Турклуб МГТУ им. Н. Э. Баумана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ

 

группы велосипедистов турклуба МГТУ им. Н. Э. Баумана

о походе III категории сложности по маршруту:

 

 

Феодосия -  Орджонинкидзе – Коктебель – Щебетовка – Солнечная Долина – Богатовка – Судак – Новый Свет – Караулоба – Веселое – Морское – Громовка – пер Ниж. Шеленский проход – Поворотное – Красная слобода– Ак-кая (Белая скала) – Белогорск – Головановка – Пчелиное – Караби-яйла- Долгоруковская яйла – демерджи яйла – Алушта – Лазурное – Пушкино – Партенит – Гурзуф - Ялта – Алупка – Оползневое – пер. Байдарский ворота – Орлиное – Широкое – Передовое – пер Бечку – Голубинка – Соколиное – большой Каньон Крыма – Танковое – Красный Мак – пещерный город Эски-кермен – пещерный город Мангуп – Терновка - Севастополь

 

 

Руководитель похода Мария Сергеева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2003

Краткая характеристика похода

Отчет составлен группой велосипедистов турклуба МГТУ им. Баумана о совершенном в апреле – мае  2003 г велосипедном походе III категории сложности по маршруту Феодоссия -  Орджонинкидзе – Коктебель – Щебетовка – Солнечная Долина – Богатовка – Судак – Новый Свет – Караулоба – Веселое – Морское – Громовка – пер Ниж. Шеленский проход – Поворотное – Красная слобода– Ак-кая (Белая скала) – Белогорск – Головановка – Пчелиное – Караби-яйла- Долгоруковская яйла – демерджи яйла – Алушта – Лазурное – Пушкино – Партенит – Гурзуф - Ялта – Алупка – Оползневое – пер. Байдарский ворота – Орлиное – Широкое – Передовое – пер Бечку – Голубинка – Соколиное – большой Каньон Крыма – Танковое – Красный Мак – пещерный город Эски-кермен – пещерный город Мангуп – Терновка - Севастополь

 

 

Протяженность маршрута

 

Протяженность дорог с покрытием

 

Протяженность дорог без покрытия, грунтовых дорог

 

Продолжительность похода

дня

состав группы

Участник

Место работы, учебы

Г.р.

Место жительства

Должность

Сергеева Мария Сергеевна

Студент; МГТУ им. Баумана

1982

Москва

Командир

Ерохина Наталья Александровна

МПГУ, студентка

1982

Москва

Завхоз

Казначей

Левенков Артем Викторович

МГТУ, студент

1984

Москва

Механик

Эколог

Дещеревский Илья Владимирович

«Прикладная логистика»

Программист

1971

Подмосковье,

г. Пущино

Штурман, летописец

Волков Александр Владимирович

 

1962

Подмосковье,

г. Раменское

Завснар

Бакунов Александр Валерьевич

МГТУ, студент

1982

Москва

Медик

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

28 апреля 2003 (понедельник)

Высадились в Феодосии. Прохладно, дует сильный ветер. На деревьях почти еще нет листьев. Спасает яркое солнце.

12:00. Выезжаем с вокзала. В Феодосии съездили в местное КСС (ул. Федченко 32) – было закрыто. До КСС и обратно до вокзала проехали 5 км.

Поменяв деньги и закупившись недостающими продуктами, выезжаем на юг. Наша ближайшая цель – пересечь хребет Теле-оба по грунтовой дороге. Едем по улице Красноармейской, ул. Ленина. После подъема и мостика сворачиваем вправо – на ул. Воровского. Ехать могут не все – улица очень крутая.

9,8 км (13:40) – выезжаем из Феодосии. Наезженная грунтовка круто лезет в гору, заходит в лесок из сосны и упирается в шлагбаум военной части (11,5). Поворачиваем вправо по второстепенной дорожке. Через полкилометра лес редеет и слева сверху появляется основная дорога, идущая чуть ниже гребня хребта. С гребня открывается восхитительный вид на бухту Двуякорную. Устраиваем привал (14:00).

12,6 Дорога постепенно выходит на гребень. С юга дует очень сильный ветер, хорошо что мы едем на запад.

13,3 Овражек, справа рукотворное озеро-запруда. Сразу за озером развилка; основная дорога идет по хребту через дачи, а мы сворачиваем влево на тропинку, идущую вдоль заброшенной дороги. За небольшим подъемом – крутой техничный спуск по размытой тропе.

16,1 (15:15) тропа вышла на грунтовую дорогу, идущую вдоль моря.

18,6 Вышли на асфальтовую дорогу ОрджоникидзеФеодосия. Свернули влево и через 200 метров поворачиваем вправо – на Коктебель и Щебетовку. Слева над горками парят парапланеристы.

23,2 перевал. На скорости проскакиваем поворот на Южное, влезаем в следующую горку и выезжаем на шоссе Судак-Феодосия (26,1).  Поворачиваем влево, и сразу обнаруживаем прокол на заднем колесе велосипеда завхоза. Меняем камеру и едем в Коктебель.

