Турклуб МГТУ им. Н.Э.Баумана

ОТЧЕТ

группы велосипедистов турклуба МГТУ им. Н. Э. Баумана

о походе II категории сложности по маршруту:

 

 

Новоалексеевка – Геническ – Коса Арабатская стрелка – Каменское – Феодосия – Коктебель –      Судак – Новый свет – Морское – Приветное – перольшие ворота – Караби-яйла – Генеральское – Алушта – Ялта – пер.Ай-Петри –Соколиное – Танковое – Эски-Кермен – Бахчисарай.

Руководитель похода Лосиков Илья. J

 

Май 2003 г.

 

День первый, песочный C (2.05.03)

Утром 2 мая в 6:30 по местному времени высаживаемся на станции Новоалексеевка и переносим вещи и разобранные велосипеды на соседнюю платформу, с которой уходит кукушка к началу Арабатской стрелки – городу Геническ. Станцию Новоалексеевка и Геническ разделяют порядка пятнадцати километров прямой степной дороги вдоль железнодорожного полотна, но они не представляют никакого интереса, поэтому решено воспользоваться местным поездом. Высадка в Геническе и сборка велосипедов занимают очень много времени – переукладка вещей в велорюкзаках, перераспределение груза и даже монтаж багажника неизвестной конструкции требуют терпения. Делегация в составе четырех участников направляется в Геническ  (платформа кукушки стоит на самой окраине, позволяя любоваться видом на лиманы Сиваша и Азова, которые соединяются здесь в единственном месте) для обмена денег и закупки необходимых продуктов. Чудесный маленький город целиком состоит из одноэтажных выбеленных домиков, улицы обсажены вишневыми деревьями. Городской рынок позволяет поменять деньги у местных менял – довольно предупредительных громил, сопровождавших каждую обменную операцию словами «благодарю вас» и «прошу». Закупив необходимой «сладкой воды» (имеется в виду сахаросодержащие напитки типа спрайта и кока-колы) мы двигаемся назад к платформе кукушки, от которой мы двинемся на Арабатскую стрелку теперь уже в полном составе.

Преодолев мосты, буквально облепленные местными рыбаками, мы движемся по хорошей бетонке, преодолевая сопротивление небольшого встречного ветра. Дорога ведет к первому населенному пункту – Счастливцево, хотя различить где эта деревня начинается довольно трудно из-за плотной застройки по краям дороги. Зато легко понять, где деревня кончается – после нее кончается бетонка и дальше идет грунтовая дорога. В этом отношении следует заметить, что от основной дороги, как правило разбитой грузовиками и рейсовым автобусом, покрытой гребенкой, хорошо взбитым и довольно рыхлым песком, ответвляются подсобные дороги, которые ведут в ту же сторону, гораздо менее разбитые и тряские. Общее правило, которое конечно выполняется не без исключений, следует придерживаться возможно более восточной дороги. Дело в том, что незначительное понижение грунта к Сивашу делает песок более стабильным и менее подверженным набиванию «гребенки».

Дорога к селу Стрелковое покрыта песком и заставляет иногда спешиваться. Не рекомендую откладывать покупку продуктов до этого последнего крупного населенного пункта. Хотя здесь есть маленький рынок и несколько магазинов, ассортимент в них сильно ограничен. Даже не обязательно въезжать в село – с западного края села проходит хорошая дорога, которая подведет к артезианской скважине, в которой следует набрать воды для вечерней и утренней готовки. Найти эту скважину довольно трудно – фактически она представляет из себя трубу, торчащую из земли. Эта труба находится западнее (то есть ближе к Азову) дороги, ведущей по краю села. Поворот на дорогу к этой трубе следует искать, доехав до базы с названием «Уют». База справа от дороги представляет из себя огороженный забором комплекс из деревянных домиков, и прямо напротив начала этого забора налево будет уводить дорога к пляжу, свернув на которую по левую руку можно будет найти эту трубу (ее будет видно с дороги).

