Валдай — Волговерховье — Пено — Осташков [11.06.200816.06.2008] ПВД4Д

Схема маршрута

Валдай — Полново — Сосница — Залучье — Свапуще — Новинка

Валдай-Полново-Сосница-Залучье-Свапуще-Новинка

Новинка — Волговерховье — Битуха — Полово — Пено — Осташков

Новинка-Волговерховье-Битуха-Полово-Пено-Осташков

День 0

Валдай — оз. Валдайское

В Валдай мы приехали в 22:30. Оперативно выгрузились, неспеша собрали байки, пофоткались, подтянули тормоза и покатили по М-10 в сторону Москвы. Трафик был довольно сильный, то и дело мимо проносились фуры. Через 7 км. свернули налево, к Валдайскому озеру. Проехали мимо поворота на Иверский монастырь, через километр-полтора увидели уходящую в сторону озера грунтовку и решили вставать на ночлег. Перед поворотом мы неожиданно услышали аццкий хруст веток в придорожных кустах. Я было подумал, что мы спугнули бедолагу-туриста, решившего сходить по нужде, но Вова сказал, что мельком видел нечто медведоподобное.

Дорога привела нас на оборудованную площадку для лагеря, с очагом, столом и лавками. В дровах недостатка также не было. Быстренько поужинав, мы завалились спать.

День 1

оз. Валдайское — Валдай — Истошно — оз. Полонец

Встали мы часов в 9, неторопясь позавтракали, и в двенадцать выехали обратно в сторону Валдая. Погода была самая что ни на есть кошерная: в меру солнечно, в меру тепло, без дождя. В городе мы заехали в музей колоколов, встретили там туристку Аню, с которой познакомились на вокзале в Москве. В местном магазине закупились продуктами, и в два часа выехали за пределы города.

Через несколько километров асфальт сменился щебенкогрейдером (все карты, которые были у нас, об этом стыдливо умолчали, пообещав асфальт практически на всем протяжении маршрута). В деревне Ивантеево нам понравился дом, украшенный крышками от бутылок. В 16 часов мы прикатили в дер. Большое Уклейно. На обед мы остановились на берегу озера Уклеинского, на лугу рядом с мирно пасущимися коровами. Пообедав импровизированным рыбным салатом из консервов, в 17 часов мы отправились дальше.

Дом, украшенный крышками от бутылок. Ивантеево

Доехав до Истошно, мы обрадовались материализовавшемуся вдруг асфальту. Быстренько докатили 10 км. до оз. Полонец, и в десять встали там на ночлег. Населенка там практически рядом, от стоянки было слышно лай собак и плач ребенка. Дрова пришлось хорошо поискать, т.к. на берегу все сухие деревья давно попили, а дальше начиналось болото. Зато с растопкой проблем не было — рядом с озером было полно высохших борщевиков. В результате мы напилили пеньков от срубленных деревьев, нашли немного веток, этого вполне хватило, благо каны у нас были небольшие, по два литра. На ужин у нас была кукурузная каша с сыром, бутеры, лимоны с медом и зеленый чай. Спать мы легли в первом часу ночи.

День 2

оз. Полонец — Полново — Сосница — оз. Стерж

Встали мы в 9 утра. На траве была роса, поэтому дождя сегодня не планировалось. Позавтракав кукурузной кашей с сухофруктами и горячими бутерами с сыром, колбасой и помидорами, мы выдвинулись в сторону Селигера.

До Полново был довольно приличный асфальт. Эта населенка порадовала нас компактно расположенными на главном пятачке четырьмя магазинами разной величины. Ассортимент продуктов был обратно пропорционален размерам самих магазинов. Через несколько километров после Полново асфальт снова закончился. Начался сравнительно неплохой грейдер, местами немного испорченный гусеницами бульдозеров. Немного огорчало только большое количество песка, в котором часто заносило заднее колесо, да и после проносившихся мимо машин пыль оседала довольно долго.