34,6 Коктебель (Планерское). Проезжаем не останавливаясь. За Коктебелем начинается подъем. Переваливаем (37,017:50), спускаемся в Щебетовку (41,2) и решаем, что пора искать место для стоянки. В 1,5 км от Щебетовки слева от дороги есть запруда. Мы проехали по плотине на южный берег озера, где и заночевали на полянке. Воду по совету местных брали не в озере (вода течет из виноградников, которые как раз обрабатывали химикатами), а из родника, расположенного метрах в 50 ниже плотины. Готовили на дровах.

 

Итого: за день проехали 43,5 км. Средняя скорость 13,6 км/ч; чистое время в пути 3:22. Погода: переменная облачность, очень сильный южный ветер.

 

29 апреля 2003 (вторник)

Вечером было тепло (8-10˚), но под утро похолодало где-то до 5˚. Вставали в обратном порядке – в 6 группа, в 7 дежурные. Выехали в 9:20. Пасмурно и прохладно.

Асфальтовая дорога понемногу лезет вверх.

1,4  - развилка, вправо идет дорога на Краснокаменку, Лесное. Едем влево по основной дороге. Сразу за развилкой пересекаем речку и начинаем подъем на Щебетовский перевал. Небо по-прежнему затянуто облаками, но из-за подъема становится жарковато. Дорога часто петляет серпантином; спускаться здесь было бы весело.

6,2 (10:04) – перевал. Передохнув и подождав отставших, с огромной скоростью едем вниз.

9,7 – на скорости проскакиваем овражек, еще немного влезаем на крутой подъем и оказываемся на очередной развилке (10,2). Вправо, через перевал Синор идет трасса на Судак, а мы сворачиваем влево в сторону Солнечной Долины. Дорога идет вниз очень круто, скорость достигает 64 км/ч. Дорога неплохая, только на въезде в Солнечную дорогу в асфальте встречается насколько коварных ям.

12,5Солнечная долина, несколько магазинов, где есть все нужное туристу.

16,1Богатовка. Дорога представляет собой череду крутых асфальтовых подъемов и спусков. По прежнему пасмурно.

18,6 (11:36) – Винодельческий совхоз «Солнечная долина». При совхозе фирменный магазин. Цены просто небесные, бутылка «Черного доктора» стоит 140 гривен (в перечете на рубли – около восьмисот рублей)! Плюнули им в лицо и поехали дальше.

11:45 – прокол колеса Волкова.

Становится заметно, что все-таки весна – на обочинах дороги цветут деревья.

21,6 около горы Кордон поворачиваем на развилке вправо – на Судак.

26,5 – въезжаем в Судак.

30,0 – набережная, строится аквапарк. Проехали по набережной до генуэзской крепости (32,2). У подножья крепости пообедали в кафе (салат - борщ – бефстроганов – сок на 6-х обошлись в 107 гривен). После обеда один человек остался охранять велосипеды, а остальные посетили крепость (4 гривны с человека). Тем временем прояснилось, начало припекать солнце.

34,2 15:30 – выезжаем из Судака.

38,1 (16:05) – Новый Свет. Закупили шампанского, разузнали, как попасть на Голицинскую тропу. От фирменного магазина комбината шампанских вин едем вправо по улице Шаляпина, мимо Голицинского дворца. Дорога начала извиваться серпантином по крутому склону, миновала кладбище и уперлась в ограду вокруг белого домика (39,2). Немного не доходя ворот, сворачиваем вправо на тропу, которая обходит домик справа. Первое время по тропе даже можно ехать, но постепенно пешеходных участков становится все больше.

41,5 – тропа лезет круто вверх по камням. Снимаем рюкзаки с велосипедов, надеваем их на плечи и на карачках лезем вверх. Велосипеды местами приходится передавать из рук в руки; идти с велосипедом практически невозможно. Наша тропа промаркирована красными стрелками, нарисованными прямо на камнях. Направление стрелок – от Кара-Оба к Новому Свету. На крутом участке подъема важно вовремя уйти влево вдоль моря. Впрочем, по этой тропе ходят толпы пеших туристов и просто экскурсантов, так что спросить дорогу есть у кого.

Сверху небольшой относительно горизонтальный участок, и снова крутой спуск – сначала по живой лестнице – корням 300-летнего можжевельника, а потом по каменной лестнице. Велосипеды опять приходится передавать из рук в руки, только теперь вниз.

Впрочем, все трудности с лихвой компенсирует превосходный вид на море и лежащий внизу мыс Капчик.

42 км (примерно, так как велосипед пришлось нести на руках и велокомпьютер измерял путь неточно) тропа выполаживается. Через 300 метров проходим через узкие ворота – два камня, между которых с трудом пролазит руль велосипеда. Дальше идет довольно ровная тропа, по которой даже можно ехать при наличии некоторой смелости.

43,1 (19:00) – тропа спускается к морю, протискиваясь по пути еще через несколько узких каменных ворот. Минуем табличку «КПП» и выходим на берег моря – широкий пляж из мелкого галечника. Отдыхать тут наверно замечательно, а вот велосипед совсем не катится; приходится прикладывать бешеные усилия.