Набрав воды можно продолжать двигаться по дороге вдоль пансионатов по правую руку. Последний пансионат остается за спиной и дорога подступает ближе к Азову, но она сильно разбита, так что нужно не испугаться прямо за комплексом хозяйственных строений, обнесенных забором, повернуть в густые и высокие заросли камыша на дорогу, которая ведет ближе к Сивашу. Дальнейшее продвижение приведет к старой станции железной дороги, которую я помню в тарковски-сюрреалистическом виде – старое заброшенное строение, окруженное тополями, внутри которого находится маленький зал ожидания и даже окошко кассы. Из пола торчит труба, из которой лилась вода по кафельному полу. Вокруг строения в тени и лужах нежатся свиньи из ближайшей фермы. Теперь здание восстановлено к огорчению странствующих эстетов, обнесено уродливым забором с колючей проволокой, и образует одну из хозяйственных построек большой страусиной фермы. С дороги можно полюбоваться этими красивыми и, без сомнения, очень сильными птицами, в вольер к которым не заходит даже кормящий их страусовод.

Невдалеке от страусиной фермы вдоль дороги стоит несколько домов, некогда строившихся под небольшой дом отдыха, но теперь занятыми под жилье человеком, который скромно называет себя «бомжем». В хозяйстве этого приветливого и любезного «бомжа» находится полтора десятка кур, коровы, бесчисленное поголовье собак и кошек. Хозяин угощает нас молоком, прошлым летом нам так и не удалось вернуть хоть какие-нибудь деньги гостеприимному фермеру. Очень хорошее место для ночлега и маленькая роща кустарника находится прямо за его фермой. От моря рощицу отделяет дюна высотой в два человеческих роста, так что место очень спокойное и закрытое от ветра с любой стороны. На ферме есть вода, которая льется прямо из трубы, торчащей из земли. Но вода хотя и питьевая, но сильно отдающая сероводородом, так что чай и готовку лучше делать из той воды, которой мы набрали в Стрелковом. Вечером из щепок, выброшенных на берег морем раскладываем на пляже небольшой костер, любуемся морем и звездами. На многие километры песчаного пляжа мы одни. Так закончился первый день нашего пребывания на море.

Пробег за день:    57,8 км

Время в пути:     3ч.39м

Средняя скорость: 14,7 км/ч

 

 

День второй, ветряный D (3.05.03)

На следующий день мы выезжаем на дорогу и катим вдоль простого и чарующего пейзажа Арабатки, зажатой с двух сторон морем. Хорошая дорога перемежается с гребенкой, поэтому основной задачей оказывается выбрать из паутины разбегающихся дорог ту, которая покажется более гладкой. Воды, набранной с собой еще в Стрелковом, осталось совсем немного. К обеду на горизонте за Сивашем появляются горы. Хорошо различим силуэт Карадага, очень любопытно именно так подъезжать к горному Крыму – из степи. Легкий ветерок и скорость, время от времени отравляемая гребенкой – вот нехитрый рецепт байкерского счастья. На обед останавливаемся на пляже, по обе стороны которого не видно никаких признаков жизни. Переформулируя Картасара это можно было бы назвать «непрерывность пляжей». Почти все купаемся, хотя вода обжигающе холодна. После обеда чувствуется усталость от однообразия пейзажа и внезапно поднявшийся встречный ветер добавляет неприятностей. Ветер крадет порядка пяти километров в час, передвижение становится медленным и каждый с надеждой всматривается в горизонт в надежде, что скоро мы подъедем к первой деревне с этой стороны Арабатской стрелки – Соляному. Пирамидальные тополя на горизонте ясно указывают, что деревня недалеко. А значит недалеко вода и возможно палаточка с едой. В середине деревни находится палатка с мороженным, газировкой, соками, кукурузными хлопьями, то есть как раз тем, в чем нуждается байкер, истерзанный гребенкой и борьбой со встречным ветром. Потихоньку собрались у этой палатки – ветер буквально раскидал участников на многие километры по степи. Но конь водопой чует и, подкрепившись, с новыми силами и повеселевшие мы отправились к следующему пункту – к селу Каменское, где мы собирались заночевать в кемпинге. К сожалению, кемпинг на самом краю села, который приглянулся мне в прошлый раз, оказался не готов принять гостей и мы, переехав через овраг, въехали в кемпинг «Ласточка». Неразбериха с ключами и домиками заканчивается быстро, и мы, расселившись в два домика, начинаем готовить еду и заниматься обычными вечерними хлопотами. Правда, утро оказалось омраченным вялым переругиванием с администратором, если можно так назвать женщину неопределенного возраста, сдававшей нам домики. Суть ее претензий заключалась в том, что мы, по ее мнению, недостаточно быстро собираемся и уезжаем. Больше в этом кемпинге я останавливаться не стану, тем более что курортный ночлег в Каменском отнюдь не в дефиците.

