Турклуб МГТУ им. Н. Э. Баумана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ

 

группы велосипедистов турклуба МГТУ им. Н. Э. Баумана

о походе IV категории сложности по маршруту:

 

 

Барнаул – Телецкое озеро – р. Чулышман – Язула – р. Карагем – оз. Джулукуль – пер. Шапшал – Тээли – Кызыл – Туран – Арадан – пер. Спящий Саян – Минусинск – Абакан

 

 

 

 

 

 

Руководитель похода Дещеревский Илья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2001

Краткая характеристика похода......................................................................... 3

состав группы.................................................................................................................... 3

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА...................................................................... 3

17 июля 2001 (вторник).................................................................................................... 3

18 июля 2001 (среда).......................................................................................................... 4

19 июля 2001 (четверг)...................................................................................................... 4

20 июля 2001 (пятница)................................................................................................... 5

21 июля 2001 (суббота)..................................................................................................... 5

22 июля 2001 (воскресенье).......................................................................................... 6

23 июля 2001 (понедельник)........................................................................................ 7

24 июля 2001 (вторник).................................................................................................... 7

25 июля 2001 (среда).......................................................................................................... 8

26 июля 2001 (четверг)...................................................................................................... 8

27 июля 2001 (пятница)................................................................................................... 9

28 июля 2001 (суббота)................................................................................................... 10

29 июля 2001 (воскресенье)........................................................................................ 11

30 июля 2001 (понедельник)...................................................................................... 11

31 июля 2001 (вторник).................................................................................................. 12

1 августа 2001 (среда)................................................................................................... 12

2 августа 2001 (четверг)................................................................................................ 12

3 августа 2001 (пятница)............................................................................................. 13

4 августа 2001 (суббота).............................................................................................. 13

5 августа 2001 (воскресенье).................................................................................... 14

6 августа 2001 (понедельник).................................................................................. 14

7 августа 2001 (вторник).............................................................................................. 15

8 августа 2001 (среда)................................................................................................... 15

Приложение 1. схема маршрута.......................................................................... 17

Приложение 2. График движения......................................................................... 18

Приложение 3. Пройденные перевалы............................................................. 19

Приложение 4. Координаты основных точек маршрута................... 20

Приложение 5. Продукты............................................................................................ 21

Приложение 6. Расчет категории сложности по баллам................. 22

Приложение 7. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ Картографические МАтериалы 24

Приложение 8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ГРУППЫ.................................... 25

Приложение 9. Список индивидуального снаряжения...................... 26

Приложение 10. Список группового снаряжения................................... 26

Приложение 11. Список ремнабора..................................................................... 27

Приложение 12. Список аптечки.......................................................................... 27

Приложение 13. Контактная информация..................................................... 28

Приложение 14. Фотоматериалы.......................................................................... 29

Краткая характеристика похода

Отчет составлен группой велосипедистов турклуба МГТУ им. Баумана о совершенном в июле - августе 2001 г велосипедном походе IV категории сложности по маршруту Барнаул – Телецкое озеро – р. Чулышман – Язула – р. Карагем – оз. Джулукуль – пер. Шапшал – Тээли – Кызыл – Туран – Арадан – пер.Спящий Саян – Минусинск – Абакан

 

Протяженность маршрута

1163,2 км

Протяженность дорог с покрытием

767 км

Протяженность дорог без покрытия, грунтовых дорог

177,5 км

Протяженность троп

218,7 км

Количество перевалов

15

Продолжительность похода

22 дня

Руководитель похода

Дещеревский И.В.

состав группы

Участник

Место работы, учебы

Место жительства

Должность

Дещеревский Илья Владимирович

Программист; "Прикладная логистика"

Подмосковье,

г. Пущино

Командир, летописец

Сергеева Мария Сергеевна

Студент; МГТУ им. Баумана

Москва, Красносельская

Завхоз

Фефелов Александр Викторович

Мастер; "Станкостроитель"

Подмосковье,

г. Раменское

Видеооператор, повар

Исаков Леонид Викторович

Студент; МГТУ им. Баумана

Москва, Крылатское

Фотограф

Бондаренко Олег Олегович

ЦДЮТ, методист

Москва, Ясенево

Медик,

штурман

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

17 июля 2001 (вторник)

Приехали в Барнаул на поезде № 96. По московскому времени 8 часов утра, по местному уже 11. К нашему прибытию Леонид Исаков, прилетевший самолетом, уже нашел машину до Артыбаша. В микроавтобус Isuzi с некоторым трудом влезли наши пять велосипедов и мы сами. За дорогу до Артыбаша (~ 7 часов) с нас взяли 4,5 тысячи рублей·. По прибытии в Артыбаш обнаружилась первая трудность – абсолютно отсутствовала связь с внешним миром. Обе телеграфные точки не работали по причине трагедии в семействе (мать и дочь), обслуживающем эти точки, а междугородная связь не работала по причине перевода на новую АТС. Так что пришлось выходить на маршрут, не уведомив МКК и родственников. Зато нас сразу согласились переправить на другой берег озера на двух моторных лодках. Обошлось это удовольствие в 5 тысяч рублей и заняло около двух часов. К устью р. Чулышман приплыли уже затемно, изрядно продрогнув на ветру. Заночевали прямо на косе у озера.

По пути к озеру в Горно-Алтайске нас изрядно полил дождь, зато на озере было ясно и солнечно (вернее звездно). Вода в Телецком озере 10-13˚.

18 июля 2001 (среда)

Ночью было тепло (18-20˚*)). Встали в семь часов, позавтракали, проверили технику после дороги, и в 9:38 вышли на маршрут.

От озера ведет набитая тропа, которая через 2,5 км выводит на хорошую грунтовую дорогу.

10,5 км  (10:45) **) Балыкча. За два года (мы тут проезжали в 99 году) поселок изрядно увеличился в размерах, и все еще строится.

22 км – мост через р. Башкаус. Дорога идет по долине Чулышмана, достаточно широкой (0,5 – 1,5 км). Растительности мало, в основном это кусты около реки.

40 км (12:10) – поселок Ко. В километре после поселка с гор течет ручей, обрамленный деревьями.

53,7 км (15:00) – удобное место для обеда – с гор течет мощный ручей, окружающие его деревья дают хорошую тень.

76,8 км (18:00) – дорога уходит вправо на перевал Кату-Ярык. Встаем на ночлег на берегу Чулышмана прямо под перевалом. Моемся, стираемся после поезда. Олег Бондаренко пытается ловить рыбу на самодельную удочку.

Итого: за день проехали 76,8 км, все на велосипеде. Погода: в основном ясно и жарко; температура 25-30˚. Иногда с гор набегали облака, один раз даже покапал маленький дождик. Вечером ясно. С утра сильный ветер дул в сторону озера, вечером – обратно в горы.

19 июля 2001 (четверг)

Ночью тепло (18-20˚), безветренно, ясно. Подъем в 6 часов, выехали в 9:00.

1,5 км – дорога кончается. На этом месте когда-то был брод – видно колеи на другом берегу. Сейчас же здесь глубина Чулышмана навскидку 2-3 метра. Далее идет тропа. Примерно 500 метров прижим, скалы, рюкзаки пришлось нести на плечах. Далее тропа выравнивается, в основном (80-90 % пути) можно ехать. Вокруг реки довольно много деревьев, кустов.

2,5 км ***) – проехали остатки коша. На другой стороне реки виден кордон.

8,6 км (11:46) – с гор течет мощный чистый ручей. Удобное место для стоянки.

9,3 км – тропа постепенно забралась довольно высоко, теперь приходится спускаться почти с обрыва на нижнюю террасу. Ехать можно только местами.

10,2 км (12:18) – крутой подъем – тропа обходит прижим. Рюкзаки лучше нести на спине.

12,5 км – после крутого подъема и осыпи идет плато и не менее крутой спуск к самой реке. Здесь удобное место для стоянки – чистая вода из Чулышмана, много деревьев.

14,6 км (15:20) – некоторое время тропа идет по террасе метрах в 5 над водой, потом круто спускается к воде, удобное место для стоянки. Из-за колючек и массы небольших прижимов идем довольно медленно; рюкзаки несем на спинах.

15,1 км – река наконец-то отходит от скал. Тропа спускается в пойму, сначала идем по песку пересохшего рукава Чулышмана, потом начинается сосновый лес, почти без подлеска.

18,3 км – чистый лес заканчивается, далее тропа идет либо по воде (с метр глубиной), либо сквозь лес, густо заросший кустами акации. Останавливаемся на ночлег.

При поиске места для стоянки увидели в километре выше по течению яркие пятна, оказалось, что это группа водников из Ленинграда. Вечером обменялись визитами и информацией.

Итого: за день прошли по велокомпьютеру 18,3 км, по прикидкам по карте – около 25 км;  больше половины пешком. Погода: в основном ясно и жарко; температура 25-30˚, но густые кусты и деревья закрывали нас от солнца. Днем мимо нас (ниже по течению) прошла гроза. Вечером ясно, прохладно.