44,2 – доехали до построек поселка Кара-Оба, вправо уходит дорога на Веселое. Встали за домиками на ровном участке, расчищенным бульдозером. Воду попросили у рабочих, строящих коттеджи для отдыхающих. Готовили на газу.

 

Итого: за день проехали 44,2 км. Средняя скорость 11,7 км/ч; чистое время в пути 3:45. Погода: с утра пасмурно и прохладно; после обеда солнечно и тепло. После заката солнца быстро стало холодать при ясном небе и сильном ветре с моря.

30 апреля 2003 (среда)

Ночью холодно и ветрено, ясно. Дежурные встали в 6:15, группа в 7 часов. Выехали в 9:40.

4,5 (10:05) – трасса Судак - Алушта, Веселое. Магазинов почему-то совсем не видно. Поворачиваем влево, и сразу начинаем подъем на двугорбый перевал.

6,7 (10:30) – первый горб перевала.

8,0 (10:45) – второй горб. Между горбами крутой спуск, а в самом низу крутой опасный поворот. Завхоз на этом повороте не вписалась в траекторию, чудом обошлось без падения.

После второго горба славно катимся вниз; скорость подбирается к 70 км/ч; небольшая гребенка на асфальте придает спуску пикантности.

10,4 – не останавливась, проскочили поворот вправо на Междуречье и на перевал Ворон.

12,2 (10:50)– выехали к морю и с удовольствием искупались, хотя конечно вода бодрит.

14,5 – центр Морского. Поворачиваем вправо – на Громовку. По дороге (15,4 км) закупаемся в магазине продуктами на грядущие праздники.

18,5 – по дороге встретили редкое явление – асфальтированный брод через речку.

21,2- 21,7Громовка. После Громовки асфальт кончился, пошла укатанная грунтовая дорога. Вместе с дорогой пару раз пересекаем мелкую здесь речку, а потом дорога уходит от речки немного вправо вверх (24,4). Здесь по дороге течет ручеек, чтобы не утонуть в грязи приходится спешиваться и прыгать через грязь и лужи вместе с велосипедом. Пересекаем текущий с гор ручеек (25,6) и через 500 метров выходим на развилку. Как водится, прямо дорога более утоптанная, но она идет вниз вдоль ручья и видимо на вырубки. А мы поворачиваем вправо и начинаем подъем на серпантин. Первые метров 300-500 ехать нельзя, приходится толкать велосипед перед собой. Далее дорога немного выполаживается, и практически до самого перевала можно проехать в седле. На серпантине несколько раз обгоняли пешую группу – так как они срезали  витки серпантина по крутым тропкам.

29,615:00 – перевал Нижний Шеленский проход. С северной стороны перевала склон пологий, порос высокой травой и симпатичными елочками. Спустились с перевала до родника/запруды (30,1) и решили устроить полудневку. Место неплохое, дров в окрестных лесах предостаточно. Только к вечеру выяснилось, что это место очень популярно – здесь дорогу пересекает тропа идущая вдоль хребта, и в общей сложности на поляне 100х100 ночевало около десяти групп. Впрочем, мы друг другу не сильно мешали.

 

Итого: за день проехали 30,1 км. Средняя скорость 9,6 км/ч; чистое время в пути 3:08. Погода: почти безоблачно, местами даже жарко.

1 мая 2003 (четверг)

Ночью было ясно и холодно, выпала обильная роса, которая к утру превратилась в иней. Дежурные встали в 6:30, группа в 7:00. Впрочем, солнце на нашу поляну вышло довольно рано (около 7:15), и очень быстро растопило иней и высушило росу. После завтрака подняли флаг, надули шарики. Выехали в 9:40.

Едем почти вниз по размытой и густо засыпанной листьями грунтовой дороге. Под листьями легко пропустить яму или бревно, поэтому приходится быть осторожными.

2,5– развилка. Едем по правой дороге, вроде так правильно.

3,9 - бродим речку – теперь мы едем по левому ее берегу. Дорога забирается на бугор и начинает отклоняться влево. После бугра (5,2) крутой спуск, и мы выезжаем на большую поляну к большому рукотворному озеру. Объезжаем озеро справа (6,4) и спускаемся к Поворотному.

В Поворотном (7,7) купили молока (2 гривны за 2 литра).  В местном магазине вроде даже есть хлеб. Сразу за Поворотным когда-то начинался асфальт, но первые 1,5-2 километра он разбит до щебенки.

12,0 – проехали поселок Красная Слобода.

17,6 – выехали на трассу Белогорск-Феодосия. Сворачиваем влево. Без остановки проскочили Чернополье (25,5), так как спешили на рынок в Белогорск.

