Турклуб МГТУ им. Н. Э. Баумана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ

 

группы велосипедистов турклуба МГТУ им. Н. Э. Баумана

о походе II категории сложности по маршруту:

 

 

Краснодар – Абинск – Шапсугская – Эриванская – Новый – пер. Папайский – Пшада – Горячий ключ – Куринская – Октябрьский (Пшиш) – р. Гунайка – Кушинка – р. Пшеха – пер. Грачевский – Лазаревское – Сочи

 

 

 

 

 

 

Руководитель похода Дещеревский Илья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1999

Краткая характеристика похода

Отчет составлен группой велосипедистов турклуба МГТУ им. Баумана о совершенном в апреле- мае 1999 г велосипедном походе II категории сложности по маршруту Краснодар – Абинск – Шапсугская – Эриванская – Новый – пер. Папайский – Пшада – Горячий ключ – Куринская – Октябрьский (Пшиш) – р. Гунайка – Кушинка – р. Пшеха – пер. Грачевский – Лазаревское – Сочи

 

Протяженность маршрута

654 км

Протяженность дорог с покрытием

433 км

Протяженность дорог без покрытия, грунтовых дорог и троп

220 км

Количество перевалов

10

Продолжительность похода

14 дней

Руководитель похода

Дещеревский И.В.

состав группы

Участник

Место работы

Место жительства

Должность

Дещеревский Илья Владимирович

Программист; "Прикладная логистика"

Подмосковье,

г. Пущино

Командир

Фефелов Александр Викторович

Мастер; "Станкостроитель"

Подмосковье,

г. Раменское

Завхоз

Волков Александр Владимирович

Автомеханик;

Подмосковье,

г. Жуковский

Механик

Волкова Нина Петровна

Врач; гор. Больница №13

Подмосковье,

г. Жуковский

Медик

Зайцев Андрей Александрович

Студент; МГТУ им. Баумана

Подмосковье,

г. Троицк

Завснар, казначей

Рослик Алексей Эдуардович

 

Подмосковье,

г. Жуковский

Видеооператор

Исаков Леонид Викторович

Студент; МГТУ им. Баумана

Москва, Крылатское

Фотограф

Бреславский Олег Игоревич

Студент; МГТУ им. Баумана

Москва, Площадь Ильича

Хронометрист

 

использованная техника

Наша группа передвигалась на следующих велосипедах:

Командир гордо скрипел на ХВЗ на основе рамы "Спорт" с колесами от "Туриста" и горными передачами.

Механик был необычайно крут на Giant

Медик - Giant

Видеооператор - Gt

Хронометрист - Gt

Фотограф и завснар укрощали Merida Dakar 680

Завхоз ехал на Merida Kalahari

 

Сразу следует отметить, что для командирского ХВЗ этот поход оказался непосильным. На подъезде к Сочи из-за износа шестеренок постепенно отключились почти все передачи, начал трескаться задний обод. Остальные велосипеды прошли маршрут практически без потерь. На четырех велосипедах почти полностью стерлись (и были заменены) тормозные колодки, на Kalahari завхоза сорвалась резьба крепления кассеты задних шестеренок.

 

Картографические МАтериалы

В основном использовался атлас «Краснодарский Край – республика Адыгея» 1:200 000 (далее атлас). На некоторых участках (пер. Папайский, перевал Гунайка-Пшеха, долина Пшехи) использовали  ксерокопию карты 1:100 000. Ксерокопия использованных километровок прилагается.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

25 апреля 1999 (воскресенье)

4:50. Приехали в Краснодар. Выгрузились быстро; потерь при переезде нет. Пока собирались - нас оштрафовали местные милиционеры на 30 руб за переход путей в неположенном месте (в 50 метрах от "правильного" перехода). Пока мы собирались, непонятный гражданин долго рассказывал нам какой он талант и самородок, какие он талантливые пишет стихи и как он дружил с Высоцким. Повеселил он нас неплохо.

6:20. С почты в здании вокзала отправили телеграмму о начале маршрута и отправились в путь.

6:28. В парке около прудов в центре Краснодара завтракаем сухим пайком (благо, раннее утро, народа нет).

7:00. Выезжаем на маршрут. Дороги в Краснодаре хорошие, на переездах трамвайных путей лежат резиновые плиты. Дорога в сторону Абинска (ударение на втором слоге) - хорошее шоссе местами даже с раздельным движением по встречным направлениям. Ясно, но пока прохладно - около 18 градусов. Ветер несильный и попутный, но едется пока трудновато - сказывается ранний подъем.