В 14.20 мы проехали Сосницу, где нас порадовала деревянная церковь. Рядом с ней стояли золоченые купола, ни по размеру, ни по стилю к ней не подходящие. Их назначение осталось для нас загадкой. На обед мы встали в Заозерье, на берегу оз. Ласцо, посреди поля крапивы. По дороге к озеру местные сказали, что эта земля продана, и хозяева могут быть против нашего визита. Действительно, на берегу озера стоял домик с припаркованным рядом джипом. Хозяева нас видели, но прогонять не стали, за что им большое спасибо. Пообедав печенюшками с теплым молоком, купленным по пути, и немного послушав доносящуюся из окон домика классику советской эстрады, мы отправились дальше.

Деревянная церковь. Сосница

В половине седьмого мы были в Залучье — ближайшей населенке с магазином. Магазин небольшой, мы там купили лишь хлеб, сыр да колбасу. Но зато в нем на всю стену висел транспорант с мощнейшим позитивным мессаджом: «Улыбка к лицу и покупателю, и продавцу». В начале восьмого мы были в Свапуще, где купили десяток яиц в пластиковой коробке, творог и еще кое-что по мелочи. Яйца упаковали в два пакета и прикрутили эспандером поверх Машиной пенки. Рядышком под ремнем присоседилась колбаса, а сбоку на рюкзаке — помидоры.

Улыбка к лицу и покупателю, и продавцу. Залучье

Дорога до Коковкино была рекордной по количеству колдоебин и песка на квадратный метр. Приходилось выбирать, либо ехать по относительно ровной песчаной обочине и мириться с заносами, либо ехать по стиральной доске дороги. Машины проносились все чаще и чаще, пыли было все больше и больше. Около девяти вечера мы добрались до Новинки и свернули на грунтовку в сторону оз. Стерж. На самом берегу встать не получилось — все было заставлено палатками автотуристов, поэтому разбили лагерь на пригорке метрах в 200 от берега. На этот раз с дровами было все путем — куча сухих сосновых веток и множество шишек для растопки. Маша приготовила замечательные омлет и яичницу, а также салат из свежих овощей. Спать мы легли около полуночи.

День 3

оз. Стерж — Волговерховье — Высокое — Битуха — Полово

Наутро встали в обычные уже для нас 9 часов, позавтракали и поехали в Волговерховье. Дорога была такой же, как и накануне, добавились только слепни и подъем в гору. Около 12 часов бы были у истока Волги. Народа было довольно много, большинство приехало на автобусах из Осташкова и на своих авто, было несколько туристов на байках, но без велоштанов.

Панорама Волговерховья

Вдоволь нафоткавшись, закупившись сувенирами (я прикупил берестяную кружку и нормальный деревянный половник — складной от «Экспедиции» оказался полной фигней) мы отправились обратно к Новинке. По дороге заехали в крестьянское хозяйство, расположенное юго-восточнее деревни Вороново, и пообедали там вкуснейшими блинами с брусникой и прекрасным березовым квасом. К сожалению, не удалось попробовать знаменитых блинов с морошкой — еще не сезон.

В 16 часов мы были в Высоком. Дорога, нарисованная на карте, приводит к безымянному озеру, там и заканчивается. Туристы, стоящие неподалеку, говорят, что дороги дальше нет, и советуют обратиться к живущему неподалеку Владимиру, он должен знать, как нам пробираться дальше. Его мы дома не застали, зато выцепили проходящего мимо местного мужичка, находящегося слегка под шафе. Услышав, что нам нужно в Руно, он немного прифигел: оказывается, эта деревня, как и несколько ближайших к ней, нежилые, народ в ту сторону вообще не ходит, т.к. делать там абсолютно нечего. Вот тебе и родина Лизы Чайкиной! Что касается реки Руны, которую нам предстояло переходить в брод, то, по его словам, она довольно большая: по пояс глубиной и метров 10 шириной.