33,5 (12:20-13:15) – рынок Белогорска. Закупили продукты, съели по несколько мороженных и выехали и города в сторону белой скалы Ак-Кая. Ехали в сторону Васильевского. Пару километров дорога (мощный асфальт) идет по лесопосадкам, далее голая степь и длинный пологий подъем. После тягучего подъема и небольшого спуска развилка; влево вперед уходит асфальтовая дорога на племзавод, а мы сворачиваем круто влево на грунтовку, идущую вдоль ЛЭП. Дорога хорошо укатана, видно что по ней часто ездят.

47,5 (14:45) – Ак-Кая. Обедаем, отдыхаем, смотрим вниз. Вид действительно замечательный; машины и домики внизу выглядят совсем игрушечными.

Выезжаем в 15:30. Спускались вдоль склона в сторону Вишенного по слабенькой грунтовой дороге.

59,4 (16:40) – Белогорск. Следует иметь в виду, что новая объездная дорога огибает  Белогорск с запада и выходит в район Новикова, и к тому же ее нет на картах. В общем, мы вовремя не сориентировались, и вместо того чтобы проехать через город напрямик, ехали сначала по объездной, а потом по трассе M-17 до поворота на Криничное и Головановку (62,5).

65-66Криничное.

69,5 – развилка. Влево уходит дорога на Алексеевку и основную часть Головановки. Мы едем вправо по дороге, идущей на Приветное.

71-71,5 – угол Головановки. Сама Головановка находится слева от дороги, а мы проехали мимо нескольких домиков, зернохранилища, и спустились к речке, показанной на карте как пересыхающая. Перед мостом  (72,2) вправо уходит хорошая улучшенная грунтовая дорога на Пчелиное. По этой дороге мы проехали около километра, перебродили речку и встали на ночлег на южном берегу речки, спрятавшись за кустами от дороги.

 

Итого: за день 73,3 км. Средняя скорость 15,7 км/ч; чистое время в пути 4:40. Погода: ясно и даже жарко.

2 мая 2003 (пятница)

Стоянка обалденная. Дежурные встали в 6:30; к этому времени уже вышло солнце и стало тепло; росы так же не было. Выехали в 9:15.

Первые 3-4 километра дорога – улучшенная грунтовка, можно даже в на подъеме ехать с неплохой скоростью. Потом дорога заметно портится, и несколько раз пришлось обходить большие грязные лужи по обочине. К Пчелиному дорога вырождается в две вязкие грязные колеи в глиноземе.

8,2-8,7 (10:40)Пчелиное. За Пчелиным дорога (обычная колея по грунту; местами по старым колеям промыты глубокие канавы) заметно отклоняется к северу и лезет на небольшой перевальчик. Кстати, воды после Пчелиного уже нет.

10,5 – перевал. Жара. Поджидаем отставших, небольшой передых и едем вниз.

11,3 (11:40) – ручей, озерцо. Набираем воду и опять лезем вверх по жаре.

12,2 – еще небольшой перевал.

12,7 – Хиленький ручеек, за ним пологий подъем.

13,3 (12:17) – вылезли на холм. Справа и слева видны строения; справа ферма (обозначена на километровках как ОТФ), слева военная часть (на километровых картах не обозначена, на 500 метровке указана как лесничество). В низине левей фермы озеро и колодец с очень вкусной и холодной водой.

14,2 – выехали на асфальт, идущий к трассе Межгорье-Белогорск. Поворачиваем на юг, в горку. Асфальт проходит мимо военной части (15,0), а затем поворачивает вправо и уходит за три ряда колючей проволоки, которыми огорожено огромное поле с антеннами разного типа (16,1). Дальше мы едем по хорошо укатанной грунтовой дороге; в прочем, почва содержит столько камней, что дорога – почти что с улучшенным покрытием. По прежнему плавный подъем.

19,6 – развилка. Обедаем в тени деревьев и едем влево, по более укатанной дороге. Вдали видна метеостанция, мы едем прямо к ней.

21,7 – дорога все больше уклоняется вправо, в сторону Демерджи. Попутно она разбивается на несколько колей, мы стараемся выбирать более наезженные. Постоянно чередуются крутые спуски и пологие подъемы; в ямах лежит снег. Ориентирование затруднено; в результате мы забрали сильно вправо и вышли к перевалу (27,9) около источника Чабан-Чакрак, пройдя мимо кошары (обозначена на 500-метровке). Для того, чтобы выйти на езженую дорогу, нам пришлось бы возвращаться назад на пару километров да еще и лезть вверх; поэтому мы решили спускаться к ручью Су-Ат по пешеходной тропе.

28,16 – ручей Су-Ат. Спуск – просто сумасшедший, очень крутой. Ехать очень стремно, велосипед все время порывался встать на переднее колесо. На спуске штурман пробил камеру заднего колеса.

За ручьем поднялись на небольшой бугорок, чуток спустились и вышли на Партизанскую тропу. Тропа утоптана, как дорожки в московских парках; однако из-за крутых подъемов ехать по ней вначале проблематично.

29,7 – перевал, дальше вниз. Тропа очень широкая, заметны даже следы машин.

30,9 – тропа вышла к речке Партизанской. Едем по тропе вниз по течению. Местами приходится обтаскивать упавшие деревья.