20 июля 2001 (пятница)

Ночью прохладно (15˚), безветренно, ясно. Подъем в 6 часов, вышли в 9:20.

Разведка показала, что ехать дальше нельзя – густые кусты, поэтому с утра свинтили педали. Идем по тропе, сильно заросшей кустами акации и заваленной упавшими деревьями. На такой тропе начинаешь мечтать о брезентовых штанах. Прижимы чередуются с ровными участками, на которых тропа часто теряется; приходится все время останавливаться для разведки. Фактически идем звериными тропами. Рюкзаки несем на плечах. Тропа здесь когда-то была, местами даже встречаются две проволоки, обозначающих тропу, однако видимо по ней давно никто не ходит.

Ближе к вечеру (по велокомпьютеру 8,5 км) тропа отходит от берега и углубляется в пойменный лес. Останавливаемся на ночлег в густом лесу на берегу протоки. Место довольно неудачное для стоянки в дождь, но что поделаешь.

Итого: за день прошли по велокомпьютеру 10,5 км, по прикидкам по карте – около 20 км; все пешком. Погода: тепло облачно, температура 20-25˚. В середине дня гроза на 1,5 часа. Вечером облачно, в районе 22 часов начался дождь, который продолжался всю ночь.

21 июля 2001 (суббота)

Ночью тепло (около 20˚), безветренно, ясно. Вышли в 9:00. С утра опять что-то покапало, пришлось собираться ускоренно.

По данным вчерашней разведки, вдоль протоки тропы практически нет. Решили идти к Чулышману и идти вдоль берега. Долина в этом месте довольно широкая, ее пересекает несколько глубоких канав с ручейками. В ближней к горам вода очень холодная, видимо течет с гор; в остальных – теплая.

Вышли к Чулышману. Идти по лесу трудно, сплошные завалы. Приходится идти по звериным тропкам.

3 км – вышли к широкой протоке глубиной по колено. Идем по воде – так быстрей, чем по бурелому.

5 км – слева начались большие острова. Протока перед первым островом довольно мелка, можно идти как по ней, так и по острову – там сухой и довольно чистый сосновый лес. Кстати, неплохое место для стоянки.

5,6 км  (13:20) – напротив второго острова вышли на берег. Немного шли по самой кромке воды, потом от берега отходит мощная тропа. На берегу несколько  мощных кострищ, шалаш – видимо, здесь часто стоят рыбаки и туристы. Дальше идет хорошо утоптанная тропа. Прикручиваем педали и далее едем, наконец-то едем!

6,8 км – встретили туристов. По их словам, воль берега тропа идет только до прижима, чтобы его обойти надо подняться на небольшой перевал. Поворот наверх мы, конечно, проскочили – так здорово было ехать. Пришлось вернуться метров сто назад. Вверх ехать практически нельзя, идем пешком.

8,0 км – развилка. Основная тропа идет наверх, через хребет в сторону Улагана. Поворачиваем налево, начинаем спуск. Спуск крутой, ехать решаются не все.

9,0 км – крутой спуск закончился. Тропа идет почти полого. Можно ехать.

10 км – слева в нашу тропу влилась жиденькая тропа, идущая от прижимов.

11,4 км – выехали на большую поляну и проехали мимо коша, обозначенного на карте как «сарай». Кош обитаемый.

12,8 км  (15:45) – выехали к броду. Ширина Чулышмана в этом месте около 80 метров. Основная струя около левого (орографически) берега, глубина примерно по пояс на ширину примерно 30 метров. Дальше глубина уменьшается, и от середины реки примерно по колено. Через основную струю с шестом можно пронести рюкзак, велосипед же – практически невозможно. У нас были две кевларовых веревки – 30 и 35 метров. От берега до берега их не хватило; выручило дерево, застрявшее на камнях посередине реки.

Бродили до 18:45; вода не очень холодная – по крайней мере, ноги не немеют.

13,0 км – на стоянку встали почти сразу за бродом, справа от тропы на высоком берегу. Рядом остатки деревянного столика и лавочек, на которых вполне можно сидеть. Берег с обеих сторон порос смешанным лесом, с дровами проблем нет.

Итого: за день прошли по велокомпьютеру 13,0 км, по прикидкам по карте – около 18 км; с утра пешком, потом ехали. Погода: солнечно, температура 20-25˚. В середине дня набежали облака, но дождя практически не было. Вечером было прохладно, около 15˚; ближе к ночи снова набежали тучи, и ночью начался дождик.

22 июля 2001 (воскресенье)

С утра температура была 12˚. Вышли в 8:50.  Как только мы тронулись в путь, с небес начало капать.

В 100 метрах от стоянки начинается крутой подъем. Вдоль тропы поднимается ЛЭП. Рекомендуем стразу свинтить педали и снять рюкзаки – тропа на склоне окружена густыми кустами, и педали очень мешают. С неба капает противный дождик, идти нормально, а вот стоять – совсем холодно.

2,2-2,8 км – тропа идет довольно полого; дальше опять подъем, хотя не такой крутой как вначале. Тропа конная, часто встречаются поваленные деревья; местами грязи намешано почти по колено. Почва вокруг болотистая; просто огромное количество черники, встречается брусника. Прямо на тропе собираем грибы к ужину.

3,6 км – небольшой ручеек. Тропа понемногу выполаживается. ЛЭП осталась где-то справа в лесу.

10,2 км – небольшой спуск к ручью Нижний Кулаш (обозначен на картах). Ручей можно перейти по камням. Дальше тропа идет практически ровно; в низинах почва заболочена, на пригорочках – сухо. Ехать по-прежнему нельзя.

14,8 км – тропа снова вышла на ЛЭП; начался спуск. По просеке вдоль ЛЭП наконец-то можно ехать.

16,5 км – тропа вместе с ЛЭП повернула влево и пошла траверсом по крутому склону. Ехать можно, но опасно – тропа узкая, а склон крутой; на тропе часто встречаются большие камни.

20,1 км – развилка – влево тропа идет дальше по склону, вправо спускается в пойму. Поскольку время к вечеру, едем в пойму. Тропа гладкая, довольно широкая, ехать одно удовольствие. Есть пара опасных мест – промоины в оврагах по типу «ледяных мостов» на снежниках.

В пойме проехали зимовье, ручей Средний Кулаш. Почти сразу за ручьем у берега появилась колея, а мы свернули на самый берег и встали на ночлег. Место просто великолепное – сухой сосновый лес на берегу чистейшей горной реки.

Итого: за день прошли по велокомпьютеру 20,1 км, по прикидкам по карте – около 25 км; с утра пешком, потом ехали. Погода: до обеда пасмурно, дождь, прохладно; к вечеру проглянуло солнце, температура около 20˚. Вечером опять было прохладно, ясно.

23 июля 2001 (понедельник)

Подъем в 6:00. Вставали тяжело – довольно холодно, 4˚. Долго раскачивались, вышли только в 10 часов. Из-за гор вышло солнышко, начало теплеть.

Тропа идет по колее, потом колея теряется, а тропа влезает на склон и снова сливается с основной тропой, идущей вдоль склона.

5,0 км – снизу опять подходят две колеи. Дальше тропа и дорога идут вместе.

8,0 км – Язула. Магазинов нет, продукты можно купить у местных коммерсантов. Выбор невелик – макароны, рис, сахар, чай, шоколад. Тушенки и сгущенки нет в принципе. Пришлось купить килограмм слегка вяленого мяса у местных жителей и самим его коптить. Почты в Язуле нет; телефонная связь очень плохая. Из Язулы до кордона заповедника идет хорошая утоптанная грунтовка.

11,9 км – брод через небольшой ручей. Дальше небольшой подъем и классный спуск к реке Верхний Кулаш.

15,7 км – мост через Верхний Кулаш. Сразу за мостом забор лесничества (на карте обозначен как старая застава; до войны там действительно была пограничная застава). Поговорили с лесником Сергеем. По его словам, тропа вдоль реки Каракем более пологая и более набитая, чем по Чулышману. Кроме того, Чулышман течет по заповеднику, а Каракем по его границе. Вообще-то для посещения этих мест требуется разрешение центральной конторы из Горно-Алтайска, но нас в виде исключения пропустили так. Лесничий Сергей – нормальный спокойный мужик лет 30 богатырского телосложения; попили чаю, пообщались.

17,4 км – «Солдатский» мост через Чулышман. За мостом тропа более-менее утоптана, можно ехать.

19,7 км – грунт стал мягче, и тропа оказалась набитой чересчур сильно – ехать нельзя, педали цепляют за края тропы и  кусты, густо растущие вокруг тропы. Приходится каждые 100-150 метров слезать с велосипеда и проходить трудные участки пешком.

