик. Одна из них приводит к кострищу, за которым вдалеке сквозь болотистый бурелом виднеется Ингозеро. Дима продолжает поиски, Маша переодевает промокшие за день штаны и обувь.

По GPS’у видим, что неподалеку от нас находится небольшое озеро, и решаем выйти к нему. Выезжаем на главную грунтовую дорогу, проезжаем метров 500, влево уходит грунтовая тропинка, которая приводит нас к берегу озера Малое, тут же рядом находится и кострище, есть место для палатки. Ставим палатку и быстро разжигаем костер – все промокли, а к вечеру ещё и похолодало, с озера поддувает прохладный ветерок. Сушим вещи, на ужин готовим гречку с сублемясом. Ближе к полуночи иду к озеру, над ним поднимается белая дымка, делаю панорамные снимки.

 

 

 

 

 

* Повисший на проводах телеграфный столб

 

* Ночь. На берегу у оз. Малое.

 

Итого за день:

Dst. = 56.6 [км],

Mx. = 30.1 [км/ч],

Tm. = 5:36:57 [час, мин, сек]

Av. = 10.0 [км/ч].

 

 

4-й день, 5 августа.

Нитка маршрута: оз. Малое – п. Ингозеро – п. Октябрьский – п. Умбозеро

– оз. Умбозеро – р. Кица

 

4-й день похода. Погода с утра и в течение всего дня будет немного пасмурной, но без дождя. Только здесь, у озера, мы полностью ощутили ту тишину, царящую в воздухе, о которой я говорил в первый день похода.

                   

* Место стоянки 4-го дня                                         * Ягель

 

После завтрака иду прогуляться в лес. А в лесу – красота! Елочки, запах хвои, под ногами расстилается ковром ягель (который, между прочим, составляет до 90% зимнего рациона северных оленей!), тут же и кусты с черникой, а где-то там вдалеке Ингозеро и тишина… Кстати, это место на берегу озеро было единственным за поход, где нас помимо комаров атаковала ещё и мелкая мошка. Завтракать отправляемся в палатку, но и сюда их успевает налететь “тьма”. Собираемся и выходим на основную грунтовую дорогу. Колеса продолжают вязнуть на грунтовой дороге, где всё еще много песка. Не успели мы проехать и пары километров, как у Димы треснула спица на заднем колесе, это была наша третья и последняя поломка за весь поход. Запечатлеваю этот момент, снимая панораму на фотоаппарат: Маша дремлет на обочине, Диме же бодренько накачивает заднее колесо. Мимо нас на УАЗ’ике проезжает семья, собирают ягоду в лесу.

 

* У Димы треснула спица – это была последняя поломка за весь поход

 

Дальше появляются холмистые спуски/подъемы с большим количеством камней в грунтовом полотне. Делаем небольшую остановку, Маша делится с нами неучтенкой, привезенной еще из Москвы. Подкрепляемся и едем дальше. На обочине лежит ржавый, давно сгоревший кузов от Нивы. В 16:20, захватив небольшой кусочек асфальта, въезжаем в поселок Октябрьский, останавливаемся у колонки с водой, она же является и автобусной остановкой, табличка с расписанием тут же и прибита. Умываемся, пополняем запасы питьевой воды, включаем мобильники и читаем/отправляем смс-ки/звоним родным и знакомым. На улицах поселка кроме бегающих дворняг никого не видно.

 

                               

* По дороге к п. Октябрьский                                                       * Сгоревшая “Нива” на обочине

 

* Поселок Октябрьский. Останавились у колонки с водой.

 

* Грунтовая дорога, идущая параллельно ж/д (она слева), к нежилому поселку Умбозеро

 