32,3Партизанская поляна; слияние двух речек. Стоянка очень популярна – вокруг нее стояло несколько групп. Мы отошли от поляны на юг вдоль речки на полторы сотни метров и встали на небольшом уступе выше тропы.

 

Итого: за день прошли 32,6 км, большую часть ехали. Средняя скорость 7,8 км/ч; чистое время в пути 4:08. Погода: ясно и даже жарко.

3 мая 2003 (суббота)

Ночью тепло, безветренно, ясно; росы не было. Подъем в 66:30, выехали в 8:45.

В двухстах метрах от ночевки – брод. Кто бродил пешком, а кто и по бревну с последующим купанием себя и велосипеда.

Дальше еще 200 метров по тропе вдоль речки и круто поворачиваем влево вверх. Идем пешком, велосипеды рядом.

0,9 – перевал, рядом табличка «Дедов Курень – 8-й партизанский отряд».

1,5 – речка. Постояли немного, пропустили вперед группу горников, которые мешали нам на спуске. На подъеме встретили хитрое дерево, сплетенное из кучи стволов. Идем пешком, велосипеды едут рядом.

1,9 – тропинка выполаживается и выходит на поляну, где пересекаются три дороги. Выбираем дорогу, идущую влево вперед:

 

 

2,8 - небольшой подъем, потом спуск – и дорога снова выходит из леса. Сразу на опушке новая развилка. Едем прямо, по основной дороге.

3,1 – пересекаем небольшой ручей, влезаем в горку и мы уже на Долгоруковской яйле.

4,1 (10:30) – справа стоит домик под деревом; и справа же в нашу дорогу вливается мощная грунтовка. Сразу за домиком мы въезжаем в лес и сразу встречаем гостеприимно распахнутые ворота.

6,1 – после короткого спуска начинается крутой подъем. Вправо уходит пологая  дорога к троллейбусной трассе, а наша лезет влево вверх по крутому склону. Еще восемьсот метров – и ехать становится слишком трудно. Дальше идем пешком по очень крутой дороге. Солнце так и шпарит. Зато назад обалденный вид на долину от Перевального до Симферополя.

7,9 (11:50) – обходим снежник, перегородивший дорогу – и выходим на Тирке-яйлу. Очень красиво – в низинах и в лесу лежит снег по колено, а на проталинах цветут цветы. Да еще и солнце шпарит; сочетание очень интересное.

Какой кайф потоптать босыми ногами снежнички и смыть пот свежим снегом!

9,1 – дорога идет на северо-восток, пересекает несколько снежников,  а потом круто поворачивает на юг (поворот также был прикрыт снежником).

10,5 – короткий крутой спуск опять таки по снежнику, и мы лезем на Демерджи Яйлу по правой (северной) дороге.

13,4 – подъехав почти под Северную Демерджи, поворачиваем влево и по небольшой колее пересекаем яйлу.

14,7 (13:15) – высшая точка маршрута – 1236 м (определено по GPS).

15,5 – выехали на южную дорогу.

16,4 - начинается крутой спуск на перешеек к Южной Демерджи. Спуск крутой, но едется хорошо.

17,5 – перемычка. Прямо идет подъем на Южную Демерджи; влево и вправо уходят дороги вниз. Посоветовавшись с  горниками, в большом количестве бродящими вокруг, едем вправо. Спуск очень крутой и местами опасный, хотя в общем дорога неплохая. Часть участников шла спуск пешком.

18,8 (14:10) – красиво оборудованных родник. Стенка каменной кладки, из которой течет несколько струй и бьет небольшой      питьевой фонтанчик.

20,1 – влево дорога, остатки домика. После домика слева к дороге подходит ручей.

21,4 – влево уходит мощная грунтовка на Долину Привидений, которая пересекает ручей. Мы прошли примерно 50 метров вдоль ручья и встали на небольшой полянке в узкой долине. Место приятное, есть ровные места под три палатки. А вот с дровами напряг, сухих веток почти нет.

Вечером съездили за продуктами в Лучистое (туда - обратно 7,5 километров) и сходили пешком посмотрели Долину Привидений.

Итого: за день проехали 21,5 км, большую часть ехали. Средняя скорость 7,4 км/ч; чистое время в пути 2:54. Погода: ясно и жарко.

4 мая 2003 (воскресенье)

Ночью тепло, под шум реки можно чудесно выспаться. Утром тоже было тепло. Подъем в 7 часов, выехали в 9:30.

0,8источник Демерджи, поворот на остатки замка Фуна.

3,7Лучистое. В магазинах есть все, что надо туристу. Едем по асфальту в сторону моря.

4,1 – начало спуска. Спуск просто сказочный – чудесный асфальт, почти нет машин. Максимальная скорость – 68 км/ч. Жаль только короткий.

6,5 – трасса Алушта-Судак.

7,3 – Алуштинское кладбище. После него поток машин резко вырос.

12,3Алушта. Круговой перекресток. Едем влево – к набережной и почте.

15,0 (10:30) – Почта на набережной.

