Турклуб МГТУ им. Н. Э. Баумана

 

ОТЧЕТ

группы велосипедистов турклуба МГТУ им. Н. Э. Баумана

о походе II категории сложности по маршруту:

 

Черкесск - Бавуко - Маруха - г. Ожум - Нижний Архыз - Зеленчукская - Кабу- Баши - Курджиново - Мостовской - Хамкетинская - Каменномостский - пещера Нежная - Туапсе - Лазаревское

Руководитель похода Исаков Леонид.

 

2000 г.

К отчетам по Западному Кавказу.

 

Краткая характеристика похода

Отчет составлен группой велосипедистов турклуба МГТУ им. Баумана о совершенном в апреле- мае 2000 г велосипедном походе II категории сложности по маршруту: Черкесск - Бавуко - Маруха - г. Ожум - Нижний Архыз - Зеленчукская - Кабу- Баши - Курджиново - Мостовской - Хамкетинская - Каменномостский - пещера Нежная - Туапсе - Лазаревское.

Протяженность маршрута

402 км

Протяженность дорог с покрытием

343 км

Протяженность дорог без покрытия, грунтовых дорог и троп

59 км

Суммарный набор высоты

5222 м

Продолжительность похода

9 дней

Руководитель похода

Исаков Л.В.

 

Состав группы

Участник

Фотография

Роль в группе

Г. р.

Место работы, учебы

Исаков
Леонид
Викторвич

Командир

1980

МГТУ им. Баумана
Студент

Фефелов
Александр
Викторович

Завхоз

1974

АО "Станкоагрегат"
Ведущий инженер

Давыдова
Ирина
Анатольевна

Механик

1976

17 Роддом
Медсестра

Полякова
Ольга
Евгеньевна

Фотограф

1982

МГТУ им. Баумана
Студент

Лосиков
Илья
Алексеевич

Хронометрист

1980

МГТУ им. Баумана
Студент

Дещеревский
Илья
Владимирович

Завснар

1971

"Прикладная Логистика"
Ведущий программист

  

Использовавшаяся техника

Наша группа передвигалась на следующих велосипедах:

Командир - Merida Dakar 680.
Механик - Releith
Завснар - Trek 680
Хронометрист - Merida Kalahari
Завхоз - Merida Dakar 690-SX
Фотограф - Merida Dakar 680

Велосипеды прошли маршрут практически без потерь. На всех велосипедах почти полностью стерлись (и были заменены) задние тормозные колодки, была выбита одна спица. Следует отметить, что за весь поход не было ни одного прокола!

 

Картографические материалы

В основном использовался атлас "Краснодарский Край - республика Адыгея" 1:200 000 (далее атлас). Так же использовалась карта "Карачаево-Черкесская республика" 1:200000

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

 

Поезд.

28.04.2000

ПТ

Сбор участников похода - школы велосипедного туризма при турклубе МГТУ им. Н.Э.Баумана - был назначен у Курского вокзала в 16:00. Как это водится у велотуристов, большинство опоздали, но ничего, все шло по плану - наш поезд №61 Москва-Нальчик отправляется в 16:56 - время в запасе есть.

Проводы

Провожать нас пришло много народу: родители, друзья, в том числе представитель конкурирующей группы (сманивавший наших участников в Крым пить портвейн) Андрей Зайцев и не поехавший с нами Олег Бреславский на GT и с понтами. В последний момент Ира через окно умудрилась развести его на солнцезащитные очки (которые, надо сказать, сильно ей пригодились впоследствии). Может быть из-за этого Олег долго преследовал отходящий поезд по перрону. Но, куда GT до поезда...

Вместе с нами в вагон, который шел до Черкесска, загрузилась группа водников в количестве 35 человек. У них были огромные рюкзаки, которыми они заполнили почти все третьи полки, так что у нас возникли опасения - хватит ли места для велосипедов. В итоге, свою территорию мы отбили - рюкзаки и велосипеды были благополучно распиханы по разным углам вагона и все довольные уселись на места.

Началось, как водится, со жратвы

Началась дорога. Началась, как водится, со жратвы. Поужинав до отвала, мы пошли знакомиться с водниками. Это оказалась водная школа СТП, набранная по объявлению. Они ехали сплавляться по реке Б.Зеленчук. Процесс сближения водников и "великов" набирал обороты и затянулся до утра. По очереди пели песни "с подогревом": Илюха с нашей стороны и Саша - "белая горячка" (командир водников) с другой. Иногда гитару брал Гриша - самый большой водник, а "горячка" подвывал ему на губной гармошке - получалось у них здорово!

29.04.2000

СБ

Встали довольно рано. Как оказалось, погранцов, которые приходили ночью, никто не помнит. Только некоторые припоминали, что те как увидели водницкие рюкзаки - эдакие подвесные потолки - так и не стали связываться. А нам - меньше проблем. Кстати, аналогично поступали и продавцы, бегающие по поезду. Одна бабулька спрашивает у другой на входе в наш вагон: "Ну, что, пассажиры есть?". "Нет, только туристы".

