Турклуб МГТУ им. Н. Э. Баумана

Велоклуб 3x9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ

 

группы велосипедистов турклуба МГТУ им. Н. Э. Баумана

о походе II категории сложности по маршруту:

 

 

Горячий ключ – Фанагорийское – Красный Аул – Куринская – пер Шаумянский – Шаумян – Октябрьский (Пшиш) – Гунайка – Кушинка – Черниговское – Гуамка – Мезмай – р. Курджипс (Молочая) – пер Азишский – Каменномостский – Майкоп – Джубга – Пшада – Водопады – Пшада – Геленджик – Новороссийск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2002

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

29 апреля 2002 (понедельник)

Поход начался с облома. Мы ехали на поезде 204 Москва – Новороссийск b рассчитывали в Тимашевске пересесть на утреннюю электричку  ТимашевскГорячий Ключ (поезд по расписанию проходит Тимашевск в 3:35). Но поезд опоздал на 4 часа, поэтому пришлось ехать на дневной электричке, и в Горячий Ключ мы вместо 10 утра приехали в шесть вечера (электричка тоже изрядно опоздала).  Пока собрались, пока съездили 2 км от станции до почты и обратно – в общем, на трассу выехали в 18:45.

10 км (19:15) – поворот на Фанагорийское.

11 км– свернули с дороги влево. Встали на ночевку в 100 метрах от дороги на берегу речки Псекупс. Место на 5 с плюсом – большая ровная поляна, спуск к воде по лестнице, с дровами порядок.

30 апреля 2002 (вторник)

Ночью тепло (8-10˚), безветренно, ясно. Подъем в 6 часов, выехали в 8:40.

9 км (9:10) – поворот на Безымянное. Асфальт кончился, идет улучшенная щебнем грунтовая дорога. Крутые подъемы чередуются с крутыми спусками с закрытыми поворотами. На одном таком спуске упал медик, хорошо ободрал локоть и коленку. Остановка 30 минут на обработку ран.

14,0 км (9:53) – въехали в Фанагорийское. По поселку идет асфальт, но мы сразу при въезде свернули влево на проулок, потом направо, около магазина (есть все, что надо туристу, да и работает без выходных) опять налево – к броду.

15,1 км (10:!0) – брод. Брод широкий, но мелкий – изрядно меньше колена.

15,7 км – влево пошла дорога на старый брод через речку Хатыпс; здесь мы переходили речку три года назад. Но с тех пор местные жители сделали здесь запруду; переходить здесь речку неудобно. Сделав неудачную разведку, выезжаем дальше на наезженную дорогу.

17,5 км – слева остался полу смытый (или полу недостроенный) бетонный мост, а пере нами брод из двух рукавов. Выбираем правый путь – он мельче; воды чуть выше колена.

17,9 км – основная накатанная дорога идет направо, а мы поворачиваем вправо и идем по колеям вдоль железной дороги. Пересекаем по железнодорожному мосту еще один ручей (20,1 км ) и спускаемся на нужную нам старую лесовозную дорогу. Тут можно нормально ехать.

25 км – ехать пришлось недолго. Дорога давно заброшена, кроме типичных для лесовозных дорог луж и грязи то и дело попадаются кучи веток, упавших с деревьев. Часто приходится идти пешком.

30 км (15:00) – через каждые 100-500 метров поперек дороги лежат упавшие деревья. Местами приходится обламывать и даже обрубать ветки – иначе пройти крайне сложно. Идем пешком, довольно медленно. Липкая грязь из луж постепенно забивает тормоза.

40,2 км (19:08) – встаем на ночлег, так и не дойдя до перевала. место хорошее, в ручье можно даже искупнуться, дров очень много.

Итого: за день прошли 40,2 км, большую половину пешком. Средняя скорость 8,2 км/ч; чистое время в пути 4:54. Погода: с утра ясно и жарко; после обеда облачно; более менее комфортно. За день три прокола, два оборванных провода велокомпьютера, один упавший.

1 мая 2002 (среда)

Ночью тепло (8-10˚), безветренно, ясно. Подъем в 6 часов дежурные, в 6:30 остальные; с утра обнаружили еще три прокола. Видимо малина, которая вчера цепляла наши ноги еще и камеры колоть умеет. Выехали в 9:20.