Продолжаем двигаться по треку, параллельно бывшей ж/д ветке (она слева от нас), которая идет до самого поселка. Ревда. По дороге к поселку Умбозеро вижу, навстречу нам, вдалеке едет долгожданный первый велосипедист, один. Как оказалось – велотурист из г. Мурманска, ехал по Верхнетуломской дороге через п. Ревду в г. Апатиты (кажется (?)). Пообщались, рассказали про свой маршрут, состояние дорог, погоду и т.д. Засняв встречу на видеокамеру, пожелали друг другу удачи, поехали дальше. Проезжаем мимо разрушенного п. Умбозеро. Встречаем едущую нам навстречу Ниву, в которой едут двое мужчин – отец и сын. Они ехали из г. Мурманска к Черному морю. Подивились, как мы в такой грязи на велосипедах барахтаемся, тут машина то с трудом проедет, по таким дорогам. Рассказали также нам, как ловили рыбу на р. Кица, говорят много её там. Дима “мотает на ус” полученную информацию, как ответственный за добычу рыбы в команде, и мы направляемся прямиком к этой самой реке, благо она у нас прямо на нитке маршрута, там же планируем организовать и ночевку. Железная дорога поворачивает налево к п. Ревда, а основная грунтовка (вся в лужах) идет чуть дальше и тоже имеет ответвление влево, хотя сама продолжается на восток полуострова. С этого поворота и начинается “дорога 1000 ручьев”, следующая до самого Ревдинского комбината, откуда начинается асфальт до одноименного поселка. Через некоторое время у Маши происходит сильное падение в одну из многочисленных луж. Пока ждем, когда она переоденется, подвергаемся жестокой атаке комаров. А вот уже и река Кица, встаем рядом с кострищем на берегу, тут же припасено немного дров, справа ж/д мост (кстати, на самой, бывшей, ж/д остались только шпалы).

 

* Вечер. Стоянка на берегу р. Кица

 

Разводим костер, сушимся, готовим ужин. Ужинаем сидя у костра, время ближе к полуночи, замечаю, что на ж/д мосту напротив нас, как мне сначала показалось, “большую такую бездомную собаку”, тут встает Дима, а затем и мы, с Машей, смотрим на это существо, оно на нас и Дима говорит: “Да это же медведь!?” (на самом деле медвежонок-подросток). И тут от “почесал” от нас, что было сил по шпалам. Хорошо, что он прогуливался тут без медведицы-мамы. Спать легли где-то в два ночи. Уже лежа в палатке, услышали “фырканье” недалеко от нас, явно возвращающегося обратно, того самого “Мишани”, но всё обошлось.

 

Итого за день:

Dst. = 61.4 [км],

Mx. = 32.8 [км/ч],

Tm. = 5:38:08 [час, мин, сек]

Av. = 10.8 [км/ч].

 

 

5-й день, 6 августа.

Нитка маршрута: р. Кица – п. Пунча – (за 10 км до) п.г.т. Ревда

С самого утра Дима идет рыбачить на мост, в реке видно много мелкой рыбешки и мальков. Потом присоединяется к этому делу и Маша. Я же иду смотреть на оставленные вчера ночью медвежие следы, делаю многочисленные панорамы с ж/д моста, фотографирую ребят. Ещё вчера было понятно, что мы отстаем от графика движения по заявленному маршруту на два дня, и принимаем решение ехать в г. Оленегорск – там же и будет останавливаться поезд Мурманск–Москва, на котором поедем домой. Решаем на месте определиться – оставаться ли нам в Оленегорске, либо на проходящем поезде все же доехать до Мурманска и полдня провести в этом городе-герое. Завтракаем, собираемся и продолжаем движение по маршруту. Все те ~ 42 километра, что мы проедем за день – будут представлять собой многочисленные броды через реки, ручейки, огромные лужи – вот она дорога “1000 ручьев”!

* Мишкин след

 

* Дима ловит рыбу, стоя на ж/д мосту

 

* Бывшая железная дорога (остались только шпалы) до п.г.т. Ревда

* …а вдали видны Ловоозерские тундры

 

* Грунтовая дорога на пути к п.г.т. Ревда

 

Периодически выходим на ж/д полотно и по шпалам едем в объезд соседней грунтовки, сама же грунтовая дорога иногда пересекает “железку”. Справа по ходу движения перед нами предстают горы Ловоозерские тундры, местами на них виден снег. Проезжаем поселок Пунча, с дороги наблюдаем некоторое оживление. Фотографируемся на фоне Ловоозерских тундр. В шесть вечера устраиваем поздний обед на шпалах ж/д, напротив самого большого и красивого за весь поход озера – Умбозеро.

 

* Обед. Останавливаемся у самого красивого озера за весь поход – оз. Умбозеро

 

Я спускаюсь с ж/д насыпи  к песчаному берегу озера, разуваюсь и захожу в воду, вода чистая и прозрачная. Любуюсь открывшейся передо мной красотою, делаю панорамные снимки.