7:13. Первый эксцесс - у Лени эспандер попал в спицы заднего колеса.

7:36. [12,8 км] Плановая остановка.

8:05. Олег зазевался перед светофором, слишком резко нажал на передний тормоз и умудрился перелететь через руль. Отделался парой царапин.

9:30. [43,1 км] На дороге появляется все больше машин. Хотя шоссе неплохое и при попутном ветре средняя скорость около 20 км/ч, но некоторое однообразие начинает надоедать.

9:45. На ХВЗ командира гавкнулись собачки. Чинились минут 15.

10:50. [62,3] Поселок Холмская. Закупаемся мороженным (жарковато после холодной Москвы) и хлебом на перекус.

12:45. [83,9] Наконец доехали до Абинска. Опять принимаем по мороженому, ставим штамп на почте, завхоз проверяет набор продуктов и в 13:07 мы сворачиваем с надоевшего шоссе в сторону гор.

14:10. [101,2] Поселок Шапсугская. Несмотря на выходной день, в поселке работает магазин. В продаже хлеб, масло, колбаса, мороженное, шоколад - а нам уже ничего не надо. Сразу после Шапсунской начинается ровная укатанная грунтовка, по которой очень хорошо едется.

14:35. [103,9] Перешли первый брод в паре километров от Шапсугской. Волковы и Рослик решили разуться, остальные переехали брод слегка забрызгав кроссовки.  А у механика - конфуз - он решил проехать брод босиком на триальных педалях. Чуть не упал.

14:46. Встаем на ночлег. Хорошее место для ночлега сразу же после 1-ого брода (чуть вперед и направо). Для ночевки есть все условия: вода, дрова, ровное место для палаток, кроме того место достаточно уединенно. Рядом течет р. Абин, в которой очень здорово искупаться после трудного дня.

 

Итого дня: прошли 104,62 км.

Дорога-отличная на всей проятяженности маршрута. Погода хорошая. Во всех населенных пунктах есть магазины. Катаклизмов, бурь и дождя не наблюдалось.

 

26 апреля 1999  (понедельник)

8:30. Выходим на маршрут.

Вплоть до Эриванской идет плотная укатанная грунтовка. В Эриванской проехались по кусочку асфальта, идущему оттуда напрямую в Абинск. После Эриванской чередой пошли броды. Броды неглубокие (20-30 сантиметров), в основном их можно проехать слегка забрызгав ноги. Вначале на бродах терялось много времени, пока половина группы разувалась, медленно переводила босиком велосипеды, снова обувалась. Потом разувающихся стало все меньше, а к середине дня уже все шли/ехали броды в обуви.

9:45 Дорога становится все более грязной. Местами лесовозами прокатаны очень глубокие колеи которые приходится обходить по лесу. Завхоз попытался проехать по одной такой колее – измазался в грязи почти что по пояс.

13:00. [15,4] Сразу после очередного брода встаем на обед. Рядом с нами живописный водопад – это впадает в Абин речка, текущая с г. Бойцехур. Уже прошли больше десяти бродов – хронометрист сбился со счету.

16:30. [25] Ошиблись в выборе дороги. После длинного участка дороги, идущего прямо по руслу речки (по которому можно ехать, правда, черпая ногами воду) наша дорога шла влево. Но по ней давно не ездили, и мы решили, что нам дальше по наезженой дороге. В результате по очень крутому подъему авангард взобрался почти что на хребет Абин, где дорога благополучно кончилась вырубкой леса. Пришлось возвращаться назад и ехать по немного заросшей старой дороге. В районе между вершинами 500 и 548 (см атлас стр.50) несколько лесовозных дорог уходит как вправо, так и влево от основной дороги. К сожалению, четких ориентиров нет, поэтому нам пришлось раньше вставать на ночлег и высылать разведку.

17:30. Встали на ночлег.

Встать на стоянку можно практически в любом месте, отойдя на 15-20 метров от дороги. Дров и прекрасной чистой воды – хоть завались.

 

Итоги дня: за день прошли 31,44 км. Дорога идет вдоль реки; пересекает около 20 бродов; некоторые участки дороги по 20-50 м идут прямо руслу реки.