Пробег за день:    72,2 км

Время в пути:     5ч.38м

Средняя скорость: 12,8 км/ч

 

 

День третий, культурный ­ (4.05.03)

Поздним утром, четвертого мая мы выезжаем по направлению к Феодосии. При подъезде к трассе Керчь – Феодосия начинает чувствоваться сильный встречный ветер, передвижение сильно затруднено. В Феодосию мы въезжаем порядком потрепанные. Наша цель – посещение галереи Айвазовского, без преувеличения самого плодовитого художника – мариниста, на каждую картину которого тратилось в среднем не больше двух недель (и это даже относительный рекорд – именно столько писался бессмертный шедевр «Девятый вал», причем особые терзания художнику доставили фигурки людей -  их писал уже другой художник). Автор, не будучи поклонником живописи Айвазовского, предпочел остаться сторожить велосипеды. Музей Грина, помещенный в доме, в котором писатель никогда не жил, тоже пал жертвой нашего культурного набега. В дорогу к Коктебелю мы отправляемся ближе к вечеру, около пяти часов пополудни. На последнем подъеме к Коктебелю отмечен интересный феномен – скорость подъема на груженых велосипедах превышала 20 километров в час. Объяснение найдено в туристической карте Крыма, искупающей свой негодный к какому-либо использованию масштаб обильными комментариями к достопримечательностям Крыма. Этот последний подъем ведет именно в ту гору, которую облюбовали парапланеристы из-за постоянных восходящих воздушных потоков. По всей видимости, именно восходящий воздушный поток подталкивает велосипед в этот подъем. В Коктебель мы въехали достаточно поздно, и пора уже было думать о ночлеге. Ничего подходящего в городе нам не приглянулось, и мы смело двинулись в гору по шоссе в обход Карадагу. Но наша решимость таяла вместе с остатками света и, понимая невозможность остановится на ночлег в заповеднике, нам подвернулось стратегически правильное решение. Увидев дом, помещенный на территории заповедника, мы спросили, можно ли расположиться тут на ночлег. Разрешение было получено и, невзирая на соседство передвижных колесных дискотек, расположившихся на пикник на соседней полянке, мы принялись ставить палатки и готовить ужин.  Так закончился еще один день нашего путешествия.

Пробег за день:    71,5 км

Время в пути:     5ч.00м

Средняя скорость: 14,3 км/ч

 

 

День четвертый, членовредительский é (5.05.03)

Следующим утром мы обнаружили небольшой ручеек недалеко от палаток и проследили его вплоть до истока – родника «Лягушка» - вода вполне чистая и в одном месте образует небольшую запруду, где можно было даже умыться. Выезжая на трассу, мы столкнулись с лесником, который не понял, что мы здесь были этой ночью, и очень удивившегося, как мы пробрались из Коктебеля горными тропами на велосипедах. Мы благоразумно решили не переубеждать его и поехали своей дорогой к Щебетовке.

Подъем, который мы вчера начали штурмовать впотьмах, сменился спуском в долину Щебетовки, в которой мы не преминули посетить местный вещевой рынок. После Щебетовки на дороге к Солнечной долине нас ждало небольшое испытание – очень длинный серпантин, ведущий в гору, по протяженности занял полчаса подъема. Наверху отдых и, отведав сухофруктов, мы покатились вниз, по дороге, к которой вплотную подступают живописные скалы с одной стороны и открывается вид на Солнечную Долину с другой.

После развилки, на которой мы едем вниз, предоставив шоссе на Судак, подниматься в гору без нас, начался веселый и прямой спуск – именно в его кажущейся простоте таились неприятные сюрпризы. На высокой скорости, съехав на гравийную обочину дороги и после безуспешной попытки вернуться на шоссе, падает один из участников группы, сильно карябаясь и ломая палец и багажник. Починка багажника потребовала извлечения небольших металлических хомутов из ремкомлекта, тогда как сломанный палец требовал большего внимания. Оказав первую медицинскую помощь пострадавшему, мы двинулись в сторону Солнечной Долины и дальше по дороге к Судаку.