Панорама безымянного озера. Высокое

Вова предлагает развернуться, пока не поздно, но мы с Машей убеждаем его, что стоит хотя бы попытаться пройти: крутить обратно по пыльному грейдеру до Свапуще 20 км. нам хочется еще меньше. Мужичок направляется в ту же сторону что и мы. Он предлагает не идти по полевой дороге, а срезать напрямик через луг. Мы соглашаемся, и некоторое время идем вместе. Луг на поверку оказался крапивой пополам с колючками. В отличие от нашего проводника, который был в трениках, мы были в велотрусах. Маша проявляет чудеса стойкости и выдержки, молча перенося крапивные ожоги: помимо всего прочего она была еще и в сандалях на босу ногу!

По пути мужчина рассказывает нам, что дальше дорога будет местами превращаться в тропинку, местами пропадать вовсе. Через километра полтора он сворачивает в сторону, а мы продолжаем путь по лесной дорожке. Тропинка сначала идет более-менее ровно, потом начинает петлять, местами разветвляется, местами пропадает, поэтому стараемся двигаться строго на юг.

К пяти часам вечера приходим на крапивный луг, где дорога пропадает совсем. Останавливаемся, идем на разведку: Вова на юг, я на юго-восток. Палками прокладываем себе путь среди крапивы, брюки надевать было лень, поэтому все ноги до пояса вскоре начинают гореть от ожогов. На юге Вова упирается в обрыв, на юго-востоке я нахожу спуск вниз, однако дальше не пройти: куча поваленных деревьев и заросли папоротников превращают лес средней полосы в тропические джунгли, а крапива в перемешку с колючками по пояс только усугубляют ситуацию.

Крапивный луг к югу от Высокого

Я решаю сходить на юго-запад, прокладываю палкой дорогу так, чтобы потом можно было там же протащить байки. Через полчаса выхожу к реке, вижу вполне приличный брод и папортники на другой стороне. Тропических завалов не видно, это уже радует. Переправляюсь на ту сторону, река мелкая, в самом глубоком месте брода едва по колено, вода очень теплая, течение не сильное, идти легко. Вижу примятую траву, кто-то недавно здесь прошел. Иду по протоптанному следу, выхожу на полянку, от которой идут две дороги: автомобильная колея на юг, и лесная тропинка, параллельная ей, но идущая чуть выше. Возвращаюсь.

Вова уже ходил меня искать, нашел обозначенный на карте сарай, значит идем мы правильно. Рассказываю как круто все впереди, но Вова колеблется: вдруг там за поворотом опять жесть начнется, а у нас из продуктов только перекус, да и воды мало осталось. Воду можно набрать из реки (я уже попил, в принципе, терпимо, только привкус водорослей и глины есть), а вот ночевать в крапиве с минимумом еды, не зная, есть ли дорога впереди — это уже хуже. Предлагаю ему сходить вместе на разведку подальше, а потом уже решать. Времени уже полседьмого, поэтому нужно либо двигаться дальше, либо возвращаться.

Вова соглашается, идем тем же маршрутом, доходим до полянки. Автомобильная колея через некоторое время обрывается, зато тропинка идет дальше, вскоре превращаясь в более широкую автомобильную дорогу. Справа видим ухоженное кладбище, значит рядом населенка. За кладбищем лесная дорога выходит на укатанную грунтовку: на юго-западе мертвое Руно, на северо-востоке Зароево. Нам ближе через Руно, но на северо-восток ведут следы собак и протекторы велосипедов, а в сторону Руно дорога девственно чиста: видно, из Зароева люди ездят только на кладбище. В начале восьмого возвращаемся на крапивное поле.

Маше уже надоело сидеть на одном месте и хочется ехать хоть куда-нибудь, поэтому быстро собираемся и идем к броду. Набираем из реки воды во фляги на всякий пожарный. Через полчаса выходим на грунтовку, у кладбища встречаем приехавших на тракторе мужиков. Увидев нас, они слегка офигевают. Узнав, откуда мы идем, офигевают еще больше. «Из Высокого? Там же нет дороги!» - «Теперь есть!». Сами они приехали из Осташкова через Зароево, дальше идет нормальная грунтовка, с магазинами вот только напряг. Через Руну дорога тоже есть, но по их словам нам придется там идти пешком.