2,3 км (9:50) – перевал. Дорога более-менее чистая, пологая; большую часть можно ехать. Меняем еще одну камеру, съедаем шоколадку и вниз.

6,5 км (11:30) – Красный Аул. Поселок нежилой, обрамлен двумя бродами. Пытаемся после первого брода чуток отмыть велосипеды, надуваем шарики – как никак первое мая. Поселок можно объехать по объездной дороге, которая уходит влево за километр до поселка.

Сразу за поселком куст травы зацепился за переключатель велосипеда механика и с корнем вырвал его. Традиция однако – механик сам себя чинит, медик сам себя лечит. Меняем переключатель на запасной и в 12:50 едем дальше. Дорога все такая же грязная, здесь довольно часто ходят коровы, так что грязь перемешана очень качественно.

13,4 км (14:50) – въезжаем в поселок Городок. На выезде из поселка под мостом (13,7) моем велосипеды. В поселке есть магазин, но он закрыт по случаю праздника.  Дальше нас ждет хорошо укатанная грунтовая дорога.

16,5 км (16:25) – поселок Куринская, трасса, асфальт, мороженое и местная минералка в палатке. Устраиваем перекус и в 16:40 выезжаем в сторону Шаумяна.

22,5 ж/д переезд.

27,9 Навагинское.

32,7 (17:30)– начало подъема на перевал.

37,7 (18:13 – 18:47) перевал Шаумянский. Перевал весь грунтовый, очень пыльный. Местами довольно дорога крутовата, но Жигули проходят без проблем. В 18:53 начинаем спуск.

40,6 (19:10)– поселок Шаумян. Заскочив в магазин за кефиром на ужин едем дальше.

44,2 – сворачиваем с трассы влево в строну Гунайки.

46,3 – развилка. Вправо идет дорога на Гойтх, мы едем влево в строну Октябрьского.

48,9 – въезд в Октябрьский; развилка – влево ж/д переезд, нам направо в горку.

49,7 – станция Пшиш.

51,0 52,2– поселок Узка. После поселка асфальт заканчивается.

53,1 (20:07) – свернули с дороги влево и встали на ночлег на насыпи недостроенного (или смытого) моста по ЛЭП. Мост обозначен на карте как действующий. место неплохое, с основной дороги не видно. А вот по грунтовой дороге на тот берег через брод несколько раз проехали машины; правда, нас с никто не трогал. В перекатах речки Гунайка можно здорово вымыться.

Итого: за день проехали 53,1 км, почти все ехали. Средняя скорость 11:42 км/ч; чистое время в пути 4:38. Погода: ясно и жарко; более менее комфортно. За день несколько проколов, оборванный переключатель.

2 мая 2002 (четверг)

Ночью тепло, ясно. Вечером и утром дул ветер, но для гор это нормально; с утра была обильная роса. Подъем в 6 (6:40), с утра опять клеили камеры; выехали в 9:40. С утра мимо нас прошло стадо коров, но на насыпь они почему-то не полезли.

2,2 км – влево через речку перекинут мост, показанный на карте. дорога – хорошо укатанный грунт.

5,1 – дорога переходит на другой (северный) берег по бетонному мосту.

8,3 – переезжаем обратно на южный берег речки. Грунт хоть и укатанный, но ехать быстрее 15-17 км/ч некомфортно. Здешние пастухи ездят на велосипедах, видимо поэтому за нами увязалось стадо коров. Пришлось останавливаться и пропускать их вперед – чтобы не нервировали.

11,3 – развилка, сразу за ней мост опять на серверный берег. Основная дорога идет вправо, а мы дорога едем через мост. Сразу за мостом остановились поменять очередную камеру.

14,7 (11:20) – Опять развилка. Вправо на мост идет хорошо езженная дорога, влево идет лесовоз. Едем влево.

16,1 – 16,5 – Дорога вброд переходит на южный берег и обратно.

18,2 – 18,5 – Еще одна пара бродов.

19,9 (12:30) – перекус. Дальше ехать практически нельзя, сплошные лужи. Идем по обочине пешком.