Пока группа звонила домой, командир съездил в администрацию Крымского заповедника (Партизанская, 42), в надежде, что нас пропустят к Чучельскому перевалу. Увы, нас туда не пустили, отговорившись большим количеством снега. Впрочем, как мы узнали на следующий день, в Крыму в это время встречались президенты России и Украины, поэтому все попытки попасть в зону Изобильного (где находится дача Кучмы) были обречены на провал.

Пообедав и позагорав на пляже, мы выехали из Алушты по дорожке вдоль берега моря в сторону Лазурного.

Встали на ночлег за Лазурным; после ручья поднялись от основной дороги по грунтовому серпантину на несколько витков и встали прямо на заброшенной дороге.

 

Итого: за день прошли 35,4 км, все ехали. Средняя скорость 13,9 км/ч; чистое время в пути 2:30. Погода: ясно, жарко.

5 мая 2003 (понедельник)

Ночью тепло, сильный ветер с моря раскидал вещи, развешанные на деревцах. С утра сразу выглянуло солнце и сразу начало припекать. Выехали от 9:00 до 9:20.

3,5 – Трасса. Подъем очень крутой, но асфальт – ехать можно.

9,0Пушкино. Из-за ожидаемого проезда двух президентов милиционеры согнали нас с трассы. Спускаемся вниз к берегу.

12,3 - Партенит. Спустились к берегу, проехали мимо санатория «Крым» и микрорайона «Верхний». Как оказалось, асфальтовая дорога на гору Медведь приватизирована санаторием, поэтому пришлось объезжать санаторий по виноградникам.

19,2 (12:30) – перевал; вправо уходит дорога к трассе, влево лезет дорожка на гору Медведь; а мы едем прямо – через Артек в Гурзуф. Вернее не совсем через Артек – выше самого лагеря есть служебная дорога, проезд по которой открыт для всех.

29,5 (13:30)Гурзуф, обедаем прямо на пляже – доедаем колбасу.

После Гурзуфа решили не ездить больше вверх-вниз по приморским дорожкам а доехать до Ялты по трассе.

31,9 – выехали на трассу. Судя по сидящим на трассе солдатам и милиционерам, президенты так и не проехали.

40,9 – въезжали в Ялту, остановились у первых магазинов в Массандре. И совершенно случайно встретили группу нашего же клуба под руководством Ивана Власова. Пообщались, рассказали о том где были, что видели. Ребята навели нас на неплохую и недорогую частную гостиницу в Ялте: улица Красных партизан, дом 20.

50,5 – гостиница. Разместились в двух трехместных номерах; есть теплый душ. Взяли с нас по 10 гривен с человека и еще 10 гривен за готовку на плите да за душ.

Вечером съездили на набережную, покатались на аттракционах. Накатали 12,5 км.

 

Итого: за день прошли 50,5 км. Средняя скорость 12,2 км/ч; чистое время в пути 4:08. Погода: ясно, жарко.

6 мая 2003 (вторник)

Выехали в 9:00. На пустых байках по трассе доехали до Мисхора, поднялись на канатной дороге на Ай-Петри (подъем стоит 14 гривен с человека, 8 гривен за велосипед) и спустились по старой Ялтинской дороге обратно в Ялту. Проехали 51 километр, средняя скорость 17,5 км/ч. Максимум на спуске 61,8 км/ч.

На маршрут выехали в 13:55. ОТ гостиницы доехали до трассы (300 метров) и повернули в сторону Севастополя.

3 км – поворот вправо на Бахчисарай, старая Ай-Петринская дорога.

9,9 – влево ушла дорога на Кореиз.

10,5 – влево дорога на Алупку и Мисхор.

15,2 – перекресток. Влево вниз – Алупка, вправо вверх – старая трасса (верхняя дорога). Стоит указатель «Движение закрыто, оползни». Нам оползни не страшны, сворачиваем на верхнюю дорогу. Дорога плавно идет вверх; местами дорожное полотно действительно немного сползло, но везде проедут даже Жигули, так что для велосипедов проблем вообще нет. Зато автомобильного движения по этой дороге почти нет, так что ехать гораздо спокойней и приятней, чем по основной трассе.

20,5-21,2 - Голубой Залив. Небольшой поселок, магазинов с дороги не видно, хотя местные утверждают, что есть круглосуточная палатка у обсерватории.

Далее идет плавный спуск до Оползневого (25,5). Большой магазин, есть все что надо туристу. За  поселком дорога лезет вверх, местами даже круто. После перекуса и большого количества выпитой воды ехать нелегко.

31,2 – верхняя точка дороги. Здесь дорога подходит вплотную к скалам. В большом количестве встречаются скалолазные группы. Начинают встречаться машины, причем почти все с московскими и подмосковными номерами.

Далее идет приятный спуск - покрытие хорошее, плавные повороты – ехать просто здорово.

33,0 – проскочили приличный ручеек, неплохое место для стоянки.

34,0 – слева снизу пришла дорога (из поселка Олива).