26,5 км – встаем на ночлег прямо на тропе. Берег Каракема сильно зарос кустами, и найти ровное место проблематично. Вода в речке просто ледяная. К вечеру появились комары и два вида мошки; хорошо, что кусают только комары.

Итого: за день прошли по велокомпьютеру 26,5 км. Погода: днем тепло, солнечно. Вечером опять было прохладно, но к ночи натянуло облаков и потеплело.

24 июля 2001 (вторник)

Подъем в 6:00. С утра пришлось чинить развалившийся рюкзак Маши Сергеевой, поэтому выехали поздно, в 11 часов.

1,7 км, 3,5 км, 5,7 км – броды через Каракем. Ехать по-прежнему нельзя, идем пешком. Вода в речке холодная, хорошо, что броды не выше колена.

6,9 км – избушка справа от тропы. Между 3-м и 4-м бродом по тропе в основном можно ехать.

7,1 км – очередной брод. Начались горки с крутыми подъемами и спусками; некоторые участники похода несут рюкзаки на плечах. Тропа все так же пробита глубоко в почве; все чаше встречаются заболоченные участки.

17,5 км – развилка на тропе. Направо тропа идет к последнему броду, налево – куда-то в глубь заповедника. Место для стоянки найти проблематично – левый (южный) берег реки сильно заболочен, а правый сильно зарос кустарником. Пришлось пройти по левой тропе еще примерно полкилометра до более-менее ровной полянки между деревьями.

Зато прямо напротив полянки на речке камни образуют небольшой водопадик, а под ним – ванну с джакузи. Жаль только, вода холодновата.

Итого: за день прошли по велокомпьютеру 17,5 км. Погода: днем тепло, солнечно, много комаров. Вечером опять было прохладно, и комары рассосались.

25 июля 2001 (среда)

Ночью было холодно, 5˚. Вышли в 9:00. С утра нам предстоял подъем на перевал Неожиданный, поэтому сразу отвинтили педали и надели на плечи рюкзаки.

Возвращаться к броду не стали. Перешли реку по камням, поднялись прямо по кустам примерно 500 метров и вышли на тропу. Тропа утоптана ниже уровня грунта и окружена кустами, поэтому ехать вверх по ней нельзя. Здесь уже начинается тундра, больших деревьев довольно мало, в основном низкорослые деревца и кустарник.

1,6 – 1,8 км – перевал Неожиданный. Пока поднимались, склон закрывал нас от ветра, и поэтому комары успели достать. Дальше начинается пологий спуск, на котором, в общем-то, можно ехать.

2,7 км – пересекли ручей, текущий с перевала. Открылся чудесный вид на живописную долину реки Колбакая. Вокруг красотища – альпийские куты по колено с небольшими кучками мелкорослых елок.

6,8 км – спуск закончился, начался плавный подъем. Тропа набита чересчур – педали часто цепляют землю и окружающие кусты.

9,5 км – появилась и через 500 метров ушла вправо колея от машины. По краю долины нас обогнали 4 местных жителя на лошадях. Почему они не хотели с нами встречаться и шли по кустам – так и осталось для нас загадкой.

11 км – тропа переваливает через отрог горы и спускается притоку Колбакаи. Брод.

14,1 – брод через реку Колбакая. После брода тропа теряется; судя по карте, она уходит на перевал влево. Найти тропу мы не смогли, пришлось идти прямо по тундре. Тундра представляет собой густую подушку мха; временами сквозь нее пробиваются кусты. Все это пружинит под ногами, идти с велосипедом да еще в горку тяжеловато.

16 – перевал. Высота 2400. Спускаемся опять по тундре.

17,4 – перед большим озером перешли на левый склон долины. После впадения в озеро ручья вышли на тропу. По тропе местами можно ехать.

19,1 – озеро закончилось. Едем по каньону вдоль реки Багаяш, потом он расширяется в овраг, потом – в долину.

21,9 – слева появился след от машины. Похоже, здесь ездят редко – несколько раз в год.

24,3 – брод через Багаяш. Встали в 100 метрах за бродом, спрятавшись от ветра за курганом. Мест предостаточно, в качестве топлива насобирали сухих кустов.

Итого: за день прошли 24,5 км. Погода: днем тепло, солнечно, много комаров. На втором перевале – слепни. Вечером недалеко от нас прошла мощная гроза.

26 июля 2001 (четверг)

Ночью было довольно тепло, почти безветренно. Выехали в 10:00. Дорога – слегка утоптанная грунтовка (10-15 машин в год).

Долина идет почти горизонтально, но много крутых локальных подъемов и спусков, в местах пересечения ручьев и мини речек.

14,7 – дорога уперлась в большой холм, повернула влево и полезла на перевал.

17,0 – 1-й горб перевала. Впереди видны озера, за ними горный хребет. Где-то там нас ждет перевал Шапшал. Сзади нас догоняют тучи с мелким неприятным дождиком.

17,6 – 2-й горб. За ним крутой спуск, довольно много средних камней; разогнаться можно, но опасно.

21,0 – опять крутой подъем; километр приходится идти пешком, затем подъем выполаживается, даже можно ехать. Опять с небес моросит вода.

26,3 – развилка дорог. Наша дорога вливается в дорогу, идущую к перевалу Башкаус и далее в Кош-Агач. Налево от развилки дорога ведет к западной оконечности озера Джулукуль. К сожалению, мы не смогли сразу сориентироваться, так как на имевшейся у нас карте (2 километровка Улаганского района) дорога не была обозначена. Мы были уверены, что основная дорога на Джулукуль идет по тропе, проходящей слева горы Макату[i1] . В результате там действительно оказалась небольшая тропка, которая долго петляет вдоль оз. Кызыл-Даш.

36,3 – Тропка вышла на дорогу, ведущую к озеру Джулукуль от р. Монген-Бурун. Дорога укатанная; сначала почти ровная; по мере приближения к озеру становится все более кочковатой; амортизированные вилки плохо спасают, а без них  ехать совсем уж плохо.

42,3 – берег озера Джулукуль. Останавливаемся на ночлег. Место довольно голое, с дровами полный напряг. Воду берем из озера; вода цветет, так что пить ее без кипячения никто не решился. Пришлось по дороге собирать всякие палки и ветки. Дорога выходит к озеру в том месте, где когда-то стояла рыбокоптильня, и в основном по ней ездят именно рыбаки. Рыбы в озере много, стоявшие рядом рыбаки угостили нас. Очень вкусно!

Итого: за день прошли 42,3 км. Погода: с утра облачно, в районе 11-13 часов мелкий дождик. Потом вроде распогодилось, но после 15 часов прошли две параллельных грозы потом опять солнечно и тепло. На берегу озера Джулукуль вечером (на закате) сильный ветер, и в то же время много комаров.

27 июля 2001 (пятница)

Ночью и утром ветра не было, небо было ясное. Количество видимых звезд просто не поддается описанию. Шапшальский хребет, освещенный восходящим солнцем просто великолепен. Правда, как только солнце прогрело землю, снова появились тучи комаров.

Выехали в 9:00. Рыбаки рассказали, что примерно в километре - полутора от берега идет дорога к восточной  оконечности озера. К сожалению, дорога очень малоезженая, накануне мы ее даже не заметили. Мы проехали по вчерашней дороге от берега 1 км, и свернули влево. Некоторое время шли просто по кустам; через 600 метров сквозь траву начало проступать некоторое подобие дороги. Дорога идет на повышение по кочкам и кустам, ехать практически невозможно.

2,6 – дорога становится чуть более заметной и пересекает чистый ручеек, текущий с гор. Дальше можно ехать.

4,7 – 5,0 (10:10) – вышли на восточный край озера Джулукуль. Здесь дорогу пересекает несколько ручейков, текущих из расположенных справа мелких озер. Канавы этих ручейков приходится проходить пешком, в остальном можно ехать. Дорога почти не утоптана, 1-2 машины в год.

5,5 – пересекаем крупный ручей, видимо, это и есть верховья Чулышмана.

7,7 – слева – геодезический знак.

8,3 – дорога доходит до очередного болотца. Здесь единая колея распадается на несколько отдельных следов машин и пропадает. Мы обходим болото справа и, к сожалению, теряем дорогу. Как потом выяснилось, дорога забирает влево. Нам же пришлось под самый перевал подходить по тундре – мох и совсем мелкий кустарник, пешком идти трудно. Рельеф – типичный послеледниковый, на довольно крутом склоне множество небольших углублений с небольшими озерами. Подъем довольно крутой, рюкзаки несем на плечах. Ближе к перевалу начинают встречаться снежники. Местность, по которой мы идем, носит романтическое название Урочище ледниковые гривы. Дров для костра тут набрать очень сложно, а вот с водой проблем нет.

13,6 (14:25) – геодезический знак. Высота 2’520 м. До самого знака доходят следы ГАЗ 66, приходят они слева по небольшому распадку. От знака до начала набитой тропы рукой подать.