Сильно пересеченная дорога ведет нас мимо Меганома к мысу Алчак, за которым открывается Судак. Мы съезжаем на набережную, решив вначале пообедать. Обед занял пару часов, после чего основная часть группы отправилась в Судакскую крепость, а пострадавший в сопровождении механика отправился в местную больницу. Рентген выявил трещину в фаланге и после наложения гипса мы поехали в Судакскую крепость удивляться маленькому островку средневековья на курортном берегу.

После посещения КСС, расположенной на выезде из города в сторону Нового Света, недалеко от крепости, в которой за несомненно красивую печать с нас взяли по гривне с человека, но даже не поинтересовались нашим маршрутом, мы едем к поселку Новый Свет, к которому ведет живописный крымский серпантин, теснимый поражающими воображение скалами, оставляющими только узкий карниз для нашей велосипедной группы. В поселке с неизменно высокими ценами на жилье мы после упрямого и непреклонного торга сняли хибару с горячей водой, разместившейся на крыше переоборудованного под курортные нужды гаража за 15 гривен с человека. Душ, даже для тех, кому не досталось горячей воды, доставил истинное наслаждение.

 

Пробег за день:    45,0 км

Время в пути:     3ч.13м

Средняя скорость: 14,0 км/ч

 

 

День пятый, экскурсионно-штурмовой E (6.05.03)

Ранним утром, около пяти часов утра, группа энтузиастов выдвинулась в горы пешком для осмотра удивительных мест, которые окружают Новый Свет. Гора Караул-аба, разделяющая долину на «рай» и «ад», в недрах которой проходят трещины, из которых дует чудовищно ледяной ветер, благодаря которому эти трещины получили название «холодильников», таврский город, винтовая лестница в скале, уютные маленькие ущелья, увитые плющём – и все это на пятачке горного ландшафта по-прежнему удивляет даже экскурсовода. Возвратившись к девяти утра в поселок, мы начинаем завтракать и собираемся выезжать. Основной вопрос – поворачивать назад и ехать по серпантину к Судаку и дальше на Веселое, либо штурмовать гору по грунтовому размытому серпантину, вдоль которого проложен водопровод из Веселого в Новый Свет – решается в пользу штурма. Хотя осознание того, что это будет именно штурм, пришло позже.

Общее правило поиска дороги звучит следующим образом: «труба нам поможет!». Подъем начинается от городского кладбища, расположенного над городом. Обогнув кладбище, мы устремляемся вверх, в гору в северо-западном направлении по елеразличимым дорожкам и вскоре подсекаем трубу! Дальше всё просто, следуя вышеизложенному правилу, идем (на месте вы поймете почему я пишу не едем) вдоль трубы. На середине подъема дорога становится более отчетливой и соворачивается в серпантин, который и выводит нас на хребет. Наверху есть небольшая полянка, окруженная молодыми соснами, где можно заночевать, а воду брать из отверстий, прорезанных!? в трубе. Залюбовавшись видом, открывающимся с этой полянки, мы совершили ошибку, а именно, мы пропустили поворот на серпантин, который ведет вниз к веселовским виноградникам. По словам местного жителя, встреченного нами уже внизу, влево от полянки, т.е. к морю, ведет проезжая дорога. Мы же, пошли по вправо по тропинке, вскоре ставшей довольно крутой и теряющейся в зарослях. В несколько ходок мы перенесли вещи и велосипеды вниз.

Наконец, мы в Веселом. Обед на автобусной остановке и снова на штурм подъема. Спуск к Морскому со свистом в ушах выводит нас на набережную, где мы некоторое время осоловело любуемся морем в лучах уже далеко не утреннего солнца. Из Морского вверх ведет очень длинный серпантин, возносящий нас выше даже Караул-абы, и горы Сокол, оставленных в Новом Свете. Спуск к Приветному очень длинный, каждый метр сбрасываемой высоты по-настоящему жаль, так как ехать вниз – это значит готовить себе подъем. В Приветном на остановке встречаем группу пешеходников, которые только что спустились с Караби-яйлы, цели нашего дальнейшего движения. Закупка продуктов и продуктивная стычка участников по поводу рациона питания и раскладки на ближайшие пару дней делает очевидным, что пора искать ночлег. Мы решаем не ехать по дороге к Белогорску, где нас ждет опробованная дорога, которая поднимет нас на яйлу, а искать подъем прямо отсюда. Но это завтра. На выезде из поселка напротив футбольного поля мы перезжаем мост и поворачиваем налево и едем вдоль реки. Поплутав по виноградникам, мы находим очень живописное место между холмами, где разбиваем палатки. В нашей маленькой долине пересохшее на первый взгляд русло ручья оказалось вполне веселым ручейком, в некоторых местах образующим даже запруды и маленькие ванны, в которых можно и умыться и помыть посуду. С самого начала нашего путешествия каждую ночь мы наблюдаем прибавление луны. Сейчас уже вполне аппетитный кусок сыра заливает ландшафт светом, отбрасывая от наших фигур тени. Так заканчивается день шестого мая, пятый день нашего путешествия.