Спуск к реке Руна

Решаем сделать крюк. После джунглей и колдобнутого грейдера катится замечательно. Доезжаем до Зароево: деревня мертва, с виду обитаем лишь крайний дом. Мы постучались, позвали хозяев — никто не вышел, посмотрели в окно: пусто. Едем дальше. При подъезде к Битухе видим горящий фонарь и сельхозтехнику. Цивилизация!

Мертвая деревня. Зароево

Останавливаемся у крайнего дома, спрашиваем у хозяина, можно ли набрать воды. Он кивает на ведро и колодец. Набираем живительной колодезной водицы, заливаем во фляги и гидратор. Узнаем как тут с магазином. Магазина нет, раз в неделю приезжает автолавка, зато рядом через дом бабушка держит корову. Идем туда, покупаем полторашку молока и около килограмма творога у Анны Николаевны Тереховой (так зовут бабушку). Спрашиваем, сколько с нас — говорит: «дайте сколько нужно, я цен не знаю». Платим 120 рублей, хозяйка остается довольна. Благодарим нашу спасительницу, возвращаемся обратно к дороге. Интересуемся, какая из дорог ведет на Осташков. «Езжайте прямо, нигде не сворачивайте, выедете к Полово, потом налево по асфальту».

По укатанной дороге (по общему мнению, этот участок был лучшим на маршруте, не считая ровного асфальта в начале) довольно быстро доезжаем до Полово. В дороге начинается дождь, при выезде из деревни он переходит в ливень. Мы забираемся под спасительную крышу автобусной остановки, туда же затаскиваем байки. Ждем минут 20, дождь не прекращается, ехать дальше уже нет ни сил, ни желания. Решаем ставить палатку рядом с остановкой, благо свободное пространство позволяет.

Собираем под крышей дуги. Мы с Вовой натягиваем тент, Маша под ним ловко собирает основную палатку. Короткими перебежками перетаскиваем вещи в палатку, байки оставляем на остановке, поставив их понезаметнее и сцепив тросиком. Быстро ужинаем творогом, молоком и медом и ложимся спать под музыку тропического ливня.

День 4

Полово — Пено — Осташков

Утром просыпаемся как обычно, доедаем остатки творога с орехами, вылезаем на волю. Дождя нет, правда все небо затянуто тучами. На автобусной остановке стоят две женщины. Расспрашиваю их про дорогу, они говорят, что через 6 км начнется асфальт, который будет до самого Осташкова. Это уже радует. Дождя на сегодня, по их словам, не обещали. Еще они рассказывают про 66-и летнюю туристку из Твери, которая на велосипеде проехала по маршруту Тверь — Сахалин — Тверь (20000 км) за 7 месяцев. Теперь она собирается в двухлетнюю кругосветку. Уже в Москве я узнал у Яндекса, что речь шла о Юлии Ивановне Михалюк, занесенной в книгу рекордов России, как самая пожилая велопутешественница.

В начале одиннадцатого выезжаем в сторону Пено. Через 6 км асфальт действительно начался, правда качество его было удовлетворительным лишь местами: куча колдобин и коцок. В 13 часов мы были в Пено. Поели ходовых сухофруктов, купили воды и покатили в Осташков.

За 15 км. до Осташкова остановились посмотреть пирамиду Голода. Размерами она поменьше той, что стоит на новой Риге, да и выглядит попроще.

Пирамида Голода. 15 км от Осташкова

На автовокзал в Осташкове мы приехали в начале шестого. Автобусов на Москву в этот день больше не планировалось (мы рассчитывали уехать на десятичасовом). Вова и я отпросились на понедельник, поэтому нас это особо не беспокоило, а вот Маше с утра нужно было быть на работе. К счастью, ей удалось договориться с водителем автобуса до Твери (на который тоже уже не было билетов). Мы быстренько сняли колеса с ее байка, помогли ей погрузиться, а сами остались в Осташкове.