У знака обедаем, пережидаем дождик и в 15:00 выходим на штурм перевала. Тропа серпантином взбирается на довольно крутой склон. Рюкзаки, естественно, несем на плечах.

14,6 – слева со снежника течет чистый ручеек. Последнее более-менее ровное место для привала. Дальше начинаются элементы сыпухи; велосипеды так же несем на руках.

15,1 – еще один снежник с водой. Дальше тропа идет сплошь по сыпухе.

16,0 (17:30) – перевал Шапшал. Последние 200 метров особенно крутой подъем по мелкой сыпухе – ноги едут, пот со лба градом. На перевале быстро съели перевальную шоколадку, сняли записку группы туристов Тувинского Государственного Университета от 3.05.1997 (на русском и тувинском языках). К сожалению, свою записку написать не успели – сильно пахло озоном, вокруг ходили грозовые облака, как бы молнией не шарахнуло в велосипед.

Вначале спуск очень крутой, велосипеды можно катить, рюкзаки на плечах.

16,7 – первое ровное место. Воды много течет со снежника, а вот дров нет совсем.

Спуск представляет собой череду почти ровных террас и довольно крутых спусков. Кругом камни, снег и вода, текущая со снежников.

19,0 – пошли альпийские луга. Появились комары в небольших количествах. В принципе, можно ехать, хотя тропинка усеяна небольшими и средними камнями.

20,8 – огромный завал из камней. Завал образован рухнувшей верхушкой скалы. Хаотически разбросанные каменные глыбы размером с двухэтажный дом наводят мысли о том, как мал человек. Завал тропинка обходит слева по крутому склону; ехать очень опасно.

21,8 – с другой стороны речки Шуй начались деревья.

22,4 – на нашей стороне тоже начались деревья.

23,2 – останавливаемся на стоянку перед слиянием трех речек в пихтовом лесу.

Итого: за день прошли 23,2 км. Погода: с утра ясно, солнечно, жарко; в районе 14-15 часов мимо нас прошла сильная гроза, нас задело только небольшим дождиком. С Тувинской стороны перевала переменная облачность. По сравнению с Алтайской стороной очень мало комаров.

28 июля 2001 (суббота)

Ночью было прохладно но не холодно; немного покапал дождик. Встали в 6:00; часы решили перевести, когда приедем в цивилизацию. На маршрут вышли в 9:00.

0,2 – первый брод. Тропа переходит с левого берега реки на правый. Появляются две колеи, хотя ехать все равно трудновато – много камней.

1,6 – 200 метров камней россыпью. С гор стекает шумный ручеек, который размывает колею. Идем пешком.

10,1 – пересекаем большой приток. Глубина – до средины бедра; хорошо, что не очень холодно.

13,5 – пешеходный подвесной мост на левую сторону. Там виднеется несколько кошей.

14,1 – наконец-то по правому берегу пошла ровная грунтовка. Скорость подскочила до 15-18 км/час.

20 – 20,2 – крутой (явно больше 12%) подъем. С трудом взбираемся пешком. Спуск вроде более плавный.

23,3 (12:10) – за крутым спуском – мост через Шуй.

Сразу за мостом дорога начинает плавно лезть наверх. Дорога идет довольно странным серпантином – сначала крутой подъем (23,8-24,4), потом спуск к входу в овраг (24,8). Дальше дорога опять идет вверх вдоль ручья до строящегося коша (26,9), после чего резко уходит вправо вверх по сухой долине. Если по оврагу еще можно ехать, то после коша – только идти пешком. Около коша – последнее место, где можно без проблем набрать воды.

29,1 (14:35) – перевал. Высота 2’310. На перевале просто горы битого стекла. Наскоро пообедав, начинаем спуск. Сначала каменистая дорога, потом утоптанная лесная грунтовка. На грунтовке попадаются входы в норы местных зверей, так что надо или ехать внимательно, или сильно не разгоняться.

33,5 – нижняя точка оврага. Воды нет, а дорога опять начинает лезть вверх.

36,5 – очередной перевал; на карте не обозначен. Высота 2’130 Спуск представляет собой чередующиеся участки крутых спусков по 3-4 км и небольших подъемов. На каждом таком «перевале» стоит тур и валяется груда битого стекла. Стекла столько, что Маша Сергеева несколько раз подряд прокалывает камеры.

43,1 – развилка. Едем вправо – там спуск круче. Воды все еще нет.

46,1 – дорога выходит из леса. Взяли языка и расспросили его насчет воды. Основная дорога идет вправо, а нам – влево, в овраг. В овраге пара отдельно стоящих деревьев (46,8), а между ними родник. Останавливаемся на ночлег. Родник довольно слабый  через 100 метров ручей уже не заметен. Больше в округе, судя по словам языка, воды нет.

Итого: за день прошли 46,8 км. Погода: ясно, солнечно, тепло; около 15 часов опять мимо нас прошли три грозы, нас опять не задело. Видимо, ездим мы слишком быстро. В этот день было больше всего проколов – несколько у Маши Сергеевой, так же у проколол камеру Леня Исаков.

29 июля 2001 (воскресенье)

Ночью тепло (15˚); немного покапал дождик. Встали в 6:00; но долго клеили проколотые накануне камеры. При накачивании камер безнадежно испортили 2 из трех имеющихся насосов. Выехали поздно, в 10:30.

Дорога идет по широкой почти безлесой долине. Хорошая накатанная грунтовка, неплохой уклон – что еще надо для счастья.

7,3 – 8,1 – несколько арыков перед поселком. Некоторые переезжаем по мостикам, некоторые – вброд.

8,6-10,2 – поселок Байтал. Населения вроде много, но открытых магазинов мы не обнаружили. По слухам, в Байтале есть коммерсанты, у которых можно купить продукты.

За Байталом дорога становится просто ужасной. Мелкая грунтовая гребенка способна вытрясти душу. Дорога расходится на несколько рукавов, рукава перекрещиваются – но все рукава примерно одинаково волнистые.

26,5 – въезд в Тээли. Райцентр – т.е. рынок, много магазинов, почта, телефон, телеграф. Начался асфальт. А мы уже забыли, что это такое… Выяснили у местных, что отсюда родом министр МЧС Шойгу. Около почты был инцидент – двое пьяных местных подростков на очень ломаном русском языке вымогала у нас 20 рублей. Их отогнал немного более трезвый другой местный житель.

27,5 – выезд из Тээли. В пяти километрах от города свернули влево и на берегу речки, в зарослях кустов устроили обед. Вообще-то долина голая, только вдоль реки растут кусты и деревца.

44,7 – река Хемчик. Переехали реку, проехали примерно 1 км вниз по течению. Встали на ночлег на изумительном галечном пляже. От дороги нас загораживают кусты облепихи.

У местных пастухов купили половину барана за 300 рублей. Вечером устроили шашлыки, правда, пошедший под вечер дождь изрядно подпортил впечатление.

Итого: за день проехали 45,6 км. Погода: с утра облачно, днем ясно, солнечно, жарко. Часов в 10 вечера пришла гроза, которая колбасила нас полночи.

30 июля 2001 (понедельник)

Ночью тепло (15˚). Хотели устроить полудневку, но пришлось делать полную дневку. Слишком много накопилось усталости и слишком много купили мяса накануне – нам его все не увезти. Днем было солнечно, жарко. Мыли велосипеды, отдыхали, загорали, еще раз съездили в Тээли за продуктами. Саня Фефелов перегрелся на солнце и заработал тепловой удар.

 31 июля 2001 (вторник)

Ночью тепло (15˚) и сухо. Выехали в 9:30.

1 – выезд на дорогу. От моста дорога начинает плавно лезть вверх. За первым большим бугром (6 км подъем, 5 км спуск) следует несколько бугров поменьше. Как здорово все-таки ехать по асфальту. Вокруг горы, покрытые выгоревшей травой. Хорошо, что с утра не очень жарко.

26,1 – развилка дрог. Влево уходит дорога на Абакан.[i2] 

26,9 – поворот на Ак-Довурак, который стоит несколько в стороне от шоссе.

29,3Кызыл-Мажалык. Райцентр, есть почта, телеграф, куча магазинов.

Шоссе на Кызыл покрыто хорошим асфальтом, а движение довольно слабое, так что ехать приятно, несмотря на жару.

66,5р.Чыргакы. Удобное место для стоянки и привала. Около реки растут кусты и деревья, вода чистая.

77,2р.  Шеми. тоже удобное место для стоянки, хотя и хуже предыдущего.

91,1 – безымянный перевал.

104,5 – пост ГАИ перед въездом в поселок Чадан. За постом течет речка Чадан. Сразу за постом свернули вправо и встали на стоянку в 300 метрах от дороги на симпатичной лужайке. Рядом река, с дровами нормально, и более-менее спокойно – милиция таки рядом.

Итого: за день прошли 104,5 км. Погода: утром ясно, жарко. Днем облачно; когда встали на стоянку – пошел дождик.