20,2 – езженый лесовоз уходит влево круто в горку. Приходится идти на разведку; выясняем, что нам вправо. Старая дорога практически отсутствует – местами заросла, местами смыта. После обеда (14:00-14:30) надеваем рюкзаки на спину и идем прямо по речке.

21,5 – слияние двух речек, межу которыми должен быть перевал. Вдоль южной речки идет очень старая дорога. Местами она заросла и размыта, но идти можно нормально.

В дальнейшем дорога забирает сильно вправо в район вершины 820. После разведки пришлось идти до перевала напрямую через лес и два крутых оврага в две ходки. На самом деле на перевал ведет еще одна колея, но мы, как и в прошлый раз, пошли по более укатанной, но неправильной дороге.

24,5 (18:45) – перевал. пять минут передохнули и начинаем спуск – время поджимает. Тропа сильно заросла, идем медленно, рюкзаки на плечах.

24,8 (19:10) большая поляна (вырубка), на которой ночевали 3 года назад. Просто сказочный вид на Фишт-Оштенский массив, освещенный заходящим солнцем. Дальше можно ехать, хотя дорога давно заброшена, местами размыта и завалена ветками.

29,5 (20:10) – встаем на ночлег на старой вырубке около дороги. Найти ровное место проблематично – все изрыто гусеницами тракторов.

 Итого: за день прошли-проехали 29,5 км, средняя скорость 6,9 км/ч; чистое время в пути 4:15. Погода: ясно, солнечно, жарко.

3 мая 2002 (пятница)

Ночью прохладно, небо ясное. Подъем в 6-6:40; выехали в 10:10.

1,5 км – действующая вырубка. Дорога стала более езженой, но грязи все равно хватает.

6,7 – вправо вниз уходит дорога к первым домам поселка Кушинка.

8,1 – мостик через ручей. Моем велосипеды. В Кушинке работают два ларька, можно купить крупы, сладкое. На развилке в 100 метрах от мостика поворачиваем влево в сторону Черниговского. Дорога почти сразу лезет в гору.

Перевал состоит из двух больших горбов (11,5 и 15,2 км) и нескольких мелких. На подъеме нас обогнали несколько Уралов с лесом, а на спуске уже мы ехали впритык к ним. Пришлось лесовозам посторониться и пропустить нас вперед.

На подъезде к Черниговскому лопнула задняя покрышка велосипеда летописца. Пришлось зашивать; потеряли час времени.

27,1 (17:15) – центральная площадь Черниговского, станция, несколько магазинов, почта. Телеграф работает без выходных но до четырех часов. От площади идет асфальт  в сторону Апшеронска, по нему до Гунайки 70 километров. Наш путь лежит по грунту напрямки.

28,1 – бетонный мост через речку Пшеха.

28,6 – вправо вверх ушла дорога на Верхнее Черниговское. Наша дорога сначала идет вдоль реки, потом тоже сворачивает вправо в горку.

31,2 - перевальчик. Едем вниз.

33,4 – деревянный мост через речку Цица. В 400 метрах за мостом – развилка с обелиском в честь местного лесхоза. Едем влево.

34,2 – развилка, не обозначенная на карте. После расспросов языка едем по левой дороге.

36,2 – гордая табличка «Гуамское лесничество Апшеронского лесхоза»

38,4 – 40 – несколько крутых подъемов и спусков. дорога идет вдоль склона горы.

42,5 (18:10) – Гуамка, узкоколейка. В сторону Мезмая узкоколейка идет по глубокому и очень красивому ущелью. Вдоль узкоколейки вьется тропа, которая через каждые 100-200 метров перепрыгивает с одной стороны на другую. Впрочем, ехать все равно быстрее чем идти, хотя особенно глазеть по сторонам не стоит – ограждений у обрыва нет.

44,7 – около узкоколейки приютилось кафе. Кафе работает допоздна в расчете на бродящих тут толпами пеших туристов. Нас накормили горячим супом и блинчиками с творогом.

47,6 – ущелье расширяется, можно встать на ночлег. К основной речке не спуститься, зато с гор бежит довольно чистые ручейки. Встаем на ночлег – уже девять, темнеет в горах быстро. После блинчиков ужинать мы не стали, ограничились чаем. С дровами есть некоторые напряги, пришлось искать на склонах сушины.