Проблем при общении с местными лесорубами не было, но дорогу по их объяснениям понять довольно трудно, что сильно замедляет движение (на существенных развилках приходится каждый раз ходить на разведку).

Погода теплая, солнечная. Катаклизмов, бурь и дождя не наблюдалось.

27 апреля 1999  (вторник)

8:50. Выходим со стоянки.

9:00. По итогам вечерней разведки с утра сразу вышли на нужную дорогу.

9:30. [3.6] Перевал между реками Мигрена и Хабль. От перевальной шоколадки группа отказалась – завтрак еще булькает в желудках.

После перевала – страрая лесовозная дорога. Довольно крутой спуск, местами прокатаны глубокие колеи. Грязи не очень много.

10:00 Благополучно достигли реки. Опять пошли броды перемежающиеся с грязными участками.

12:15 После некольких задержек (у оператора грязь забилась под крылья, пришлось долго чиститься) добрались до пос. Новый. Сфотографировалсиь у таблички, закупились хлебом, поглазели на психиатрическую лечебницу. Из поселка в сторону Синегорска Холмского ведет хороший асфальт, а наш путь лежит опять в горы в сторону хребта Медвежий.

13:25. Обедаем. После поселка идет хорошая грунтовка, но по мере удаления от поселка она становится все хуже. Бродов почти нет – обозначенные в атласе мостики действительно существуют.

14:20.  Дошли до подъема на перевал Папайский. Вверх по речке идет наезженная лесовозная дорога. Судя по карте нам надо идти по ней и искать тропу вправо вверх.

15:20.  Добрались почти до горы Пересыпь. Тропу так и не нашли. Опросили водителей трех встретившихся лесовозов – ни один не знает, как дойти к реке Убинка. Зато все говорят, что через пер. Папайский в Пшаду идет наезженная дорога. Принимаю решение ехать в Пшаду.

16:40. Взяли перевал Папайский. Подьем очень крутой, только механик смог въехать от начала до конца. Завхоз на середине дороги не успел отстегнуть контактную педаль – упал и поцарапал коленку.  С перевала открывается вид на гору Папай и живописный вид вперед и назад.

16:55. Начинаем спуск с перевала. Дорога – укатанный грунт. Разгоняться опасно – на некоторых поворотах встречаются большие ухабы, больше похожие на трамплины, с которых при скорости больше 30 км/ч можно запросто кувыркнуться.

17:50. Встали на ночлег в четырех километрах за перевалом на слиянии трех речек рядом с остатками старых домов – т.н. Черный Аул (или Черный Хутор). Место опять обалденное – все три речки чистые, можно хорошо искупаться, с дровами опять проблем нет.

Итоги дня: проехали 32 км. При попытке найти тропу переехали 6-7 бродов, а на основной дороге – 1-2. Дорога немного лучще чем накануне.

Погода теплая, солнечная. Катаклизмов, бурь и дождя не наблюдалось.         

28 апреля 1999  (среда)

8:45. Выезжаем с ночевки.

Погода неважная – небо затянуто тучами, временами что-то начинает покапывать. Механик надел очки с желтыми линзами – пугает погоду.

9:30. Проехали мимо турбазы рядом с пос. Новосадовый. На турбазе можно остановиться, судя по словам местных жителей там есть банька, можно купить продукты.

Дорога – хорошо накатанная приятная грунтовка. Водитель встречного «Урала» говорит, что до Пшады 30 км.

9:50. Начались броды.

13:30. Встали на обед. Дорога въется в ущелье вдоль реки постоянно пересекает ее – посему через каждые 500-1000 метров брод. Дорога грунтовая, но в основном чистая и укатанная. Броды в основном проезжие с каменистым дном; глубина в основном 15-20 см, хотя изредка встречаются по колено и глубже. Места вокруг очень красивые; встречаются высокие отвесные стенки, водопады. Погода улучшается, начинает выглядывать солнце – молодец механик.

14:40. Долина сильно расширилась, дорога – “с улучшенным покрытием”, т.е. засыпана гравием и достаточно крупным булыжником – ехать сложно..

14:55. [25,5] Въехали в Пшаду.

15:30. Остановка на площади в Пшаде. Купили продукты, машинное масло, поставили на почте печать; заправились мороженым.

15:50. Перевал Пшадский. Дорога – прекрасный асфальт, машин не очень много (видать, не сезон). Как хорошо ехать на свежесмазанном велосипеде! Проверяем тормоза.