 

* озеро Умбозеро

Принимаю решение ехать часов до девяти-десяти вечера, пока не найдем удобное место для ночевки. Двигаясь по грунтовке, параллельно слева идет ж/д, вечером замечаем расположенные прямо на шпалах палатки, но народ, видимо уже, спит. Дима собирает грибы, которые приготовим на ужин, и через пару километров встаем на ночлег, неподалеку от проходящего рядом ручья. Ближе к полуночи на небе появляется огромная луна.

 

 

Итого за день:

Dst. = 41.7 [км],

Mx. = 27.2 [км/ч],

Tm. = 4:22:52 [час, мин, сек]

Av. = 9.5 [км/ч].

 

 

* Вечереет. Преодолеваем очередную речку

 

 

 

 

 

 

* Дорога 1000 ручьев

 

 

6-й день, 7 августа.

Нитка маршрута: (за 10 км до) п.г.т. Ревда – п.г.т. Ревда – г. Оленегорск

 

С утра к нам, прямо к месту стоянки, приезжает на мотоцикле местный житель из п.г.т. Ревда, собирать ягоду/грибы. Ну а мы, неспешно собравшись, отправляемся в г. Оленегорск. Только успеваем выйти на долгожданный асфальт, ведущий к Ревде, как Дима, ехавший замыкающим в группе, сообщает нам, что нас догоняет пара велосипедистов. Останавливаемся, Дима готовит видеокамеру к встрече велотуристов из Украины. Ребята (из г. Одессы, г. Донецка) рассказывают нам, как уже второй день едут за нами. Общаемся, делимся впечатлениями о походе, рассказываем про майскую поездку в Крым. Они, как и мы, первый раз на Кольском п-ве, также в их планы входит радиалка на оз. Сейдозеро, которую я вычеркнул из маршрута из-за нехватки заявленных дней для неё. Тут нас догоняет и третий участник их команды, пожилой мужчина, у него какие-то проблемы с задним колесом, ему приходится отставать и периодически догонять своих товарищей.

                               

* С утра нас навестил грибник                                             * Въезжаем в п.г.т. Ревда

Чуть позже, у магазина, он нам расскажет про свой богатый велотурситический опыт, планах на будущее, свою 30-летнюю французскую раму “Пежо”. Делимся друг с другом дальнейшей ниткой маршрута и отправляемся вместе к ближайшему продуктовому магазину, местному супермаркету. В 13 часов въезжаем в Ревду. Закупаемся, фотографируемся все вместе. Ребята уезжают по Генштабовским картам на пер. Эльморайок, а мы выдвигаемся к трассе на г. Оленегорск, где нас ожидает горячий душ в гостинице.

 

     

* Встреча с велотуристами из Украины

 

От Ревды и до самого Оленегорска едем по довольно таки неплохому асфальту, трафик небольшой, но машины из-за поворотов проносятся “неслабо”. В небе над нами делают виражи военные истребители Су и МиГ, рядом расположены военные части и аэродромные базы. Перед самим Оленегорском отмываем велосипеды в оз. Пермусозеро.

 

 

* По дороге в г. Оленегорск

 

По GPS’у находим нужную нам улицу в городе, где расположена единственная гостиница “Горняк” (ул. Строительная, 38). Но предварительно заезжаем на ж/д станцию и узнаем расписание поездов на завтра, прикидываем шансы доехать с утра до Мурманска. Вариантов оказывается целых три: в 7, 8 и 10 утра – и все на проходящих поездах. В гостинице селимся в двух-местный номер, велосипеды и снаряжение оставляем в подсобке, рядом с регистратурой, за доп-взнос в 50 рублей. Женщина на “рецепшене” рассказала нам, что погода, в которую мы попали на протяжении всей ходовой недели, аномальна для этих мест – обычно +5ºС и дождь. Приняв долгожданный душ, отправляемся в кафе ужинать. В полночь прогуливаемся по городу, покупаем перекус на завтрак и идем спать. Погода весь день сегодня была ясной и теплой.

 

* Полночь. Панорама г. Оленегорска

 

Итого за день:

Dst. = 80 [км],

Mx. = 46.6 [км/ч],

Tm. = 5:17:32 [час, мин, сек]

Av. = 16.2 [км/ч].