1 августа 2001 (среда)

Всю ночь и все утро шел дождь. Стали в 8:00, собирались под дождем долго и выехали в 12:00.

За поселком  Чадан начинается длинный пологий подъем.

31,5 – перевал Лесистый. Старый разрушенный магазин и кафе.

За перевалом – неплохой спуск с длинными крутыми спусками и короткими подъемами. Жаль дорога мокрая, из под колес летит всякая грязь.

59,5Ак-Доруг. Кафе нет, есть магазин продукты.

60,1 – пост ГАИ, мост через реку Чаа-Холь. За рекой еще 3-5 км плавный спуск, потом понемногу начинается подъем. Сперва плавный, потом все круче и круче.

72,2 – перевал, перед ним самый крутяк. На перевале неплохое кафе (щи, плов, чебурек, по паре кофе каждому – т.е. 5 порций – обошлись нам в 180 рублей).

95 – река Торгалыг. Река имеет несколько рукавов.

108 – ночлег на берегу предпоследнего рукава (как всегда, не верно сориентировались – приняли его за последний). Отъехали влево от дороги около километра и встали в кустах около протоки.

Итого: за день прошли 108 км. Погода: целый день шел дождик. Хорошо, что мы едем по асфальту.

2 августа 2001 (четверг)

 День рождения Сани Фефелова

Ночью было тепло. Часов до 12 ночи еще шел дождь, потом прояснилось. Встали в 6:00, выехали в 8:45. Дорога идет почти горизонтально.

3 – Пересекаем последний рукав реки. Здесь стоять было бы ощутимо лучше.

После реки следует небольшой, но крутой подъем, на верху – развилка дорог, а дальше – спуск к Шагонару.

10 – поворот влево на Шагонар. Сам поселок находится в 1-3 км от дороги. Проезжаем мимо. Дорога идет почти ровно.

13 – пост ГАИ. Начинается подъем.

17,8 – перевал. Харчевня (работает с 8 утра до 12 ночи). Завтракаем.

Дорога виляет по холмам вдоль Енисея, то забирается повыше, то спускается вниз. После больших перевалов на 53,7 и 74,1 километрах дорога спускается почти до воды.

93Усть-Элегест. Кафе, магазин, отделение связи. Одноименная речка, протекающая за поселком, оказалась очень мутной, не удалось даже вымыть ноги. За речкой крутой подъем и не менее крутой спуск. Далее дорога идет почти ровно с небольшим набором высоты до самого Кызыла. Местность совершенно голая, Кызыл видно издалека.

113 – дорожный указатель «Кызыл».

117 – развязка. Влево пошла дорога на Абакан, вправо – в глубину Тувы. Вдоль дороги стоят заброшенные заводы. Громадные серые корпуса с выбитыми стеклами производят мрачное впечатление.

120 – наконец-то начались жилые районы. Остановились на ночлег у знакомого Олега Бондаренко – сотрудника Тувинского МЧС.

Итого: за день проехали 120 км. Погода: солнечно, жарко.

3 августа 2001 (пятница)

С утра вымылись в бане (накануне бани уже были закрыты), закупились продуктами. Кызыл город большой, есть несколько продуктовых рынков, авторынок, большой почтамт. Съездили к монументу «Центр Азии» на набережной Енисея. Из города выехали в 15:30.

13,5 – развязка. Едем на право – в Абакан.

16,2 – новый мост через Енисей. Старый, расположенный в черте города, закрыт на реконструкцию. За мостом дорога лезет вверх по голым выжженным склонам.

24,3 – мини-перевал.

25 – вправо уходит дорога к старому мосту в Кызыл. Слева над дорогой небольшой холм – смотровая площадка. С нее Кызыл как на ладони. Весь холм толстым слоем усыпан битым стеклом.

32,7 – Перевал. Крутой спуск 700 метров, скорость накатом достигает 55 км в час.

34,8 – очередной перевал. Последующий спуск еще более крут – до 60 км в час накатом.

39,3 – река Сесерлинг. Около нее решаем остановиться на ночлег. Перед речкой в 50 метрах перед мостом направо (вниз по течению) идет укатанная грунтовка. По ней проехали около 700 метров и встали на излучине речки. Вода чистая, с дровами проблем нет.

Итого: за день проехали 40 км. Погода: солнечно, немного кучевых облаков, жарко.

4 августа 2001 (суббота)

Ночью натянуло облака, чуток покапал дождик, но к утру снова распогодилось. Выезжаем в 9:00. Сразу за мостом начинается серьезный подъем.

7,2 – перевал. За ним небольшой спуск до 8,5 км, далее до полтора километра почти ровной дороги, а после опять нехилый подъем.

10,7 (9:50) – перевал. За ним крутой недлинный спуск к реке Багреда – до 60 км в час.

14,8 – перегиб; начинается подъем.

21,5 – очередной перевал. Спускаемся к Туранской равнине. Равнина представляет собой череду длинных пологих холмов и оврагов, заросших, в основном, травой. Спуски при попутном ветре проходим на скорости за 40 км в час.

39,5 – р. Уюк. В километре-полутора от реки – селение Уюк. Дорога проходит немного в стороне, в село не заезжаем.

50,0 – река Туран, поселок Туран. 51,5 – столовая в Туране; обед на пятерых человек из первого, второго, кофе и сладкого обошелся в 200 рублей.

69,2 – пост ГАИ. Поворот на Шивилиг. Начинается подъем на перевал. Склоны гор густо поросли лесом, в отличие от Туранской равнины.

На подъеме у Маши Сергеевой вышла из строя трещотка – колесо свободно крутится в обоих направлениях. Пришлось ловить попутную машину и отправлять ее до Арадана, где мы планировали ночевать.

79 – перевал. Крутой спуск до 84 км. Вокруг настоящая Красноярская тайга ведь мы теперь едем по Красноярскому краю. В это время как раз спеет ягода, и тайга просто кишит людьми, заготавливающими  витамины на зиму.

94,2 снова подъем; 99,1 – снова перевал. Спуск с перевала ознаменовался небольшим дождем.

116,2 – река Ус[А3] .

125 – река Арадан. Встали на ночлег: перед мостом свернули влево, отошли от дороги на сотню метров и по просеке подошли почти к самой воде.

Итого: за день проехали 125 км. Погода: ясно, солнечно, местами очень жарко.

5 августа 2001 (воскресенье)

День рождения Маши Сергеевой

С утра в качестве подарка чинили трещотку Маше. К сожалению, для разборки трещотки нужны несколько очень хитрых ключей, отсутствующих в ремнаборе. Пришлось пойти на хитрость – жестко привязать шестерни к колесу. Ехать конечно неудобно, но можно. Выехали в 11:40.

2,2 от моста – село Арадан. Пара магазинов, кафе. Макароны – тушенка –печенье – вино есть, а вот с хлебом проблемы. Едем дальше вдоль реки Ус.

20 – переехали мост, трасса свернула налево вдоль реки Буйба.

25, 34, 41 – мосты через реку Буйба. Последний мост мы не переехали, а проехали по левому (орографически) берегу еще 300 метров до места, где был старый мост. Там мы и встали на ночевку. Вода чистая из речки, а вот за дровами пришлось ходить на болото. На том же болоте большое количество черники и голубики.

Итого: за день проехали 41 км. Погода: переменная облачность, нежарко. Днем даже что-то покапало, но вовремя одумалось.

6 августа 2001 (понедельник)

Ночью было тепло. Встали в 7 часов. Оставили командира (разболелись колени)  в лагере оберегать вещи и велосипеды и оправились в радиальный выход на перевал Спящий Саян.

10:00 – вышли из лагеря и пошли по дороге под ЛЭП. Метров через 800 свернули с дороги на тропинку влево. Тропа неплохая но с велосипедом на ней было бы тяжело: часто встречаются курумники (россыпи камней) и броды через мелкие речки.

12:30  – дошли до озера Радужное. Отсюда хорошо виден висячий камень, да и вообще очень красиво. Около озера стоит большое число палаток, да и вообще место хорошо оборудовано. Обойдя озеро слева, начинаем подниматься на перевал Красноярцев н/к. Подъем идет по курумнику, густо поросшему черникой и голубикой.

14:00 – как только выбрались наверх, началась гроза, пережидали ее под огромными камнями, разбросанными в округе. После дождя Саня Фефелов с Машей Сергеевой решили, что ходьба по мокрым камням их не привлекает и пошли вниз собирать грибы. За час дороги до лагеря им удалось насобирать грибов на два дня еды. Леня же Исаков с Олегом Бондарено, вооружившись фотоаппаратом и камерой, полезли на второй перевал  - Спящий Саян (1А).  Тропа на перевал идет траверсом по склону хребта, камни скользкие, поэтому надо двигаться надо очень осторожно. Опять набежали облака, и хотя дождя нет, молнии бьют рядом с нами.