Итого: за день проехали 47,6 км, средняя скорость 9,6 км/ч; чистое время в пути 4:57. Погода: переменная облачность; нежарко – как раз то что надо. Из проблем – лопнувшая покрышка.

4 мая 2002 (суббота)

Ночью прохладно, вечером сильный ветер. Подъем в 6 часов, выехали в 8:45.

Тропа вдоль узкоколейки пологая, если бы не прыгать все время через рельсы было бы совсем замечательно.

2,9 км – большой мост через речку.

4,1 (9:17)–станция Мезмай.

5,5 – параллельно два мостика через речку – пешеходный и железнодорожный; магазин. Магазин открывается в 10 часов..

Из Мезмая мы должны были ехать наверх – в сторону асфальта. Но стараниями местных бабушек мы проехали немного дальше и в результате попали не на восточный, а на западный склон речки Молочайка (на картах обозначена как Курджипс) на заброшенную дорогу.

5,8 развилка; едем влево.

11,2, 12,5 и 14,2 – насыпь дороги смыта. По хорошей тропе переходим вброд речки и едем дальше по остаткам дороги. Тропа чистая, набитая - часто ездят лесники на мотоциклах, так что ехать приятно.

17,4 -  вправо вверх уходит набитая тропа (идущая тоже по старой дороге) в сторону горы Зауда. В 200 метрах от развилки брод через двойную речку.

19,821,0 – промоины в дороге в месте пересечения старой дороги и речек; речки вброд.

23,1 – старая дорога поворачивает вправо и уходит почти что назад. Набитая тропа идет вниз в овраг. В 200 метрах от развилки пересекаем вброд ручей и попадаем в сказочный лес с елями в два обхвата. Тропа идет довольно круто вверх, ехать нельзя, но рюкзаки можно везти на велосипедах. По набитой тропе пересекли полянку и вышли к ручью, текущему с горы Малый Мурзикал. В лесу несколько оборудованных площадок под палатки и костры; лежат снежники. За ручьем начинается плато Утюг, там снега довольно много. Слева виден крутой подъем к перевалу Азишскому. Остановились на ночлег на оборудованной стоянке. Дров много, вода чистейшая – только вот купаться совсем не охота – течет ручей из снежников.

Пока дежурные ставили лагерь, штурман ходил на разведку.

Итого: за день проехали 25,5 км, средняя скорость 6,4 км/ч; чистое время в пути 3:50. Погода: с утра ясно и жарко; после обеда облачно; к вечеру со стороны Фишта натянуло облаков, пошел мелкий дождь с градом.

5 мая 2002 (воскресенье)

Ночью прохладно, безветренно, осадков вроде не было. Подъем в 6 часов, вышли в 9:34. Плато Утюг пересекли пешком, везя рюкзаки на велосипедах. Тропа пересекает несколько снежников и выходит к реке Молочайка. Перевал Азишский снизу виден очень хорошо – большой провал в гряде. Тропа на перевал начинается прямо под ним; кроме того, со стороны плато в Молочайку впадает небольшая снежная речка.

0,8 км – брод. Дальше тропа круто лезет вверх. Рюкзаки надеваем на плечи. Местами можно идти с велосипедом, местами приходится делать две ходки. В целом лес чистый и приятный, довольно много мест, где можно встать на ночлег.

2,6 (11:50) – поднялись на перевал Азишский. Растроганные участники похода целовали асфальт. На перевале много машин и отдыхающих. Дальше в сторону плато Лаганаки проехать нельзя – на дороге лежат снежники толщиной до метра. Хорошо, что нам ехать в другую сторону.

Съев перевальную шоколадку и одевшись потеплее (на перевале дует холодный ветер) в 12:10 выезжаем вниз.

4,2 – спасательный пункт МЧС, напротив него домик – скорей всего турбаза Лагонаки. Дорога когда-то была очень хорошей (говорят, здесь хотели пробивать трассу в Сочи), а сейчас асфальт местами разбит в крошку. Ехать приходится очень аккуратно. На одном из поворотов видели людей, вытаскивавших из кювета Жигули.

7,2 – мост через речку.

8,9 – пещера  Азишская. Дальше асфальт довольно хороший. Спуск в целом приятный, даже при сильном встречном ветре удавалось местами ехать под 60 км/ч.