Проводница особо не надоедала, даже наоборот - сторонилась водников, сидела у себя в купе, а мы за нее закрывали туалеты на остановках. В общем, день шел как обычно в поезде. Правда, объедались мы сильно. Ольге все продукты покупали родители, и мы с ужасом обнаруживали все новую и новую еду в ее рюкзаке. А после Сашиной курицы всех просто обездвижило.

Пиво лилось рекой, благо на каждой станции можно было пополнять его запасы. Ольга - большая любительница мороженного - на одной из станций сбегала в ларек и осуществила наши невысказанные мечты в этот жаркий день.

По ходу перекинули общественное снаряжение и продукты, вышло где-то по 10 кг на человека (ну, мальчикам побольше, девочкам поменьше, разумеется). Леня не смог подобрать комбинацию на кодовом замке для сцепления велосипедов (чей это замок никто не помнит, да и хозяин, наверняка, давно забыл код). Поэтому он купил новый - с ключом. Но, дело было вечером, делать было нечего, и я, приложив небольшое усилие, сломил таки его сопротивление - что нам стоит дом построить. В итоге, у нас два замка, но использовать решили тот, что с ключом - он надежнее.

А поезд все вез и вез нас на юг, к теплу.

А поезд все вез и вез нас на юг, к теплу - в Москве обещали сильное похолодание. К теплу... Наивные.

К вечеру опять собрались в купе у водников - петь и пить. Как оказалось, у одного из водников - Димы - был день рождения, так что повод выпить нашелся. Но, самое интересное, Диме около полуночи нужно было выходить в Армавире. ...Так, кто из нас летит в Ленинград.

Ужин у нас так и не случился, ну и черт с ним - сколько можно жрать. Зато вечер прошел на Ура! Хотя Илья окончательно охрип , а у Саши пропало желание, мы продолжали петь без гитары. Особенно зажигала Ира...

Ближе к ночи стали расходиться по койкам, но особо стойкие просидели до 3-х часов - это была ночь тихой музыки.

Маршрут.

Первый день

30.04.2000

ВС

После Невинномысска наш вагон прицепили к электричке, шедшей через Черкесск. Проснувшись, мы попили чай, собрали рюкзаки и стали ждать прибытия поезда.

Вот мы и в Черкесске.

(7:30) И вот мы в Черкесске. На улице прохладно, но светит солнышко - у нас есть шанс на хорошую погоду. Народ довольно активно начал выгружаться из поезда. Мы вынесли вещи и стали собирать велосипеды, а водники пошли ловить машину - забрасываться до Архыза, и когда наши кони были готовы и рвались в бой, их уже и след простыл. Но мы все же успели обменяться телефонами - никуда они от нас не денутся.

(8:45) Итак, наши кони рвутся в бой, наездники готовы, осталось только отправить телеграмму о выходе на маршрут. Командир принял волевое решение и оставил часть группы мерзнуть на вокзале. Рейд на почту занял больше часа - телеграфистки не было на месте, пришлось ее ждать.

За это время мы (оставшиеся) осмотрели вокзальчик и привокзальную площадь - ничего интересного, все кафе закрыты по случаю раннего времени и воскресенья, поговорили с местным населением (с погодой нас не обрадовали, но мы не привередливые). Но вот, на горизонте появился командир со свитой - скорей в седло и греться.

(10:00) Дороги в городе очень плохие - разбитый асфальт, валяется много лежачих полицейских и куча светофоров - ехать не приятно. Среди обычных домов частного сектора нам встретились и огромные особняки новых черкесов - или бандитов, или власть держащих - другого здесь быть не может.

(10:35) [8,4] Сил у нас хватило лишь на то, чтобы выползти из города, и в ближайших кустах мы устроили наш первый завтрак, а не ели мы с прошлого обеда по понятным внимательному читателю причинам. За завтраком сфотографировали наши довольные сытые, бледные лица - что от них останется после похода? Особенно всех прикалывали мои очки на резинке, а-ля рейвер - их мы тоже зафиксировали (правда, до конца похода они так и не дожили и были погребены в огне на третий день).

(11:50) Сразу после Черкесска начинается подъем - первое испытание на нашем пути, которое далось не легко - погода разгулялась, было очень жарко, да и поели мы довольно плотно. Но наши усилия были вознаграждены - за перевалом начинался спуск в долину серпантином. Илюха ставил первые рекорды скорости этого похода - чуть-чуть не дотянул до 60 км/ч.

На первом перевале.

Дальше дорога шла по долине реки М.Зеленчук. Становилось все жарче, и первая колонка была встречена на Ура! Все с удовольствием умылись и наполнили фляги, но отключить воду так и не удалось - пришлось скорее делать педали, пока разгневанные местные жители не переломали нам спицы.

(13:00) [20,7] Дорога особо не напрягала, но погода начала портиться. Добрый (пока еще добрый) завхоз Саша регулярно подкармливает нас сухофруктами на привалах. В пос. М.Зеленчук наш фотограф Оля сделала первое фото для отчета.