38,0 – вышли на дорогу, которая серпантином поднимается из Фороса на Байдарские ворота. Асфальт – просто конфетка, в часто проезжают дорогие иномарки с киевскими и московскими номерами.

40,9 – церковь Вознесения (Форосская церковь).

42,4 – перевал Байдарские ворота. Как всегда здесь дует сильный ветер. Устраиваем перекус и устремляемся вниз, в Орлиное. Спуск просто замечательный, правда, после подъема несколько прохладно на ветру. На одном из поворотов штурман несколько превысил скорость и выскочил в придорожную канаву; к счастью обошелся лишь большой дозой адреналина.

47,5Орлиное проезжаем не останавливаясь, так как солнце уже садилось и пора было искать место для ночевки.

49,7 – поворачиваем вправо, в сторону Широкого. Проехали еще чуток и встали слева от дороги в густых кустах, немного не доехав до моста. Дров много, вода из родника около моста через пересыхающую речку. Вечером выпала обильная роса, заметно похолодало.

 

Итого: за день 50,4 км, средняя скорость 15,2 км/ч; чистое время в пути 3:20. Погода: по большей части ясно, хотя иногда набегали облака; на трассе жарко; на Ай-Петри сильный холодный ветер.

7 мая 2003 (среда)

Ночью прохладно, ясно, обильная роса. Подъем в 7 часов, выехали в 9:15.

1,8 – слева озеро (запруда).  В принципе можно стоять и рядом с ним, но уж слишком близко населенка.

2,2Широкое. Докупили в магазине продукты на оставшиеся дни, едем дальше.

За Широким справа открывается вид на Чернореченское водохранилище. Это водохранилище – основной источник воды для Севастополя, поэтому его берега обнесены колючей проволокой; встречаются охранные вышки. К берегу конечно подобраться можно, но незачем. Проехали Передовое (21,6) и начали подниматься на перевал Бечку. До Передового идет хороший асфальт; на подъеме сначала тоже асфальт.

В километре за Передовым слева красивое озеро, огороженное забором. Кто-то приватизировал кусок земли и устраивает турбазу.

23,7 - потом начинается укатанная щебенка.

27,4 – дорога пересекает чистый ручеек.

27,8 – перевал. На спуске – та же щебенка, укатана она плохо, ехать довольно опасно, особенно на поворотах. Опять падает завхоз, отделалась разбитой коленкой.

34,4 – вышли на асфальт, идущий из поселка Поляна. Асфальт сильно раздолбан, но все же это твердое покрытие.

37,4 – у верхнего края Голубинки выехали на дорогу Бахчисарай-Ялта.

Искупались в речке Бельбек – вода прохладная, по жаре самое то, что надо.

На дороге встретили двух велосипедистов, которых местная шпана побила на подъеме на Ай-Петри. По их словам, выскочили из кустов несколько человек, побили их палками, а велосипеды сбросили с обрыва; к счастью, велотуристы легко отделались – ничего ценного не пропало и серьезных повреждений на них мы не заметили. Кстати, их били по головам, но спасли велошлемы. Наши горячие парни вырезали в лесу несколько дубинок для самообороны.

41,1Соколиное, закупаемся в магазине (их там несколько с разным ассортиментом).

47,9 – встали слева от дороги на берегу Бельбека, немного не доехав до Большого Каньона. Вечером сходили в Большой каньон, искупались в ванне молодости, посмотрели на местные достопримечательности. На входе в Большой Каньон у подвесного мостика пикет; содрали 16 гривен с пяти человек (шестой оставался в лагере сторожить имущество). Пикет вполне можно обойти, но уж больно неохота было вброд переходить речку и лезть по кустам. Ни вечером, ни утром никакие лесники и псевдо-лесники не приходили, так что этими 16 гривнами наши траты и ограничились.

Итого: за день прошли 47,9 км, средняя скорость 14,5 км/ч; чистое время в пути 3:18. Погода: ясно, жарковато.

 

8 мая 2003 (четверг)

Ночью тепло. Выехали в 9:15.

Вниз ехать по гладенькому асфальту – сплошное удовольствие. 16,5 километров до Куйбышево пролетели за 30 минут.

22,4Танковое.

23,1 – развилка. Вправо идет дорога на Бахчисарай, влево – на Красный Мак и Терновку. Едем влево.

25,5Красный Мак. Сворачиваем вправо, на пещерный город Эски-Кремен. Туда ведет две дороги – асфальтовая через Холмовку, и грунтовая напрямик. Мы едем по грунту. Сильный встречный ветер в долине Холмовки подтверждает правильность выбора.

32,8 – пещерный город Эски-Кермен. На официальном входе берут какие-то деньги, а мы объехали уступ города справа и сходили посмотрели пещеры и укрепления бесплатно. Вырубленные в скале помещения просто поражают.

Обратно на трассу едем опять-таки по грунтовой дороге мимо горы Баллы-Коба. На полдороги в овраге Пятая Балка встречаем родник с мутной белой водой. Некоторые отчаиваются пить воду, остальные только умываются. Дорога понемногу ползет вверх.