 17:00 – забрались на перевал, отсюда видно и скалу Птица, и пик Звездный, хотя их основания скрыты хребтом, ведущим в долину Тайгиша. На перевале сняли записку группы туристов Смоленского Туристическо-Спортивного клуба от 5.08.2001 и полюбовались еще одним висячим камнем, который хотя и меньше, лежащего на хребте, но смотрится лучше, так как. находится в более неустойчивом положении.

17:30 – начали спуск. Спустившись к озеру, посидели у знакомых московских альпинистов и двинулись дальше. К лагерю спустились в 17:00.

Итого: за день 25 км. Погода: тепло и многочисленные грозы.

 

7 августа 2001 (вторник)

Ночью было холодно – 8˚. С утра над нами плотным облаком висел туман.

С утра нам предстоял подъем на перевал и длинный спуск с него. Ехать 15-километровый спуск с жестко зафиксированными звездами малость неудобно, поэтому Машу отправили на попутке до села Танзубей. Сами выехали в 9:40.

От третьего моста дорога начинает  лезть вверх.

5,9 – первый горб перевала через хребет Ергаки[А4] через хребет Ергаки. Он оказался совсем не страшным – ехали подъем со скоростью 12-14 км в час.

7,5 – нижняя точка; дальше подъем на второй горб.

9,7 – слева внизу осталось озеро Ойское.

12,0 (10:20)– второй горб перевала. Тоже простой. Съедаем перевальную шоколадку и начинам спуск.

Спуск – выше всяких похвал. Сначала с перевала идет крутой спуск эдак на 65 км в час; потом дорога влетает в полутоннель, прорубленный в скале, а в это время справа за ущельем гордо красуется Спящий Саян. В общем, то ли наслаждаться скоростью и спуском, то ли глазеть по сторонам на окружающие красоты. Дальше на спуске встречаются несколько зигзагов а-ля серпантин, в целом спуск очень приятный.

54,7 (12:30)– Танзыбей. Поселок небольшой, но есть пара магазинов, столовая и кафе – все для трассы.

71,5 – село Григорьевка; магазин с богатым выбором продуктов; бабушки, наперебой предлагающие картошку, соленые грибы и огурцы.

90,6 – река Солба. Речка мелкая – по щиколотку – и вода в ней не очень вкусная.

102,5 – въезд в райцентр Ермаки. 102,9 – мост через реку Оя. Сразу за мостом развилка – налево дорога идет через Ермаки, направо идет объездная дорога. На объездной дороге нет ни магазинов, ни кафе.

110,5 – выезд из Ермаков. Объездная дорога сливается с основной.

127,5 – поселок Жеблахты. Магазин на удивление с богатым выбором продуктов.

128,6 – свернули с дороги вправо на грунтовую дорогу. Проехали около полутора километров и встали на ночлег на берегу реки Оя. Спуск к воде не очень удобный, а в остальном место просто замечательное; с удовольствием искупались.

Итого: за день проехали 128 км. Погода: в горах с утра туман, днем ветрено, на равнине же днем было очень жарко. Вечером вокруг нас кругами ходила очередная гроза, но так и не решилась напасть.

8 августа 2001 (среда)

Ночью было тепло и даже душно. Всю ночь под тентом стонали комары в тщетной надежде полакомиться нами.

1,6 км (10:00) – выехали на дорогу.

11,0 – проезжаем слева сначала аэропорт «Шушенское», а потом и поворот дороги на Шушенсткое.

13,5 –  наша дорога вливается в трассу, идущую в Абакан из Шушенского.

14,0 – проехали мимо поста ГАИ.

14,3 – пересекаем по мосту реку Оя. За мостом дорога залезает на небольшой холмик (19,0 км), потом скатывается к речке Коя (19,0 км). Речка маленькая и какая-то гниленькая; по берегам особенной растительности нет. За речкой опять ползем наверх до перевала (26,7). После перевала дорога спускается с холма и дальше идет с маленькими уклонами то вверх, то вниз.

34,6 – остановка «Лугавка» и рядом кафе, где можно неплохо подкрепиться.

39 –поворот вправо на Знаменское. Слева остается озеро Тагарское.

44,6 – влево ушла хорошая дорога на станцию Минусинск. Справа остается громада известной на всю страну Минусинской ГРЭС.

51,6 – дорожный знак «Минусинск». Впрочем, до жилых районов еще далеко.

52,3 – развилка. Прямо – центр Минусинска, налево – дорога в Абакан. Едем налево.

54,5 – круговой перекресток. Знак «Абакан» указывает влево. Как выяснилось, это объездная дорога. На велосипедах удобнее было бы проехать прямо, через город. Увы, мы этого не знали и поехали налево.

64,3 – мост через Енисей. Да, тут он гораздо шире, чем в Кызыле. И, как ни странно, выглядит чище.

72,9 (14:10)– большая вывеска – Абакан. Навстречу попадаются велогонщики; везде проник велосипед.

80,5 (14:48)– вокзал. С билетами проблем на было. Мы взяли билеты на завтра, чтобы вымыться и посмотреть на Абакан. Остановились в гостинице «Абакан» - два двухместных и одноместный номера обошлись нам в 200-300 рублей. Вымылись в бане при местном спорткомплексе – там обалденный бассейн.

Вечером смотрели на вечерний Абакан, пили вкусное сибирское пиво.

Итого: за день проехали 80,5 км. Погода: ясно, солнечно, днем даже жарко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. схема маршрута

 

Приложение 2. График движения

Дата /день пути

Участок маршрута

Место ночлега

Протя- жен- ность

Способ передвижения/ покрытие

17/07/2001 подъезды

Барнаул – Телецкое озеро – р. Чулышман

Устье р. Чулышман

18/07/2001 первый

озеро Телецкое – пер. Кату-ярык

р. Чулышман

76,8

велосипед / грунт. дороги

19/07/2001 второй

Пер. Кату-Ярык – р. Чулышман

р. Чулышман

25

вело, пешком / грунт. тропы

20/07/2001

третий

р. Чуышман – р. Чулшман

р. Чулышман

20

пешком /

 грунт. тропы

21/07/2001

четвертый

р. Чулышман – брод через Чулышман (Шавлинский)

р. Чулышман

18

вело, пешком / грунт. тропы

22/07/2001 пятый

р. Чулышман – р. Средний Кулаш

р. Чулышман

25

пешком /

 грунт. тропы

23/07/2001  шестой

р. Средний Кулаш – Язула – р. Карагем

р. Карагем

26,5

вело, пешком / грунт. тропы

24/07/2001

восьмой

р. Карагем – верховья р. Карагем

р. Карагем

17,5

пешком /

 грунт. тропы

25/07/2001

девятый

р. Карагем – пер Неожиданный – р.Колбакая – пер. 2400 – р.Багаяш

р.Багаяш

24,5

вело, пешком / грунт. тропы

26/07/2001

десятый

р.Багаяш – озеро Джулукуль

озеро Джулукуль

42,3

вело, пешком / грунт. дороги

27/07/2001 одиннадцатый

озеро Джулукуль – пер Шапшал – р. Шуй

р. Шуй

23,2

вело, пешком / грунт. тропы

28/07/2001

двенадцатый

р. Шуй – перевал 2’310 – перевал 2’130

р. Хемчик

46,8

вело, пешком / грунт. дороги

29/07/2001

тринадцатый

р. Хемчик – Байтал – Тээли – р. Хемчик

р. Хемчик

45,6

вело / грунт. дороги, асфальт

30/07/2001

четырнадцатый

дневка

р. Хемчик

31/07/2001

пятнадцатый

р. Хемчик – Кызыл-Мажалык – Чадан

Чадан

104,5

вело / асфальт

1/08/2001

шестнадцатый

Чадан – Ак-Турук – река Торгалыг

р. Торгалыг

108

вело / асфальт

2/08/2001

семнадцатый

р. Торгалыг – Шагонар – Усть-Элегест – Кызыл

Кызыл

120

вело / асфальт

3/08/2001

восемнадцатый

Кызыл – р. Сесерлинг

р. Сесерлинг

40

вело / асфальт

4/08/2001

девятнадцатый

р. Сесерлинг – Туран – Арадан

Арадан

125

вело / асфальт

5/08/2001

двадцатый

Арадан – р.Буйба

р.Буйба

41

вело / асфальт

6/08/2001

21

р.Буйба – пер. Спящий Саян – р. Буйба

р.Буйба

25

пеше

7/08/2001

22

р.Буйба – Танзубей – Ермаки – Жеблахты

Жеблахты, р. Оя

128

вело / асфальт

8/08/2001

23

Жеблахты – Минусинск –Абакан

Абакан

80,5

вело / асфальт

Приложение 3. Пройденные перевалы

Дата

Название

Высота

(м)

Категория

Покрытие

Способ прохождения

1

21/07

пер. Чодро

1600

н/к

тропа

пеше

2

22/07

пер. Кулаш

1608

н/к

тропа

пеше

3

25/07

пер. Неожиданный

2325

н/к

тропа

пеше

4

25/07

пер 2400

2400

н/к

тропа

пеше-вело

5

27/07

пер. Шапшал

3100

тропа, сыпуха

пеше

6

28/07

пер 2310

2310

н/к

грунт

вело

7

28/07

пер 2130

2130

н/к

грунт

вело

8

31/07

пер. Шеми-Ооргазы

1450

н/к

асфальт

вело

9

1/07

пер. Лесистый

1600

н/к

асфальт

вело

10

1/07

пер. Арыг-Узю

1000

н/к

асфальт

вело

11

3/08

пер. Сесерлиг

1180

н/к

асфальт

вело

12

3/08

пер. Каменный

1380

н/к

асфальт

вело

13

6/08

пер. Красноярцев

 

н/к

тропа

пеше

14

6/08

пер. Спящий Саян

 

тропа

пеше

15

7/08

пер. Ергаки

1800

н/к

асфальт

вело

Приложение 4. Координаты основных точек маршрута

В основных точках маршрута (хорошие стоянки, некоторые перевалы) определялись координаты с помощью прибора системы GPS. Координаты измерены в системе WGS –84.