На 34 километре от Черкесска, после д. Зеюка, по правую сторону от дороги мы заметили хорошие места для стоянок.

(14:00) [36,4] А небо все хмурилось, стал накрапывать дождик, спускавшийся с гор. На очередном привале мы огляделись и увидели огромную черную тучу, двигавшуюся в нашем направлении и громко ругавшуюся (я имею в виду гром, а вы что подумали). Решили переждать стихию на остановке. И правильно, вскоре хлынул дождь с градом, какого мы давно не видывали, и через несколько минут, мы уже стояли по подошву в воде - нашу остановку заливало. Когда дождь поутих мы, не долго думая, тронулись в путь.

Гостеприимные Черкесы.

(14:35) Надо сказать, что люди нам попадались очень приветливые. Проезжающие машины сигналили нам так часто, что мы не успевали опускать руку, приветствуя их. Однажды, когда очередная машина сигналила нам, Саша не справился с управлением на мокрой дороге и упал. И вот, на следующем привале к нам подъезжает эта машина, открываются двери (в салоне звучали национальные напевы) и нам на встречу вываливаются четверо черкесов, принося извинения за то, что из-за них упал Саша и предлагая выпить в знак дружбы. Командир сначала твердо стоял на своем, отказываясь, но под напором кавказского темперамента все же уступил и мы все прямо на остановке распили бутылку местной водки "Звезда Улугбека", ну и закусили привезенной ими же едой. Это было кстати, поскольку мы изрядно вымокли. Вместе сфотографировались и обменялись адресами (фотографию-то послали?). После себя жители гор оставили нам 100 рублей, бутылку водки и легенду...

(15:50) Ну, а мы тронулись в путь. Дорога медленно поднималась в гору, и мы немного утомились. Переехав трассу через пост ДПС, мы двинулись в направлении поселка Марух, поглядывая по сторонам в поисках ночлега.

Вечер у Марухи.

(18:30) Пока командир ездил на разведку, нас засекли местные жители и подробно расспросили кто мы и куда мы. На стоянку мы, на всякий случай, решили встать в кустах у реки Маруха в стороне от дороги. Но посидеть одним, у нас не вышло. Эти же местные жители нас вычислили и приехали в гости на Жигулях (никто из нас на мог понять как же они еще ездят), а затем... на КАМАЗе. Ну, разумеется, выпили за знакомство - без этого нельзя, поговорили о жизни. Местные жители оказались молодыми карачаями, хотя внешне им было далеко за 30. А жили они тем, что воровали и продавали лес с окрестных гор.

Наши девушки изъявили желание покататься на лошади, и, когда к нам подъехали местные пастухи, их желание было удовлетворено. Еще у пастухов были прекрасные собаки - кавказцы, один из которых, как мы потом узнали, чемпион Карачаево-Черкесии по собачьим боям.

Мы еще долго сидели за нашим столом-скатертью в свете фар стоящего рядом КАМАЗа и слушая доносящуюся из его недр музыку. Огонь в костре поддерживали, отрывая доски от бортов машины.

(Набор высоты 920 м, пробег 65,5 км)

Второй день

1.05.2000

ВС

Встали рано, впереди предстоял большой подъем. Не успели мы позавтракать, как к нам снова приехал вчерашний КАМАЗ. Кавказцы предлагали отметить с ними праздник, а потом закинуть нас на машине куда угодно, но мы были непокобелимы - тут дело принципа. Выбрались мы на дорогу; погода не шепчет - как говорит старик Гидромецентр: переменная облачность, возможен дождь.

(13:00) В поселке Маруха мы задержались. Хотели поставить печать на почте, но нарвались на пограничников - рядом пограничная зона. После связи с черкесским погранотрядом выяснилось, что мы в нее не заходим и нас пропустили, переписав паспортные данные. Кстати, при желании эту заставу можно легко обойти - и в Грузию.

Подъем от Марухи.

В конце поселка Маруха дорога раздваивается, надо ехать направо вверх. Сразу после поселка крутой подьем, приходится идти пешком, но где-то через 2 км дорога становится более пологой и можно спокойно ехать.

(15:00) [22,0] А кавказцы и не думали нас отпускать. По случаю праздника и в честь нашего присутствия (туристов здесь давно не видели - район считается опасным, хотя это не так) было решено зарезать козла на шашлык. Что бы не осложнять отношения с аборигенам, было решено было согласится и спускаться вниз к реке Маруха, где вечером и состоялся обещанный шашлык.

(Набор высоты: 340 м, пробег 22 км

Третий день

2.05.2000

ВТ

А ночью утопили КАМАЗ ...

Проснулись в тепле - печка была хорошо натоплена. Умылись у реки, поглазели на КАМАЗ: он стоял на середине брода (утопили, когда ездили в деревню за водкой), а вода перекатывалась через его кузов - любопытное зрелище.