36,5 – перевал. Дальше идет просто замечательный грунтовый спуск.

38,5Залесное. Две параллельные улочки ведут круто вниз, к мостику через речку Быстрянка.

39,3 – вышли на трассу. Съели в магазине по мороженому.

41,6 – поселок Хаджи-Сала. Часть группы сходила посмотрела пещерный город Мангуп-Кале (на входе берут по 5 гривен с человека). В поселке неплохое кафе на открытом воздухе. После отдыха и перекуса едем дальше в сторону Терновки. Дорога ползет вверх.

45,3 – перевал. Сразу за перевалом (буквально в десяти метрах) свернули влево на грунтовую дорогу, ведущую к небольшому водохранилищу.

47,1 – выехали в долину и сразу увидели водохранилище. Встали на ночлег у верхней части водохранилище. Очень интересно – в него впадают две речки; одна мутная и грязная, течет с виноградников, вторая чистая и прозрачная, течет вдоль южного склона. Впрочем, воду мы все равно брали из родника, бьющего прямо из южного склона долины.

Вечером сгоняли на пустых велосипедах в Терновку в магазин.

Итого: за день 47,1 км, средняя скорость 16 км/ч; чистое время в пути 3:20. Погода: ясно, солнечно, жарко.

 

9 мая 2003 (пятница)

Ночью тепло, росы не было. Встали в 6 часов, выехали без завтрака в 7:05.

2,1Терновка. Выехали на асфальт. Кстати, никаких постов мы не заметили; проезд свободный.

14,7 (7:48) – Выехали на трассу Севастополь-Ялта.

19,3 – круговая развилка на Симферополь, на диораму. Едем влево вверх.

22,5 – закупили на рынке продукты в поезд.

28,3 (10:20)– вокзал. Единственный день похода, когда шел дождь. По дороге пересекли трассу парада.

На вокзале мы позавтракали в кафе, оставили вещи в камере хранения и отправились кататься по городу. Накатали почти тридцать километров.

 

Итого: по маршруту 28,3 км. Погода: с утра ясно, потов прошла большая грозовая туча. Где-то до обеда было пасмурно, а потом опять ясно, солнечно и жарко.

Приложение 1. схема маршрута

 

Приложение 2. График движения

Дата

день пути

Участок маршрута

Место ночлега

Про-бег

Способ передвижения/ покрытие

28 апреля

1

Феодосия – Орджоникидзе- Коктебель - Щебетовка

Щебетовка

43,5

Вело/ грунт-асфальт

29 апреля

2

Щебетовка - Солнечная долина- Судак - Новый Свет - Кара-Оба

Кара-Оба

44,2

Вело-пеше/ асфальт-грунт

30 апреля

3

Кара-Оба – Веселое – Морское – Громовка - перевал Нижний Шеленский проход

ручей Комурлюк

30,1

Вело/ асфальт-грунт

1 мая

4

Поворотное – Белогорск – Ак-Кая – Белогорск - Головановка

Головановка

73,3

Вело/ асфальт-грунт

2 мая

5

Пчелиное – Караби-Яйла – речка Партизанская

 речка Партизанская

32,6

Вело-пеше/ грунт

3 мая

6

речка Партизанская – Долгоруковская яйла – Тирке яйла – Демерджи Яйла – Долина Привидений

Долина Привидений

21,5

Вело-пеше/ грунт

4 мая

7

Долина Привидений – Лучистое – Алушта - Лазурное

Лазурное

35,4

Вело/ асфальт

5 мая

8

Лазурное – Пушкино – Гурзуф - Ялта

Ялта

50,5

Вело/ асфальт

6 мая

9

1)Ялта – Мисхор – Ай-Петри – Ялта

2)Ялта – Алупка – Оползневое – Байдарские ворота – Орлиное - Широкое

Широкое

1) 51,5

2) 50,4

Вело/ асфальт

7 мая

10

Широкое – Передовое – Голубинка – Соколино – Большой каньон Крыма

Большой каньон Крыма

47,9

Вело/ асфальт-грунт

8 мая

11

Большой каньон Крыма – Танковое – Эски-кермен – Мангуп-Кале - Терновка

Терновка

47,1

Вело/ асфальт

9 мая

12

Терновка - Севстополь

-

28,3

Вело/ асфальт

Итого

Без учета 1) - 504,8

С учетом 1) - 556,3

 

Приложение 3. Использованные картографические материалы

 

1. «Крым. Топографическая карта 1:100 000». Киевская военно-картографическая фабрика, НПП «Союзкарта» (Симферополь). 2002

 

2 «Путешествуем по горному Крыму. Топографическая карта 1:50 000». Киевская военно-картографическая фабрика, НПП «Союзкарта» (Симферополь). 2002

 

 

Приложение 4. Контактная информация

Электронная почта:

Сергеева Мария– manya38@mail.ru

Дещеревский Илья – ilias_div@mail.ru

 

Страничка команды в интернете www.3x9.ru

 


Фотографии (часть 1) (часть 2)