14,2 – пещера Нежная.

36,5 (13:40) – выехали на трассу МайкопХамышки.

42,7 (14:00) – Хаджох, Каменномостский. В поселке много магазинов, телеграф работает с 8 до 21 без выходных. Электрички в сторону Майкопа и Белореченска идут утром (в 9 утра) и вечером (в 20:10). Зато примерно каждый час идет рейсовый автобус на Майкоп. Хотя автобусы довольно древние ЛАЗ-ы, но договориться с водителем всегда можно; мы, например, заплатили двойную цену за багаж. Ехать до Майкопа примерно час.

На вокзале в Майкопе мы выяснили, что из-за ремонта Гойтхского тоннеля поезда и электрички по этой ветке на побережье не ходят. Так как сроки поджимали, а техника отказывала (на покрышке летописца вылезла неремонтируемая грыжа), решили ехать на междугороднем автобусе МайкопБелореченскГорячий КлючДжубгаТуапсе, который отправляется в 7:25 каждый день. В Джубге у нас была назначена встреча со второй группой нашего клуба, у которой можно было взять запаску. Гостиницы в Майкопе оказались нам не по карману, поэтому ночь мы провели на вокзале, установив почасовое дежурство.

Итого: за день проехали 42,7 км, средняя скорость 19,2 км/ч; чистое время в пути 3:54. Погода: с утра в горах облачно, прохладно; днем на равнине переменная облачность, легкий дождь. Вечером и почти всю ночь в Майкопе накрапывал дождь.

6 мая 2002 (понедельник)

Железнодорожный и автовокзалы в Майкопе находятся совсем рядом, поэтому к автобусу мы подошли сразу, как только он приехал из парка. Билетов в кассе мы не брали, договорились прямо с водителем. В кассе билеты до Джубги стоят 74 рубля плюс 15 рублей багаж; мы договорились на 750 рублей со всех семерых. На этом маршруте ходят междугородние Икарусы, так что часть велосипедов запихнули в багажник, а часть пришлось разместить на задней площадке. Пытаться сесть на этот автобус в Белореченске или Горячем Ключе совершенно бессмысленно – автобус был забит просто под завязку.

В Джубгу приехали около двенадцати.

Полудневка на турбазе «Ручеек» вместе со второй группой. Купались в море, ели шашлыки, пили местное вино – в общем, отдыхали.

7 мая 2002 (вторник)

С утра долго раскачивались; выехали в 11:30.

6,2 км – пост ГАИ, развилка – вправо дорога на Горячий Ключ, влево – на Новороссийск.

9,8 км – Бжид.

17 км – перевал Бжидский. Фотографируемся у стелы «Курорт Геленджик». Сразу за стелой вправо уходит дорожка к водопадам «Гебеусским». Оставив дежурного с велосипедами сходили на водопад – дорога туда обратно заняла около часа. Водопад довольно высокий, в целом очень приятный. Рядом с водопадом установлена лестница, по которой можно подняться ко второму водопаду.

23,9 км (14:30) Архипо-Осиповка. После обеда решили искупаться в море, однако с моря дул холодный ветер; было холодно не только купаться, но и просто сидеть на берегу. Тем не менее загорали до 15:40.

49,1 км (17:30) Пшада. Докупив продуктов поехали по дороге, идущей вверх по течению реки Пшада. Дорога каменистая, чистая, часто пересекает речку вброд. Броды в основном проезжие, не выше колена.

51,4  – Слева остался хутор с развалинами фермы.

59,3 (19:10) – приют Долгое. Встаем на ночевку за одноэтажным домиком. Место неплохое, вода из ручья. Как позже выяснилось, более удобное место для ночевки находится между дорогой и рекой на полянке в лесу.

Итого: за день проехали 59,3 км, средняя скорость 15,4 км/ч; чистое время в пути 3:50. Погода: ясно, солнечно и жарко; после обеда облачно; на побережье сильный ветер. Вечером было пасмурно, но дождя так и не было.