(9:07) Перекусив бутерами - есть после очень жирного мяса особо не хотелось - мы собрали рюкзаки и двинулись в путь, предварительно (по сложившейся уже традиции) обменявшись адресами и попрощавшись.

(10:00) [0,6] Вылезли на нашу дорогу. Подъем довольно крутой и наши девушки порядком вымотались. По дороге встретилась пара ручейков - наполнили фляги, жарко.

Вид на долину Марухи

(12:30) Когда показалась (это нам только показалось) вершина горки, на которую мы лезли - решили перекусить под защитой деревьев - на верху ветродуй. С места стоянки открывается потрясающий вид на долину, из которой мы поднялись. Вдали виднелись какие-то большие сооружения; посовещавшись, мы решили, что это замок нового черкеса и стадион (позже выяснилось, что это объект ПВО).

Лезем дальше. Наполеоновские планы нашего командира не оправдываются - двигаемся очень медленно. Девушки идут пешком, а ребята, как правило, Саша и Илья, заезжают на их велосипедах или толкают сзади, проходя двойной путь.

На хребте Ожум

Забрались на хребет - кое где еще лежит снег, который Оля с радости начала кидать в нас; мы вяло отбрыкивались, сидя на бугорке. Было прохладно, от высоты слегка кружилась голова. Я пристроился к теплой Ириной спине и грел руки в карманах ее куртки, но не удержал равновесие и с криком "Держите меня трое" скатился с бугорка, чем вызвал бурный восторг этих троих.

Ехать тяжело. Девушкам приходится помогать.

Дорога - каменистый грунт - то взбиралась круто вверх, то спускалась вниз. Все сильно вымотались, кроме того Саша плохо перенес вчерашнее мясо и ничего не ел, а я ехал с дырявой рукой - тоже удовольствие не из приятных.

Местные жители сказали нам, что с хребта в хорошую погоду виден Эльбрус, и вот, на одном из привалов на самом верху мы стали его высматривать, сориентировали карту и, действительно, в одном из бугорков на горизонте признали гору Эльбрус.

Забрались на хребет - кое где еще лежит снег, который Оля с радости начала кидать в нас; мы вяло отбрыкивались, сидя на бугорке. Было прохладно, от высоты слегка кружилась голова. Я пристроился к теплой Ириной спине и грел руки в карманах ее куртки, но не удержал равновесие и с криком "Держите меня трое" скатился с бугорка, чем вызвал бурный восторг этих троих.

Дорога в горы.

Ладно, едем дальше. У завхоза настроение на нуле (я предупреждал) и, видимо, поэтому он убрал курагу на самое дно и кормил нас инжиром, а высота чувствовалась - когда встаешь с корточек в глазах слегка темнеет - хотелось чего-нибудь кисленького. Пришлось мне достать свою заначку. Курага пошла на Ура!

(17:00) А мы все едем, вернее тащимся. На одной из возвышенностей мы увидели нашу сегодняшнюю цель - Зеленчукскую обсерваторию - она была оч-чень далеко. До темноты можем и не успеть, а встать тут проблематично: воды нет, лишь грязный снег местами, да и дров растет мало - нужно спускаться пониже. Дальше - больше. Оборачиваемся как то, а сзади нас догоняет густой туман, поднимающийся снизу. Вскоре он нас накрыл: видимость снизилась до ~15 метров. Тогда у нас созрел план. Наш командир сегодня был в ударе и постоянно уезжал далеко вперед и дожидался нас. Видя такой избыток энергии, мы послали его вперед в обсерваторию за машиной, если таковая имеется, а сами поплелись дальше.

Между облаками. Вот и обсерватория. Солнце заходит.

Начинало темнеть. Дорога местами была завалена снегом, а местами обрушена и мы поняли, что надеяться нужно только на себя. Туман развеял холодный ветер, и от этого теплее не стало.

(20:00) Но вот, до обсерватории осталось обогнуть одну гору. За поворотом мы заметили Леню, который пешком шел к нам на встречу. За то время, пока он был на обсерватории, он успел договориться о ночлеге и машине снизу, но, так как были проблемы со связью, ее не успели вызвать.

(21:00) [28,8] Поселили нас в домике для персонала (8-и квартирный дом - жарг.) Специальной Астрофизической Обсерватории (САО) в 2х комнатной квартире со всеми удобствами, почти. На кухне была электрическая плита, а вода - только холодная, да и то тонкой струйкой. Мы поели и вымылись, но, не смотря на это, лица у всех были просто никакие. По словам Саши, за всю свою походную жизнь он никогда так не выматывался.

В одной из комнат стояло два обогревателя, на которых уже подпалили несколько носков и Иркины штаны. Остальная одежда благополучно сохла на веревке, которую на всякий случай захватил Илюха - вот и пригодилась. Спать легли пораньше в разные комнаты: мерзлячки в теплую (я бы сказал жаркую), а остальные в соседнюю (нормальную).

(Набор высоты 1600 м, пробег 28,8 км

Четвертый день

3.05.2000

СР

А на утро выпал снег...