 

 

7-й день, 8 августа.

Нитка маршрута: г. Оленегорск – г. Мурманск

 

Утро, время – 06:00. Пасмурно, капает мелкий дождь. Приготовив в гостиничном номере чай и перекусив, отправляемся на ж/д станцию. Проехав под мелким дождем несколько километров асфальтированной дороги, успеваем на 8 часовой поезд, за полчаса до приезда покупаем билеты, разбираем велосипеды. В вагоне занято всего пару купе. Проводник просит с нас денег за велосипеды. За три часа поездки дремлем на расстеленных пенках. Незамерзающий портовый город-герой Мурманск встречает нас солнечной и ясной погодой, температура +25ºC. Сдаем велосипеды, уже упакованные в чехлах + лишние вещи и снаряжение в багаж. Изучаю на карте города расположение культурных достопримечательностей, и в 12 часов дня выдвигаемся к площади Пяти Углов. Позавтракав в столовой, отправляемся на Ленинградскую улицу, там находится первый в городе памятник – жертвам интервенции 1918-1920 гг. (сооружен в 1927 г. на деньги мурумчан), здесь же неподалеку и мемориал в честь памяти тех, кто отдал свои жизни в борьбе за свободу в ходе Арктической кампании во время второй мировой войны (установлен Великобританией в 1991 г.). На троллейбусе проезжаем пару остановок, а далее идем пешком к расположенному на сопке Зеленый Мыс, самому большому памятнику в городе – Памятнику защитникам Заполярья. По дороге к нему проходим мимо городского пляжа у оз. Семеновское, в столь теплый выходной день народ загорает, но купающихся не видно, здесь же работает и прокат лодок, несколько аттракционов. А вот заявленный в путеводителе “Океанариум”, оказался на самом деле “Тюленарием”, где несколько раз в день выступают дрессированные тюлени.

 

* Сопка Зеленый Мыс, откуда открывается панорамный вид на город Мурманск.

 

 

 

* Мемориал “Защитникам советского Заполярья, 1941-1945 гг.”

 

С высоты сопки, на которой расположен мемориал, открывается отличный панорамный вид на весь город – видно Баренцево море, порт и некоторые городские достопримечательности. Мемориальный комплекс “Защитникам советского Заполярья 1941-1945” довольно большой, здесь же расположены зенитные орудия, таблички с названиями городов-героев. Фотографируемся, снимаем на видео окружающую нас обстановку. Вернувшись на привокзальную площадь, разделяемся: ребята идут за сувенирами и раскладкой в поезд, а я на вокзал, в зал ожидания – пытаюсь выспаться. К 19:40 погружаемся в поезд “Арктика” (Мурманск–Москва) и отправляемся обратно домой.

 

                                                  * На “Арктике” в Москву!

 

Итого за день:

Dst. = 6 [км].

 

 

 

Ссылки

 

1. http://romantik.odessa.ua/reports/kola08.html – отчет о велопоходе 3 к.с. по Кольскому п-ву, 2008 г. (основной отчет, который использовал при подготовке к походу)

2. http://www.velo.kursk.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=1158 – “Велосипедно-проходимческий поход “Кола-2008” 2 к.c. с эл. 3, 2008 г.

3. http://www.olexa.com.ua/trips/030802/report/velocity1.html#contents – отчет о велопоходе 3 к.c. с эл. 4 по Кольскому п-ву, 2003 г.

4. http://poehali.org/ – с этого ресурса печатал цветные 500 метровки на наиболее сложные участки маршрута.

5. http://biarmia.narod.ru/ – карты с указанием местных достопримечательностей по Мурманской области нашел именно здесь.

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мурманская_область – общая справка по региону + большое количество ссылок внутри статьи.

7. http://murman.ru/ – все самые свежие новости по Мурманской области узнавал на этом сайте.

8.  “Мурманская область. Путеводитель”. Издательство: Вокруг света, 2008 г.

9. “Атлас автодорог Мурманской области (масштаб 1:200 000)”. Издательство: ФГУП “МАГП”, 2004 г.

10. Общегеографический региональный атлас. Мурманская область (масштаб 1:200 000; 500 000). Издательство: ФГУП “439 ЦЭВКФ” МО РФ, 2007 г.