Пробег за день:    41,4 км

Время в пути:     4ч.08м

Средняя скорость: 10,0 км/ч

 

 

День шестой, подъемный ñ (7.05.03)

Утром собираемся и начинаем поиск дороги, которая из лабиринта виноградников вывела бы на яйлу. Движемся по наиболее накатанной колее, не отвлекаясь на второстепенные отвороты к виноградникам. По дороге встречается водохранилище, в котором тщательно замаскированные под велотуристок русалки погружаются в свою природную стихию. Но ненадолго. После одного неогорчительного промаха мы замечаем хорошо укатанную дорогу, которая отчетливо ведет на яйлу (после водохранилища отворот вправо, не доезжая глубокого оврага). В карте подыскивается обоснование решению следовать этой дорогой. Разумеется, дорога кончается у каменоломни, и вверх идет тропинка, которая вряд ли имелась в виду в карте, хотя кто знает этих геодезистовJ. Мы уже готовы к неожиданностям, которые мы преподносим сами себе, и велорюкзаки перекочевывают к нам на спины, а велосипеды в объятия. Толкать велосипед тяжело, подъем очень крутой и каменистый – вполне сносная тропа для горных туристов, как успокаивает нас искушенный в походах командир. Обед застает нас на лесистом склоне, после которого мы двигаемся вперед с мрачной решимостью хоббитов, отправляющихся в Мордор. Лесистый склон кончается и прямо перед нами высится неприступная крепость-скала, опоясывающая по периметру яйлу. Но вскоре мы выходим-таки на дорогу, по которой даже удается проехать десять-пятнадцать метров верхом. Вверх, вверх. Дорога очевидно метит в единственную брешь в сплошной обороне неприступной яйлы – расщелина покрытая хвойными растениями. Встречаем весело катящих вниз велосипедистов, с которыми позавчера познакомились в Судаке. Они налегке совершали вылазку на яйлу из Рыбачьего, откуда ведет приличная дорога. Мы же, штурмуем перевал Большие Ворота. Долина за этим перевалом дышит еще несошедшим снегом, высокие деревья и полная высокогорная идиллия. Оторванные от своей стихии русалки лежат ничком на пригорке, бессильно хватая ртом воздух. Нордические перцы многозначительно стоят, выставив по ноге вперед, и созерцают пройденный ПУТЬ. Тут раздается звонок телефона, и, потеряв свою многозначительность, один из нас бросается к неуместному на вершине мира сотовому телефону. Але, Але, слушай, я тут на какой-то горе…. Точнее не скажешь. Мы были «на какой-то горе». Из этой пьянящей долины вверх уводит дорога, окруженная буками, половина которой покрыта снегом. Толкаем велосипеды по снегу. Я тайком считаю шаги. Это должно кончится. В самом деле, вскоре мы выходим на плато. Горный карст Крыма. Летс райд. Опьяненный успехом – возможностью сесть на велосипед – один из участников тут же на радостях выламывает себе две спицы на заднем колесе, восьмерка цепляет раму. Нужен ремонт. Невдалеке находим МЕСТО. Небольшой пригорок, с которого строем – буквально строем – спускаются высоченные буки, шагая конями и помогая себе причудливо переплетенными ветвями поддерживать равновесие. Они почтительно останавливаются перед треножником – жертвенником, возвышающимся в два человеческих роста внизу. Ржавая, но великолепная конструкция - это пузатый железный бочонок на трех изящных ногах с трубой, торчащей вверх и отбойником вокруг трубы. В теле бочонка находится тайная железная дверца, изрядно изъеденная ржавчиной. Дверцу можно открыть. Внутри таинственно темнеет священная – это без сомнения – жидкость. Предположительно – вода. Именно к этому жертвеннику Анты собрались, распределившись по склону как в античном театре, не смея присесть. Мы присутствовали на священнодействии. Вековой порядок происходящего позволяет расположится нам на ночлег именно здесь, незначительность нашего существования на фоне этого величия не может нарушить покой этого действа. Но зато мы нарушаем покой большой колонии полевых мышей, которые в панике разбегаются, но быстро возвращаются к выполнению своего суетно-шуршащего долга в ногах величественных Антов. Мы с мышами феномены одного масштаба на этом фоне. Под защитой этого места мы раскладываем костер из заранее приготовленных дров на заранее приготовленном костровище… Но, нам нужна вода! Пока участники топят снег, командир седлает железного коня и устремляется в поисках озера Эгиз-Тинах, обозначенного на карте. Озеро оказалось в трех километрах от места нашей стоянки и было бы логичнее ночевать там, но вы не видели испепеляющие взгляды наших русалок, которых после подъема не прельщала даже возможность омовения. В итоге, мы готовим себе еду на высокогорной воде и за трапезой общаемся с Антами. Так заканчивается шестой день нашего путешествия.