16:40. Проезжаем Архипо-осиповку. После перевала хороший и долгий спуск, на котором местами накатом можно разогнаться до 60 км/ч. Далее до Архипо-осиповки плавный приятный спуск.

17:45. [53,3 км] Перевал Бжидский. На перевале красивая скульптурная надпись “Курорт Геленджик”. Едим шоколадку за перевал и за 50 км.

18:30. В поселке Бжид свернули с  трассы и поехали по дороге к морю.

19:00. Встали на ночлег недалеко от санатория «Голубая бухта». Место средненькое, очень плохая вода. С дровами нормально – море выкидывает кучу древесины. В этом месте в море впадает небольшая речка, отгороженная от моря дамбой из гальки. К месту ночевки от санатория мы шли по этой дамбе, а механик попытался проехать по ней на велосипеде – и первый раз за поход упал нам на радость.

 

Итоги дня: проехали 62 км. До Пшады пересекели более 30 бродов. С утра чуть-чуть намокли под дождиком, потом было тепло и солнечно.  Катастрофы оставили на потом.

 

29 апреля 1999  (четверг)

8:40. С утра нас опять начал пугать дождик, поэтому собрались и выехали чуть раньше обычного.

9:20. Выехали на трассу «Джубга – Горячий Ключ». Погода мрачноватая – небо обложено тучами, но дождя пока нет.

9:30. После утреннего дождя шоссе мокрое, а погода сонная. В результате Леня упал, чуть не устроил завал. Хорошо что дорога на подъем, скорость небольшая – обошлось без травм.

10:00. Ремонт – обнаружили потертость покрышки у Андрея. Заменили покрышку на запасную.

11:10. [38,4] Перевал Хребтовый. Ежим сухофрукты, перевальную шоколадку. На перевале граница Туапсинского и Горячеключского районов, о чем говорят две красивые надписи.

С перевала обалденный крутой спуск около пяти километров. Дорога широкая – 1-2 полосы в каждом направлении, так что можно ехать быстро. Далее спуск выполаживается, а дорога сужается – по полосе на направление. Но ехать все равно приятно

12:40. На развилке на Фонагорийское Безымянное у завхоза вылетела спица. Чинились минут двадцать. Пока стояли – начался дождь.

13:40. Приехали на вокзал в Горячем Ключе. Дождь все шпарит, и ехать в сам Горячий ключ желания нет. На вокзале есть магазин где продают крупу, хлеб, макароны и прочее, но пришлось ждать двух часов – конца перерыва. На вокзале мы переждали дождь и поехали в сторону Фонагорийского. Пока ждали, Андрей и Алексей поменяли поврежденные покрышки.

18:30. Проехали развилку на Безымянное. Асфальт кончился; пошла “улучшенная грунтовая” – гравийно-грунтовая дорога. Ехать нормально, несмотря на недавно прошедший дождь.

19:40. За Фонагорийским пересекли брод через р. Псекупс и встали на ночлег среди садов на берегу р. Хатыпс. В поселке есть магазин, но когда мы проезжали мимо он уже был закрыт.

Итоги дня: проехали за день 78.52 км. Весь день было пасмурно, после обеда почти до вечера шел дождь. У механика неполадки с ногами – не может ходить, а может только ехать на велосипеде на пониженных передачах. Настроение мрачноватое.

 

 

30 апреля 1999  (пятница)

9:30. Выходим на маршрут. После вчерашнего и ночного дождя грязновато, но ехать можно.

11:00. Большой ремонт. После проезда очередной глубокой лужи у командира переключатель попал в спицы и выгнул ухо на 180 градусов. Благодаря опытности механика ухо удалось вернуть в нормальное положение. Ремонт занял около часа.

12:00. Попали в раскисшую грязь. Ехать и даже вести велосипеды нельзя – грязь все забивает. Прищлось возвращаться назад в Фонагорийское и ехать по асфальту.

14:30. Выехали на асфальт. Обедаем и смазываем цепи.

17:00. Покупаем продукты в Горячем ключе. От Фонагорийского до Горячего Ключа – хорошая асфальтовая дорога с небольшой интенсивностью движения.

17:30. Вышли на шоссе Горячий ключ – Хадыженск.  Дорога – хорошее шоссе с довольно крутыми подъемами и не менее крутыми спусками (хотя спуски явно короче подъемов). Местность явно идет на подъем.