(8:00) Будильник прозвенел в 7:30, командир сказал "а-а-а" - разрешил поспать еще полчаса и отключился. В 8:15 начали вылезать из спальников и занимать очередь: "принять ва-анну, выпить чашечку ко-офе" или что-то в этом духе. Доели вчерашнюю кашу. Даже Олю заставили поесть, хотя она и кричала, что вчера объелась пряниками и есть не хочет. Потом занялись велосипедами - после вчерашних спусков по булыжникам многие понаставили себе восьмерок, а Ира сломала одну спицу.

А наутро выпал снег

Починились, смазались, проверили тормоза - впереди большой спуск. На улицу выходили, как в сказку - все в снегу, белое, блестит. Посмотреть сам телескоп, мимо грандиозной конструкции, в которой он установлен, мы проезжали вчера, времени не было - мы отставали от графика. А ведь это самый большой в мире оптический телескоп (кстати, расположен он на высоте 2027м).

(11:00) Выбрались на дорогу - это прекрасный асфальт, но, увы, засыпанный слоем мокрого снега. Снегопад усиливался. Начали спуск - это было что-то потрясающее (в смысле всех буквально трясло от холодного ветра). На скорости снег стоял стеной, сквозь которую приходилось прорубаться. По словам Иры, ее никогда так сильно не били по лицу. Ноги у всех промокли, а пальцы в велосипедных перчатках просто не разгибались. Мы основательно задубели. Велосипеды были тоже не в лучшей форме: переключатель практически не работал (хотя надобности крутить педали не было), все узлы были залеплены снегом.

Суск в Нижний Архыз

Собравшись внизу у пос. Буково/Н.Архыз (поселок РАН при БТА - Большом телескопе азимутальном) мы поняли, что дальше ехать нельзя - нужно искать место, чтобы обсохнуть. Мы с Леней поехали на разведку. В поселке есть гостиница, но местные жители посоветовали обратиться в общежитие, где живет молодежь - там есть шанс. Пока я доводил до сведения остальных участников имеющийся расклад, Леня встретил человека, согласившегося приютить шестерых мокрых туристов - каково?

(12:00) [17,0] Итак, мы спасены. Нашего спасителя зовут Мурзин Валерий, а его сына - Дима (или Биба, как он просил себя называть). В их 3-х комнатной квартире мы и разместились, оставив велосипеды сцепленными в подъезде. Горячей воды не было, но был электронагреватель, и девушек отправили в ванную (Иру трясло не по-детски). Ну, а мы, тем временем, зажгли все конфорки газовой плиты, развесили мокрую одежду на все той же веревке и сообразили горячий чай. Завхоз умудрился здесь же затариться молоком, и мы заполнили им оба кана.

У радушных хозяев

Хозяева оказались радушными и общительными - мы были приятно поражены их гостеприимством. Валерий обещал посодействовать с машиной (мы отставали от графика и хотели прыгнуть вперед), а Биба проявлял технический интерес к Сашиной камере (за одно мы показали ему наши приключения).

Ребята сбегали в гараж и договорились с техническим директором САО о машине. Завтра нас закинут где-то до пос. Курджиново, а до вечера будем отдыхать.

(23:00) Вечером на ужин сварили макарон и приготовили "спагетти" с сыром "Альтерман", купленным Леней, в огромном количестве и, как ни странно, почти все съели. Самые стойкие остались смотреть футбол (в тот день по четырем программам одновременно шел либо футбол, либо хоккей), а остальные завалились спать на полу одной из комнат. 

Пятый день

4.05.2000

ЧТ

(6:00) Вставали рано. С трудом вылезли из спальников, с еще большим трудом доели рисовую кашу с тараканами и стали собираться. В 8:00 у нас была назначена встреча у гаража. В 8:30 мы туда подтянулись, но машины еще не было, и мы стали разбирать велосипеды и греться на солнышке. Погода была фантастическая - голубое небо, солнце, поют птицы, с деревьев сыплется снег, воздух бодрит.

В машине

(9:30) В багажную часть (со сложенным сиденьем) машины - УАЗик-"буханка" - легко влезли все велосипеды, а рюкзаки мы закинули в салон. Тронулись. Внизу, на въезде в поселок стоит шлагбаум - интересно, смогли бы мы его объехать. Дальше дорога шла по долине - вверх, вниз, кое где еще лежал свежий снег - все таки мы правильно сделали, что не поехали дальше - не хватило бы сил. Народ спал, лениво глазея по сторонам. Проехали большой радиотелескоп (РАТАН - не знаю как расшифровывается), который видели еще в третий день с горы и приняли за стадион, а рядом с ним еще один оптический телескоп. По дороге нам встретился пост ДПС, где нас тормознули, и водителю пришлось показывать письмо, написанное заранее начальником гаража, где было сказано, что он везет группу туристов с перечислением фамилий. Поехали дальше.