 

Пробег за день:    12,4 км

Время в пути:     2ч.23м

Средняя скорость:   5,2 км/ч

 

 

День седьмой, плоско-волнистый h (8.05.03)

Утром 8 мая мы покидаем гостеприимную долину – амфитеатр и двигаемся по Караби-яйле сначала к озеру, а затем в сторону метеостанции. Значительные усилия уходят на поиски дороги. Пару раз прокатившись взад и вперед между холмами мы рассеялись по долине тут и там на расстоянии километра лежа прислонившись к рюкзакам. Группа непривычно медленно спускающихся в мареве пешеходников отчетливо направляется к нам. Один из них подходит к нам, и после приветствия говорит, что за холмом нас ждет командир, и мы понимаем, что он нашел дорогу. Оказалось, обогнув по периметру озеро нужно было двигаться в юго-западном направлении и сразу лезть на хребет по еле-заметному серпантинчику, мимо которого мы уже проезжали, но не заметили. А за хребтом шла уже явная колея. Дорога по яйле – это чередование крутых спусков и резких подъемов. На дне этих воронок всегда находится пещера, в которую уводят лестницы. Причудливый внутренний ландшафт пещер образован годами работы воды – затекая в самую маленькую дырку, вода, замерзая, расширяла ее на доли миллиметра, затем, оттаяв, цикл повторялся. Очень красивая дорога приводит нас к горной гряде, отчетливо напоминающей драконий хребет. Мы промахиваемся и поворачиваем чуть раньше – метеостанция остается на другой стороне разделившей нас расщелины. Ну, не очень-то и хотелось. Дальше наша дорога должна была бы вести на Тирке-яйлу и дальше на Демерджи, но понимание, что впереди нас ждут приключения, заставляет нас смириться с голосом разума, представленным женскими проклятиями в адрес недалеких сусаниных. Мы поворачиваем на дорогу, ведущую к Генеральскому. Шесть километров прекрасного каменистого спуска заставляют забыть об осторожности. Контруклоны, присыпанные мелким гравиеподобным крошевом хоть и грозят срывом с серпантина, не оставляют выбора – максимальная скорость набирается именно на этих виражах. Время от времени останавливаемся подождать всех участников. Во время одной из стоянок встречаем чехов – пешеходников, которые едва ли не кубарем скатываются с непокоренной нами Демерджи. Во всяком случае, их стиль я не назвал бы пешеходным – они именно бежали, тыкая на бегу куда попало треккинговыми палками. Тем не менее, их лидер, тяжело отдуваясь и шипя, сбивая инерцию своего тела направляемыми вперед палками, стал тормозить на «подбеге» к нам. Откидывая по бокам многочисленные дополнительные мешки, которые покрывали его основной рюкзак почти без остатка, он протянул руку и приветливо произнес «Жрастэ». Причем каждый из нас, кто жал его раскаленную докрасна руку удостаивался этого старательно имитированного приветствия, в котором я с третьего произнесения распознал «здравствуйте». Другие бегуны тоже поздоровались с нами за руку. Надо сказать, что по ходу нашего дальнейшего спуска они не сильно отставали от наших велосипедов. Спуск им давался быстро. Пар от них валил как от паровоза. В их труднопроизносимом говоре я разобрал фразу, «они что, на велосипедах?» и ответ собеседника утвердительно развивал эту в целом правдоподобную мысль «смотри, с ними и девушки».