8 мая 2002 (среда)

Ночью тепло, пасмурно. Дежурный проспали, поэтому подъем был только в 8 часов. После завтрака сходили на водопады (вышли в 9:20, вернулись около 11). Тропинка идет вдоль ручья, для прохождения требуется некоторая сноровка; иногда удобней идти по воде. Водопад не такой большой как Гебеусский, зато гораздо живописней. У его подножия большая глубока ванна, в которой мы не преминули искупаться.

Выехали в 11:40.

9,6 – въезд в Пшаду.

12,2 – выехали на трассу. Смазали велосипеды, перекусили и в поехали дальше в сторону Новороссийска.

17,5 км – слева от дороги находится несколько дольменов, памятников древнечеловеческой культуры. Сходили на экскурсию.

36,9 (16:45) – поселок Возрождение. В поселке свернули вправо – в сторону парка водопадов и дольменов на реке Ачибс.

40,0 – встали на ночлег на берегу речки. Места сильно окультуренные, местные рабочие активно расчищают дорожки от веток и мусора; но в это время года народа еще немного; можно остановиться на ночлег почти что где угодно.

 

Итого: за день проехали 40,0 км, средняя скорость 13,9 км/ч; чистое время в пути 2:50. Погода: с утра переменная облачность, немного полил дождь; к вечеру окончательно прояснилось. Тепло, комфортно.

9 мая 2002 (четверг)

Ночью ясно, ветрено. Подъем в 6:00-6:30. Выехали в 9:00.

3,1 – выехали на шоссе.

14,0 – съезд с объездной дороги на Геленджик. Едем в город – позвонить родным.

18,1 (10:0510:20)– телеграф в Геленджике.

59,4 (12:40) – Новороссийск, развилка «центр – Анапа». От Геленджика до Новороссийска ничем не примечательная асфальтовая дорога. Главной трудностью (и одновременно развлечением) был сильный ветер, дувший с берега в море. Около Новороссийска дорога сильно петляет вместе с линией берега, поэтому ветер то практически не давал ехать, то заталкивал в горку со скоростью под 30 км/ч.

В Новороссийске остановились на частной квартире. За одну ночь с человека в это время года просят 60 рублей (плюс сотня посреднику). После обеда съездили в Абрау-Дюрсо дегустировать знаменитые вина. Там же встретились со второй группой, шедшей параллельным маршрутом и с группой, прошедшей поход по Крыму. Вечером ходили смотреть на праздничный салют и праздничную толпу на улицах Новороссийска.

Итого: за день проехали 63,9 км, средняя скорость 19,3 км/ч; чистое время в пути 3:18. Погода: ясно, солнечно. На побережье очень сильный ветер.

10 мая 2002 (пятница)

Заехали с утра на рынок, закупили продукты в поезд.

И в 12:30 наш поезд отправился в Москву.

 

 

 

 

Приложение 1. схема маршрута

 

Приложение 2. График движения

Дата /день пути

Участок маршрута

Место ночлега

Протя- жен- ность

Способ передвижения/ покрытие

29 апреля / 1

Горячий Ключ – р. Псекупс

р. Псекупс

11

вело

30 апреля / 2

р. Псекупс – Фанагорийское –

 р. Хатыпс

р. Хатыпс

40,2

вело-пеше

1 мая / 3

р. Хатыпс – Куринская – Пшиш – р. Гунайка

р. Гунайка

53,1

вело

2 мая / 4

р. Гунайка – р Маратуки

р Маратуки

29,5

вело-пеше

3 мая / 5

Кушинка – Черниговское - Гуамка - Гуамское ущелье

Гуамское ущелье

47,6

вело

4 мая / 6

Гуамское ущелье – Мезмай – р. Молочайка

р. Молочайка

25,5

вело-пеше

5 мая / 7

р. Молочайка – пер. Азишский – Хаджох - Майкоп

Майкоп

42,7

пеше - вело

6 мая / 8

Майкоп - Джубга

Джубга

-

-

7 мая / 9

Джубга – Пшада –

р. Пшада

р. Пшада

59,3

вело

8 мая /10

р. Пшада – Пшада – Возрождение

Возрождение

40

вело

9 мая /11

Возрождение – Геленджик – Новороссийск

Новороссийск

63,9

вело

Приложение 3. Контактная информация

Электронная почта:

Дещеревский Илья – ilias_div@mail.ru

 

Страничка команды в интернете http://www.3x9.ru/