 

Описание точки

Дата записи

Широта N

Долгота E

˚

'

''

˚

'

''

1

Устье Чулышмана,

17.07

51

21

53,6

87

44

55,8

2

Начало перевала Кату-Ярык, ночевка 1

18.07

50

55

18,8

88

12

50,4

3

Ночевка 2 (р.Чулышман)

19.07

50

50

27,6

88

22

26,0

4

Ночевка 4, Брод через Чулышман

21.07

50

47

44,8

88

35

55,5

5

Ночевка 5 (р.Чулышман)

22.07

50

39

39,1

88

42

26,0

6

Язула

23.07

50

36

59,7

88

46

16,7

7

Лесничество (Старая застава)

23.07

50

34

57,7

88

51

04,1

8

Ночевка 6 (р.Карагем)

23.07

50

30

13,6

88

52

47,7

9

Ночевка 7 (р.Карагем)

24.07

50

23

54,0

89

01

48,9

10

Перевал 2400

25.07

50

21

16,9

89

11

33,4

11

Ночевка 8 (р.Багаяш)

25.07

50

22

15,9

89

17

10,6

12

Ночевка 9, озеро Джулукуль

26.07

50

28

05,9

89

42

46,5

13

Геодезический знак у перевала Шапшал

27.07

50

31

15,5

89

47

48,0

14

Ночевка 10

27.07

50

34

09,1

89

51

47,6

15

Ночевка 11 (родник)

28.07

50

51

02,0

90

06

12,3

16

Ночевка 12-13 (р. Хемчик)

30.07

51

06

21,7

90

18

11,6

17

Ночевка 14 (Чадан)

31.07

51

17

17,2

90

32

39,0

18

Ночевка 15 (Кызыл)

03.08

51

42

00,4

94

25

38,4

19

Ночевка 16 (р. Сесерлинг)

03.08

51

52

12,0

94

21

18,3

20

Ночевка 17 (Арадан)

04.08

52

33

16,7

93

26

36,5

21

Ночевка 18 (р.Буйба)

05.08

52

48

44,3

93

17

28,6

22

Пер. Красноярцев (Ергаки)

06.08

52

50

34,8

93

21

51,3

23

Озеро Радужное (Ергаки)

06.08

52

50

10,4

93

20

36,7

24

Ночевка 19 (р. Оя)

07.08

53

21

05,3

92

10

27,9

25

Абакан (гостиница «Абакан»)

08.08

53

43

23,2

91

26

49,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5. Продукты

Набор продуктов при выходе на маршрут:

 

 

Количество

Вес

Тушенка

5 банок

3 кг

Сгущенка

5 банок

2,5 кг

Гречка

 

1,5 кг

Макароны

 

1,5 кг

Рис

 

1,5 кг

Пшено

 

1,5 кг

Сахар

 

2 кг

Соль

 

0.5 кг

Сыр

 

1 кг

Колбаса

 

1 кг

Кетчуп

1 банка

1 кг

Чай

 

0,5 кг

Сухофрукты

 

5 кг

Конфеты

 

1 кг

Сладости

 

1 кг

Шоколад

5 плиток

0,5 кг

Хлеб

 

3,5 кг

Сухари

 

1,5 кг

Всего

30 кг

Всего на человека

 6 кг

 

 

Закупки производились в следующих населенных пунктах:

 

Язула

Тээли

Кызыл-Мажалык

Кызыл

Арадан

Абакан

 

В поселке Язула магазина нет, продукты покупали у местных коммерсантов. Соответственно купить смогли только крупы (рис), макароны, чай, сахар, шоколад и кабачковую икру. Мясо пришлось купить свежее и самим коптить/солить его. В остальных населенных пунктах проблем с продуктами не было, можно было купить все что нужно.

 

Приложение 6. Расчет категории сложности по баллам

Локальные препятствия:

Тип

Местонахождение

Длина

(км)

Эквивалентный километраж

Переправа (простейшая)

р. Устюшко

0.05

2

Переправа (2А)

р. Чулышман

0.085

40

Переправа (1А)

р. Нижний Кулаш

0.03

10

Переправа (простейшая)

р. Средний Кулаш

0.04

2

Переправа (1А)

р. Каракем

0.03

10

Переправа (1А)

р. Каракем

0.03

10

Переправа (1А)

р. Каракем

0.03

10

Переправа (1А)

р. Каракем

0.03

10

Переправа (1А)

р. Каракем

0.03

10

Переправа (простейшая)

р. Каракем

0.03

2

Переправа (простейшая)

правый приток Калбакаи

0.02

2

Переправа (простейшая)

р. Калбакая

0.03

2

Переправа (1А)

р. Боягдаш

0.03

10

Переправа (простейшая)

р. Чулышман

0.02

2

Переправа (1А)

р. Шуй

0.03

10

Переправа (1А)

Левый приток р. Шуй

0.03

10

 

I=((1163.2+142)* 15.6)/(22 *800)=1.16

Протяженные препятствия:

Горные препятствия:

Наименование

Кнв

Кв

Кпк

Ккр

Баллы

КС

пер. Чодро

1.1

1.3

1.8

2.0

5.15

4

пер. Кулаш

1.1

1.3

2.4

2.0

6.86

5

пер. Неожиданный

1.0

1.4

2.4

2.0

6.72

5

пер 2400

1.0

1.4

1.8

1.8

4.54

4

пер. Шапшал

1.2

1.8

1.8

2.0

7.78

5

пер 2310                     

1.1

1.4

1.2

2.0

3.40

3

пер 2130

1.1

1.4

1.2

1.8

3.33

3

пер. Шеми-Ооргазы

1.0

1.2

0.9

1.3

1.40

1

пер. Лесистый

1.0

1.3

0.9

1.3

1.52

1

пер. Арыг-Узю

1.0

1.2

0.9

1.3

1.40

1

пер. Сесерлиг

1.0

1.2

0.9

1.5

1.62

2

пер. Каменный

1.1

1.2

0.9

1.8

2.14

2

пер. Ергаки

1.0

1.3

0.9

1.5

1.76

2

 

Равнинные препятствия:

Наименование

Кпк

Кпр

Кпер

Кв

Баллы

КС

оз. Телецкое – зим. Катуярык

1.4

1.76

1.2

1.1

3.25

3

зим. Катуярык - 12.5 км (Чулышман)

2.4

1.12

1.2

1.1

3.55

3

12.5 км (Чулышман) – Чодро

3.0

1.40

1.4

1.1

6.47

5

р. Каракем

2.4

1.30

1.2

1.3

4.87

4

пер. 2400 - пер. Шапшал

1.2

1.52

1.4

1.4

3.58

3

пер. 2130 – Тээли

1.4

1.30

1.0

1.2

2.18

2

Тээли – Ак-Довурак

0.7

1.45

1.4

1.1

1.56

1

Шагонар – Кызыл

0.7

1.8

1.2

1.1

1.66

2

 

Сумма баллов за препятствия:

КС

Число препятствий

Баллы

Баллы идущие в зачет

1

4

5.88

3

2

5

9.36

5

3

5

17.11

10

4

3

14.56

14.56

5

4

27.83

27.83

6

0

0

0

 

Автономность:

 

A=1.4*(11/22)+1*(11/22)=1.2

 

Категория сложности:

 

КС=60.39*1.16*1.2=84.06;  Категория сложности 4

 

Стоит отметить, что поход так же  полностью удовлетворяет нормам похода пятой категории сложности (число определяющих препятствий 5 к.с. - 4, сумма баллов, в данном случае, равна 71.67)

 

 

 

Приложение 7. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ Картографические МАтериалы