В Генеральском группа разделилась на две части – большая часть отправилась прямиком в Алушту за билетами, надеясь поспеть до закрытия касс, а два человека решили полюбоваться на водопад Джур-Джур. Однако уже в Солнечногорском стало ясно, что все вместе в Алушту мы не попадем и что разумнее всего выпустить райдеров побыстрее без тормозов по серпантину. В результате двое участников настигли кассы в последние пятнадцать минут их работы, и одному даже удалось купить билет на нужное число. Вернувшись к въезду в Алушту, мы поджидаем девчонок, которые приехали буквально через пять минут. Теперь осталось воссоединится с ценителями природы, оставшимися в Генеральском любоваться водопадом. Вечереет, пора искать жилье. На автовокзале договорились с одной квартирной хозяйкой, которая сдает комнаты в своей квартире, сама проживая на кухне. Главное для нас – круглосуточная горячая вода. Сил готовить нет, отправляемся на набережную ужинать. Очень дорого, но сил искать дешевле нет. Едим и уходим.

 

Пробег за день:    60,1 км

Время в пути:     4ч.40м

Средняя скорость: 12,9 км/ч

 

 

День восьмой, спешащий b (9.05.03)

Следующее утро открывается повальной эпидемией болезни под кодовым названием «дизапирд» - внезапное и внеплановое исчезновение любого участника ставит завтрак перед угрозой превратиться в обед. Очень поздно собираемся и выезжаем к троллейбусной станции в расчете сесть на автобус до Ялты.

В итоге едем на троллейбусе. В Ялте покупаем билеты. С местами туго: только из Симферополя и верхние полки, да и тех не много. Сожалеем, что не взяли билеты заранее.

Дальше начинается безумная гонка до подъемника на Ай-Петри. Если мы хотим еще что-то увидеть, то нужно успеть до закрытия. Время уже около пяти, а подъемник работает скорее всего до шести. Дорогу ищем по наитию.

На пол-пути встречаем группу, преследующую те же цели. Они придают нам энтузиазма, поскольку по их сведениям подъемник работает до семи. Но дороги они тоже не знают.

Все таки мы успеваем на последний вагончик. Билет стоит 14 гривен плюс 8 за велосипед. Итак, мы на Ай-Петри. Останавливаемся на стоянку в сосняке возле смотровой площадки. Воду берем из люка в склоне под которым бьет родник, но без подсказки местных туристов его найти у нас не получилось.

 

Пробег за день:    32,8 км

Время в пути:     2ч.30м

Средняя скорость: 13,1 км/ч

 

 

День девятый, пещерный \ (10.05.03)

Утром нас покинули Степа и Ольга, уехав ни свет ни заря в Бахчисарай на свою электричку в Симферополь. Наш поезд еще через день, поэтому мы не торопимся.

Покормив остатками гречки местную корову, и отметившись на смотровой площадке, мы полетели вниз в Соколиное. По пути забежали взглянуть на Болшой Каньон Крыма.

После Соколиного двинулись дальше в сторону Бахчисарая. Жара усилилась. В Танковом купили молока и пообедали.

На развилке на выезде из Танкового повернули в сторону поселка Красный Мак, откуда через зеленое поле добрались до пещерного города Эски-Кермен. Взяли экскурсию за 20 гривен, а потом еще долго фотографировались.

Уже ближе к вечеру решили ехать в Бахчисарай и ночевать там. Послали гонца вперед. Жилье, как оказалась не проблема, но мы выбрали экзотический вариант – ночевали в центре города в палатке в саду дома за 4 гривны на топливо для хозяина сада.

 

Пробег за день:    80,6 км

Время в пути:     4ч.40м

Средняя скорость: 17,3 км/ч

 

 

День десятый, прощальный ü (11.05.03)

Утром отправили телеграмму, заехали в Ханский дворец, накупили сувениров и погрузились в электричку на Симферополь.

Электричка пришла на тот же путь, где стоял наш поезд. Поэтому мы сразу загрузились в вагон, а потом побежали на рынок за провиантом.

И поехали в Москву…

 

 

 Конец  L

473,8

 

© Костецкий Степан, Лосиков Илья, 2003 год

E-mail: murometz@aport.ru