(13:00) Машина высадила нас перед другим постом ДПС за пос. Курджиново. Скостили мы где-то 100 км (обошлось нам это в 600 рублей). После осмотра велосипедов оказалось, что тормозные колодки у всех поистрепались. У Ольгиного велосипеда даже пришлось поменять, причем на рынке у "Зенита" ей подсунули не парные колодки, и Саша долго возился с ее велосипедом. Собрались, смазались, поехали.

(14:20) [21,0] Дорога хорошая, держим хороший темп, заодно ищем где перекусить - хочется чего-нибудь необычного. И вот, у пос. Псебай мы наткнулись у дороги на кафе "Сулико", где и остановились пообедать, как белые люди. Заказали Чанахи (в горшочке), салат, сок, а потом еще и отварной язык, короче объелись. Спиртного не брали - Леня объявил поход трезвым (с некоторых пор) и строго следил за этим.

(15:30) Командир рвался вперед, но мы медленно выползли из-за стола и еще медленней забрались на велосипеды, да и ехать стали медленнее - давал знать плотный обед. Из Ольги постоянно сыпались носовые платки и Илья замучался останавливаться, подбирая их. Дорога не напрягает. Вдруг, мы услышали перезвон - церковь что ли? - оказалось, это стадо коров паслось за деревьями, и каждая с колокольчиком. Потом по дороге стали попадаться бабульки торгующие грибами - вешенками. На наши косые взгляда командир сказал: "Нам некогда! Едем дальше". Ну, надо - значит надо. А хитрый завхоз остановился и купил мешок грибов.

Вьезд в Мостовской.

(17:00) [47,6] Приехав в пос. Мостовской стали искать почту. Народ пошел звонить и отправлять телеграммы. Леня в местном кинотеатре поставил печать в маршрутную книжку. После этого заехали на рынок и закупились продуктами - следующий магазин встретится не скоро, и поехали дальше.

(19:00) [58,2] Смеркалось, пора было вставать на ночлег. Отъехав от Мостовского, мы встали на берегу мутной реки Губс. На ужин нас ждали грибы с картошкой (и с мясом, но мы не привередливые). Ночь обещала быть холодной, и девушки с Сашей сцепили спальники вместе. Ох, и тяжелая у Саши работа - быть грелкой.  

Шестой день

5.05.2000

ПТ

За ночь палатки обледенели. Леня у меня на шапке обнаружил слой инея. В общем, было холодно. Когда разожгли костер - люди стали оттаивать и зачастили в кусты, туалетная бумага была в дефиците.

Рядом с Хамкетинской

(9:20) Выехали на дорогу. Асфальт плавно перетек в грунт. Перед ст. Хамкетинская нас ждал классный спуск - прокатились с ветерком. Напоследок. После Хамкетинской начинается дорога, по которой ездят только тракторы - грязи по уши. Она находится на границе Краснодарского края и Адыгеи, и, видимо, никто за ней не следит. Я пытался по ней проехать и чуть не утонул - подоспевшая Ира помогла мне вылезти на обочину. Дальше - больше. Проехав через мрачный лес по не менее грязной дороге (через лес проходило много дорог, и на резонный вопрос - по какой ехать? - командир ответил, что по любой - все они ведут в одно место, но не уточнил в какое) мы выехали в чисто поле. Обрадовались. На поле был мягкий липкий чернозем. Скорость упала почти до нуля, настроение тоже. Проходишь пять метров, потом две минуты выковыриваешь землю из тормозов и с колес, которые залипали намертво.

По грязной дороге

(14:10) [32.1] Пользуясь случаем, слепили из земли слоника на колесе - передали привет Олежке - участнику прошлогоднего похода по Кавказу. Двинулись дальше. У Саши кончилось терпение и он, закинув рюкзак за плечи, понес велосипед сам. Оказалось, до нормальной дороги еще метров 100. Выползли. Стали очищать колеса и тормоза: кто в луже, кто по сухому. Очистив велосипеды и перекусив бутерами с салом, двинулись.

(15:20) Спустились в ст. Новосвободная, где зашли в магазин: довольно большой выбор продуктов. Купили хит похода - икру заморскую - кабачковую, а так же мороженое и заплесневелых творожных сырков, которые тут же скормили местной собачке.

Поехали дальше. Асфальт хороший только в поселке, а дальше то он есть, то его нет, дорога, как обычно, вверх-вниз. Местами встречаются указатели на родники, Илюха подъехал к одному из них - вода хорошая. Перед ст. Абадзехская вновь появился асфальт - уже насовсем. А мы все едем. Остановились у поворота к дому отдыха "Лесная сказка" - залезли на железного льва с крыльями, стоящего на повороте, сфотографировались.

Кафе "Беловодье"

(18:00) Места становятся все населенней. Созрел план о том, чтобы не готовить ужин, а завалиться в кафе. А тут и оно появилось - кафе "Беловодье". Мы с радостью сворачиваем с дороги. Кафе построено в виде постоялого двора, есть родник, красиво оформленный, и пещера со скульптурой снежного человека в темноте. Внутри висят отпечатки его ног, найденные здесь неподалеку - интересное местечко. На ужин мы заказали Пуляри под белым соусом (куриный рулет с ветчиной, грецкими орехами и еще не помню с чем - очень вкусно), салатик и шашлык. Насытившись, тронулись дальше.