  1. Карта Улаганский район (2 км) РОСКАРТОГРАФИЯ 1996 г. (2 листа)
  2. Республика Тува (10 км) РОСКАРТОГРАФИЯ 1993 г.
  3. Хребтовка хребта Ергаки
  4. Лист Абакан-Минусинск (10 км)

Приложение 8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ГРУППЫ

Наша группа передвигалась на следующих велосипедах:

 

Участник

Велосипед

уровень оборудования

Дещеревский Илья

TREK 820

Переключатели Altus-Acera, система Deor, кассета, цепь LX, втулки TREK, заднее колесо двойное Mavic 221

 

 

 

Фефелов Александр

GT

Оборудование уровня STX-RCNexave

 

 

 

Исаков Леонид

RAPID

Титановая рама ; оборудование уровня LX-XT

 

 

 

Сергеева Мария

TREK

Оборудование уровня LX

 

 

 

Бондаренко Олег

Сборный велосипед

Титановая ижевская рама; оборудование уровня XT, аммортизир. подседельный штырь

 

 

 

 

 

Наш маршрут характеризовался тяжелыми условиями как для велосипедов (езда по каменистым, сильно разбитым самокатанным грунтовым дорогам и каменистым тропам), так и для людей (несколько дней пешки с велосипедами в руках). Конечно, на пеших участках преимущество было у хозяев титановых велосипедов.

В целом, техника прошла поход весьма успешно, хотя и без поломок не обошлось. Вот что ломалось:

25.07 сложился обод переднего колеса велосипеда Ильи Дещеревского. На горной тропе на спуске произошел неудачный наезд на камень. Обод пришлось править подручными средствами, далее без проблем прошел до конца похода

28.07 более 6 проколов на колесах велосипеда Маши Сергеевой и прокол колеса велосипеда Лени Исакова. Поломка седла у велосипеда Ильи Дещеревского – из-за постоянного тягания велосипеда за седло сломалась одна из дуг, поддерживающих седло. Вставили деревянную распорку.

31.07 сильно разболтались переключатели на велосипеде Маши Сергеевой

4.08 вышла из строя трещотка на велосипеде Маши Сергеевой. Из-за отсутствия ключей (вообще-то трещотки от Shimano считаются неразборными) пришлось жестко привязать трещотку к спицам колеса. В таком состоянии велосипед проехал до конца похода.

 

 

Приложение 9. Список индивидуального снаряжения

 

- кроссовки с жесткой подошвой

 

- коврик                длиной в рост

 

- велосипед

 

- запасные стельки (войлок)         

 

- спальник

 

- чехол для велосипеда

 

- носки простые (³ 3 пар)

 

- хобба (сидушка)

 

- велорюкзак

 

- носки шерстяные (³ 2 пар)

 

- КЛМН

 

- крепеж рюкзака (эспандеры)

 

- нижнее белье – 2 комплекта

 

- спички (личный н.з.)

 

- индивидуальный ремнабор

 

- купальный костюм

 

- носовые платки (2-3)

 

- тряпочка для протирки вело

 

- футболка х/б (1-2)

 

- мыло туалетное

 

- насос + шланг своего формата

 

- олимпийка (водолазка) шерсть

 

- паста зубная

 

- запасная камера

 

- свитер шерстяной толстый

 

- щетка зубная

 

- спицы с ниппелями (8+8)

 

- куртка (штормовка)

 

- расческа

 

- фляга + держатель

 

- накидка от дождя

 

- белый друг

 

 

 

- штаны (трико) х/б

 

- индивид. аптечка

 

 

 

- штаны (трико) шерстяные

 

- личный фотоаппарат

 

 

 

-штаны непродуваемые (болонья, капрон)

 

 

 

 

 

- велотрусы (шорты)

 

-паспорт

 

 

 

- шапочка шерстяная д/сна

 

- студак

 

 

 

- кепка для езды

 

-деньги

 

 

 

- перчатки кожа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- перчатки хлопок

 

 

 

 

 

- очки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10. Список группового снаряжения

- палатка + каркас + колья

 

- фонари – по 1 шт. на палатку

 

- примус, стеклоткань

 

- тент для палатки

 

- запасные батареи, лампочки

 

- ЗИП примуса

 

- полиэтилен д/велосипедов,

 

- свечи

 

- емкость, шланг для бензина

 

- замок и трос д/велосипедов

 

 

 

- таганок или тросик + крючки

 

-топор средний, чехол, клин

 

- ручки + блокнот

 

- спички, гермоспички

 

- пила – тросик 

 

- компас

 

- растопка (сух. спирт, оргстекло)

 

 

 

- часы – будильник

 

- рукавица костровая

 

- маршрутная книжка

 

- фотоаппаратура, фотопленка

 

- каны с  крышками

 

- карты, описания маршрута

 

 

 

- щетка для мытья канов

 

- расписания

 

- ремнабор (см. отдельно)

 

- скатерка

 

- билеты

 

- швейнабор (см. отдельно)

 

- половник

 

 

 

- аптечка (см. отдельно)

 

- консервный нож

 

- гитара

 

 

 

 

 

- игральные карты

 

- мыло хозяйственное для

 

- безмен

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 11. Список ремнабора

- пассатижи

 

- велокамеры (2 шт.)

 

- полотно ножовки

 

- отвертки (крест, шлиц)

 

- часть велопокрышки (2 шт.)

 

- металлические пластинки

 

- пинцет

 

- часть обода (4 –5 отверстий)

 

- смазка густая, жидкая

 

- напильник трехгранный

 

- спицы передние 10-20 шт.

 

- клей «момент»

 

- переключатель в сборе + тросик

 

- спицы задние 20-30 шт.

 

- кипперная лента

 

- гайки, болты, шайбы на все узлы

 

- ось передняя в сборе + конус

 

- изолента

 

- клинья шатуна и гайками ( 2 компл.)

 

- ось задняя в сборе + конус

 

- тонкая и мягкая проволока

 

- велоаптечка (комплект)

 

- педаль левая и правая

 

- комплект ключей

 

- ниппельная резинка (15 см)

 

- комплект тросиков

 

- ниппельный ключ

 

- качественный насос

 

- тормозные колодки (3 шт.)

 

- собачки + пружинки

 

- шланги к насосам ( оба типа)

 

- замок седла и ось седла

 

- выжимка цепи

 

- шарикоподшипники (2-3-5 мм)

 

- правый шатун (трехлапка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 12. Список аптечки

Перевязочный материал

Бинт

Стерильный

 

 

 

Нестерильный

Широкий (14x5 см)

 

 

 

 

Средний (7x5 см)

 

 

 

Эластичный

 

 

Лейкопластырь

Бактерицидный

 

 

 

Мозольный

 

Обеззараживающие

Настойка йода 3-5%

 

 

средства

Зеленка

 

 

 

Спирт этиловый 300 мл

 

 

 

Марганцовка в порошке

(обработка ран 0.1- 0.5%

 

 

 

полоскание при ангине 0.01- 0.1 % )

 

 

Перекись водорода в таблетках 12-25 шт

 

Сердечно- сосудистые

Валидол

 

 

средства

Кофеин

 

 

 

Нитроглицерин

 

 

Обезболивающие и

Аспирин

 

 

жаропонижающие

Анальгин

 

 

 

Димедрол

 

 

Желудочно - кишечные

Бисептол

 

 

 

Левомицетин

 

 

 

Активированный уголь

 

 

Противовоспалительные

Сульфодиметоксин

 

 

 

Эритромецин

 

 

 

 

 

 

Средства для кожи

Детский крем

 

 

 

Кремы против обветривания

 

 

Витамины

Аэровит

 

 

 

Пентавит

 

 

 

Витамин С

 

 

Другое

Нашатырь

 

 

 

Випросал

 

 

 

Анизатрон (от мышечной боли)

 

 

 

Пантенол (от ожогов)

 

 

 

Звездочка (от насморков, головной боли)

 

 

Термометр

 

 

 

Приложение 13. Контактная информация

Электронная почта:

Дещеревский Илья – ilias_div@mail.ru

 

Страничка команды в интернете http://www.3x9.ru/


 

Приложение 14. Фотоматериалы



· для сравнения цена доллара во время похода 29,3 рубля

*)  Температура воздуха измерялась с помощью GPS.

**)  Расстояния измерялись велокомпьютером Sigma Sport 700 на велосипеде командира. Время приведено местное – на Алтае +3 часа к московскому, в Туве и в Красноярском крае – +4 часа к московскому.

***) 19, 21 и особенно 20 июля измерительный велосипед много несли на руках, поэтому измеренные расстояния сильно преуменьшены.


 [i1] Черт, надо раздобыть карту и написать эти высоты.

 [i2]Там типа новая дорога из Акдовурака- врода на Абакан?

 [А3]Сосвем не помню названия. Просто не успевал записывать.

 [А4]А этот перевал какое-нибудь имя имеет?