Пока я менял проколотое заднее колесо на байке (где только умудрился, вроде в городе по стеклам не ездил). Вова скатал на ж/д вокзал: ближайший поезд до Москвы в шесть вечера в понедельник. Рядом с автовокзалом были припаркованы такси. Ради интереса Вова приценился и у них: 6000 до Москвы за двоих с байками и велоштанами. Вобщем, в тот день мы остались ночевать в городе.

Нужно было искать ночлег. Маша нам предлагала взять палатку, но вести ее было негде — велоштаны были забиты под завязку — да и не хотелось искать место для ночлега вне города, чтобы потом к 5-и утра по темноте ехать на автовокзал. Позже могло не остаться билетов, а в воскресенье рабочий день у кассиров уже закончился.

В гостинице, расположенной рядом с автовокзалом, мест не оказалось: в Осташков приезжают работать строители и скупают практически все номера. Это неудивительно: 350р/сутки с человека — очень дешево. Администратор посоветовал нам попытать счастья в гостинице Селигер. Там номера были сильно дороже, но и комфортнее: у нас получилось 1730 рублей за двухкомнатный двухместный номер с удобствами (душ с водогреем, холодильник, телевизор, диван и две кровати) и 100 рублей за охраняемую парковку.

Вечером Маша прислала СМС, что благополучно успела в Твери на последнюю электричку до Москвы.

День 5

Осташков — Ржев — Шаховская — Волоколамск — Москва [автобус]

Утром мы встали в пять часов и почти сразу же пошли на автовокзал. Нам успешно удалось купить билеты на 10-и часовой автобус до Москвы, и к пяти часам мы должны были быть на Тушинской. Однако, судьба распорядилась немного иначе.

В начале девятого мы забрали байки со стоянки. У моего байка практически незаметно спускало переднее колесо. Клеить камеру было лень, и я просто подкачал его. Этого хватило, чтобы без особых проблем доехать до автовокзала.

В половине деcятого пришел долгожданный автобус. Это был «мерин» с хорошим багажным отделением: по два люка с каждой стороны и отсеки через всю ширину автобуса. В один отсек без труда влезло два байка без колес, сами колеса и двое велоштанов. В начале одиннадцатого «мерин» отправился в Москву. На остановке в Селижарове одна из пассажирок обратила внимание на тлеющее от перегрева заднее колесо и подняла панику. В результате водитель полчаса успокаивал пассажирку, потом плюнул и вызвал встречный автобус во Ржев.

Мы вполне могли бы доехать на «раненом мерине» до Москвы, а в результате вынуждены были сначала ждать встречный автобус во Ржеве, потом с большим трудом впихивать в него байки: в подменном автобусе было также по два люка с каждого борта автобуса, но они были изолированы друг от друга, и имели меньшую высоту. Поэтому в этот раз мы с трудом разместили байки и снарягу в трех отсеках.

В Шаховской нас ждала очередная, к счастью последняя, пересадка. У третьего автобуса было всего три люка (четвертый был занят под инструменты), и соответственно, три небольших отсека. На этот раз чтобы просто втиснуть в него 19" раму моего спешика пришлось приложить изрядные усилия, а мои велоштаны вообще не влезли, их пришлось везти в салоне. Вовина снаряга кое-как поместилась в оставшиеся два отсека.

Надо отдать должное нашим попутчикам: никто не торопил нас на пересадках, напротив, многие сочувственно предлагали нам потребовать деньги за проезд назад: мол, что это за комфорт, когда 30 кг туда-сюда по нескольку раз таскать приходится?!

Главный цирк начался в Москве около станции метро Тушинская, когда я в течение получаса выковыривал свою раму наружу, стоя спиной к проезжей части. Водитель наотрез отказался снимать тягу багажного отделения, за которую задевала рама, поэтому пришлось изрядно попотеть. Надо думать, со стороны это смотрелось довольно забавно. Вовина 18" трековская рама вылезла тоже не без мучений, но все же побыстрее.

Через полтора часа мы были дома.