По ущелью Белой

(20:00) [71,4] После пос. Каменномостский дорога идет по ущелью вдоль реки Белая. Очень красиво. В скалы врезаны остатки какого-то завода - напоминает старый дворец. Вдруг, из леса, растущего вдоль дороги, нас окликнули. Это были двое велотуристов из Сочи. Встали мы рядом с ними возле притока Белой - реки Мишоко. С трудом развели костер (все дрова сырые, а сочинцы огня не разводили, у них газ), согрели чайку. Девушки отказались выходить к костру и потребовали чай в постель. Мы же немного посидели у костра и завалились на боковую.

(Набор высоты 478 м, пробег 71,4 км)

Седьмой день

6.05.2000

СБ

Встали рано, опять долго провозились у костра. Поели. У Ольги наконец прорезался аппетит и она первая съела всю кашу. Собрались. В очередной раз обменялись телефонами с местными. Сочинцы обещали устроить интересные экскурсии, вместе покататься.

Перед поворотом на Лаго-Наки

(10:00) Спустились к дороге (лес в котором мы ночевали рос на склоне) и двинулись в сторону ст. Даховская, а затем свернули вправо на гору по направлению к пос. Мезмай. Перед подъемом стоит знак - автобусам въезд запрещен, но по дороге нас обогнал не один автобус с детьми. Ольга после сытной кашки постоянно вырывалась вперед, но не смотря на это двигались медленно.

(15:00) [15,0] Не доезжая до поворота на Мезмай 2 км, мы обнаружили базу отдыха при пещере "Нежная". Там толпились туристы, приехавшие на автобусе, и был ларек. Мы решили перекусить и обсудить ситуацию. У персонала базы попросили чайник и попили горячего чаю с бутерами с салом. Было решено спуститься обратно в Каменномостский и оттуда на электричке в Туапсе, чтобы успеть на поезд. Но это завтра, а переночевать можно и здесь. Мы сняли 8-и местный домик с печкой и газовой плитой (250 рублей) - очень уютный и пошли на экскурсию в пещеру. Экскурсовод - девушка из Москвы - интересно рассказала об истории пещеры, ее микроклимате, показала всевозможные причудливые сталактиты и пр. Всем очень понравилось. Еще, для развлечения, туристов катали на дельтаплане по тросу, подвешенному над землей, но эта примитивная забава никого не вдохновила.

В пещере "Нежная"

Натопили печку, сели пить пиво с чипсами. После этого командир заснул мертвым сном на чердаке, а Оля начала буянить (и не только она) - насилу успокоили. Нагрели воды (ее набирали в роднике в 50м от дома), помыли головы. Девушки взялись писать стихи...

Печка топила исправно - было очень жарко, так что приходилось открывать дверь - проветривать. Поужинав макаронами с тушенкой, легли спать.

(Набор высоты 1044 м, пробег 30 км)

Восьмой день

7.05.2000

ВС

(7:30) Встали очень рано. Как нам сказали, из Каменномостского электричке ходит два раза в день: в 9 и в 17 - попытаемся успеть на 9. Быстро собравшись и перекусив, мы начали спуск. Было прохладно и все оделись потеплее. Тумана не было и теперь мы видели дорогу, по которой поднимались - она выглядела приятней, чем вчера. Скатились с ветерком. Я взялся снимать спуск на видеокамеру и залез на склон в одном из поворотов, а когда спускался, мои кроссовки приказали долго жить - подошва, которую я подклеивал вчера, окончательно отвалилась. Кое как докатившись вниз, я позаимствовал у Илюхи запасные кроссовки - гарные красные тапочки, в которых и продолжил путь.

(9:00) [37,0] Поезд со станции Хаджох в Каменномостском отходил в 9:11 и у нас еще было время пройтись по рынку. Купили сока и молока. Ольга зачем-то купила три пары матерчатых перчаток, которых ей так не хватало на спусках - это нервное. На станции встретили группу бипедов из Англии с инструкторами - нашли общих знакомых в Бауманском турклубе.

В электричке до Белореченска ехали 3 часа. Велосипеды, как в старые времена прицепили эспандерами. Задремали. Ходившие по вагонам милиционеры все таки нашли повод познакомиться - проверили паспорта.

(12:00) В Белореченске мы с ужасом обнаружили, что электричка до Туапсе будет лишь в 5 вечера - нужно было убить пять часов времени. Не долго думая, мы засели в ближайшем пивном баре. Еда там была практически никакая (пельмени с горошину и дохлая курица прошли незамеченными), зато Майкопское разливное пиво по 5р. за пол-литра оказалось на высоте. И каждый употребил не одну большую кружку этого напитка (Ольге после вчерашнего мы много не позволяли). Туалет возле вокзала пользовался большой популярностью.

Время потихоньку шло. Я с Ильей и Олей съездил на почту. Город оказался довольно большим, хотя с вокзала больше походил на деревню. Потом стали кататься вокруг вокзала. Местный мент пригрозил административным взысканием и попросил убраться с перрона. Что ж, с властями не спорят, будем кататься на привокзальной площади. Ольга зачастила в ларек с мороженым и мы не успевали считать сколько она съела. Остальные с опаской относились к мороженому, наслушавшись Сашиных историй о плачевной судьбе его друга совместившего пиво и молоко.

(17:00) Но вот и наша собака (электричка). В дорогу купили пирожков, которые дружно умяли (а потом освежали воздух в вагоне) и сока. Расселись по углам - клевать носом; здесь ехать еще 4 часа. Уже подъезжая к Туапсе мы с облегчением наблюдали тяжелые тучи, нависшие над горами. Хорошо, что мы не там. С погодой в этом походе откровенно не везло.

(21:00) В Туапсе возле вокзала мы обнаружили одноименную гостиницу, где заполнив кучу бумажек, поселились (27р. с человека и 5р. с велосипеда) в двух "нумерах".  

Девятый день

8.05.2000

ПН

(9:00) Утром перекинули вещи - часть из нас остается еще на 4 дня, и мы отдали все лишнее уезжающим. Заодно стрясли с них денег и пересчитали финансы: не густо, но на один раз погулять с размахом хватит. Хоть так - не часто на юге то бываем.

Погода в этот день не радовала

В гостинице решили не завтракать, а поесть в кафе по дороге в конечный пункт нашего маршрута - Лазаревское. Проезжая по городу, мы проскочили несколько столовых, о чем пожалели, выехав из города. Кафешек было мало, да и те закрыты - сегодня выходной. Что ж, едем дальше, питаясь конфетками, припасенной шоколадкой и сухофруктами.

(11:00) [20,7] Подходящее место нашлось в пос. Шепси. Справа от дороги в центре поселка стоит красивое 2х этажное здание с цокольным этажом - кафе "Red House". Внутри все цивильно, играет музыка. Заказали эскалоп (*ломти нежирной свинины, баранины или телятины из мякоти поясничной части или задней ноги: слюнки потекли?) с грибами, гарнир, салат и чай, чай, чай с лимоном - холодно ведь. Вина подходящего не обнаружили, а ведь мы уже на побережье.

Первая пальма

(11:30) Поблагодарив хозяев за восхитительную трапезу, мы поехали дальше. Дорога причудливо вьется, огибая горы. Местные называют эти петли "тещины языки". Попадаются довольно скоростные спуски - Илюха опять ставит рекорды, и затяжные подъемы. Грузовые машины шныряют взад и вперед - не укладывается в голове, как они разъезжаются на этих крутых узких поворотах. Рядом море - красота. Погода постепенно налаживается.

(13:00) [40,2] По пути замечаем первые пальмы в пос. Совет-Квадже. Ира с радости заскочила на одну из них и потребовала, чтобы ее сняли (в смысле сфотографировали). Вообще природа радует разнообразием: рядом растут елки и пальмы.

(15:00) [59,0] И вот мы в Лазаревском около вокзала. Командир объявляет поход завершенным. Теперь можно нарушать безобразие и делать что хочешь. Но нам не до этого, все взоры устремлены на баню - помыться бы. Но увы, понедельник - выходной день, Илья и Леня довольствовались душем - в Туапсе они им пренебрегли. Зато остающиеся: Ира, Саша и Я, заказали сауну на 22:00. (поезд на Москву уходит в 23:11)

Лазоревское

Пока ребята мылись, Саша с Ирой нашли подходящее жилье - домик в красивом саду с розами в двух шагах от моря. Пока мы отвозили туда вещи, ребята пошли на рынок покупать продукты в поезд, на вечер и вино домой. Потом к ним присоединились и мы. Леня никак не мог найти вино "Букет Кубани" фанагорийского завода о котором мечтал весь поход, но в конце концов подобрал что-то другое.

Мы решили устроить пышные проводы наших друзей. На ужин купили медовый торт и рулет, а так же вина. Отмечать отъезд пошли на пляж. Было сказано много красивых слов и выпито много прекрасного вина. Ира - мастер своего дела - развела Ольгу на одну из бутылок, купленных с собой, а Леню на шашлык. Только Илья не поддался на ее уговоры.

Закат

Время пролетело быстро. Красивый закат стал красивым завершением нашего похода. Тепло попрощавшись, мы пошли в баню, а Оля, Леня и Илья поехали на вокзал готовиться к погрузке - поезд стоит всего 3 минуты.

Перед сауной мы зашли на вокзал посмотреть расписание электричек до Сочи и еще раз попрощались. Уже в сауне, во время посадки, мы выпили за их отъезд, пожелав счастливого пути.

(Набор высоты 300 м, пробег 59 км)

 Всего за поход 402 км.

Конец

(c)Лосиков Илья, 2000 год

E-mail: murometz@aport.ru

К отчетам по Западному Кавказу.