19:20. Проехали поворот на Октябрьский, пересекли очередной холм, спустились к ручью и встали на ночевку. Место не очень удачное, так как вода в речке не очень чистая. Впрочем, ночевка не очень далеко от дороги и с дровами проблем нет.

 

Итоги дня: Общий километраж пройденнный за день: 52.81 км. Погода – с утра было пасмурно покапывал дождик, потом вроде распогодилось. Общие соображения – после некольких сильных дождей начало грунтовой дороги Фонагорийское – Куринская очень плохо проходимо, жаль мы это поздно поняли.

01 мая 1999 (суббота)

9:30. Выехали со стоянки.

10:30. Проезжаем Кутаис. В Кутаисе много магазинов, и хотя богатством выбора они не блещут – крупы, хлеб, сгущенку купить вполне можно.

11:10. После Кутаиса на некоторых участках шоссе ремонтируется, встречаются участки с просевшим и разрушенным асфальтом. У сожалению, на таком участке на спуске на повороте упал Алексей. К счастью, его вынесло на песок и траву, несильно поцарапался, немного поцарапал раму и рога не руле.

12:50. Хадыженск. Закупаем продукты для обеда.

13:30. После Хадыженска в сторону Куринской – длинный тягунок. Ближе к его середине в придорожном леске встали на обед. Место оказалось нехорошее – на стеклах прокололись сразу два участника.

16:30. За станцией Навагинская встали на ночевку. Место – просто обалденное: уютная полянка на берегу реки Пшиш, от дороги закрыта густыми кустами, в которых полно дров, легкий выход к реке. Вода в реке чистейшая; на перекатах здорово можно искупаться, ощушения – как в джакузи. Искупались все, а протом отпразновали 1 мая.

 

Итоги дня: за день проехали 63.19 км. День был на редкость удачный. Весь день мы двигались по асфальту. Дорога Горячий Ключ – Хадыженск изобилует крутыми поворотами и спусками, местами опасными. Погода была солнечной и теплой.

 

02 мая 1999 (воскресенье)

8:50. Покинули место ночлега.

После Навагинской дорога ремонтируется. На подъеме и спуске с перевала Шаумянский асфальта вообще нет – укатанный грунт/гравий.

10:15. Перевал Шаумянский. На перевале памятник – здесь шли тяжелые бои.

10:40. Проезжаем поселок, обозначенный на карте как Октябрьский – но местные жители называют его не иначе как Пшиш. Наверно, здесь шифруются от шпионов.

12:00.  Проезжаем развилку в 4-й Гунайке. Перед поселком по мостику через речку наша дорога идет влево.

После Гунайки несколько раз встречались развилки. Опять пришлось высылать разведку.

15:50.  Дорога стала очень крутой и малоезженой – начинается подъем на перевал. Пришлось снять рюкзаки; велосипеды ведем рядом.

17:00. Поняли, что ушли по сильно вправо. В район вершины 820 идет старая лесовозная дорога, по которой мы ошибочно пошли. При детальной разведке выяснилось,  что перевал недалеко – около километра – и даже чуть ниже, чем мы забрались. Спускаться вниз спускаться и идти по правильной дороге почему-то никто не захотел; пришлось идти через лес напрямик.

19:40. Встали на ночлег на большой вырубке рядом с избушкой. С вырубки при ясном небе открывается чудесный вид на Фишт-Оштенский горный узел. Видимо, там тоже шли бои – недалеко от стоянки нашли корпус немецкой мины (к счастью, без боезапаса).

 

Итоги дня: Общий километраж пройденнный за день: 46,46 км. День был не легким. Дорога после 4-й Гунайки – глинястая и разбитая старая лесовозная дорога. Перед началом подъема нам всем пришлось снять рюкзаки и нести их раздельно с велосипедами. Погода-жаркая.

 

03 мая 1999  (понедельник)

9:00. Покинули стоянку. Дорога – уже привычная лесовозная, понемногу улучшающаяся (едем к населенным пунктам). Пасмурно, временами с неба капает вода.

10:35. Поселок Кушинка. Магазина в поселке нет, есть только что-то типа коммерчкеской палатки, где есть масло, сгущенка, макароны. Хлеба не было – разгар праздников. Пока мы отоваривались – нас опять полил дождик.

11:35. После Кушинки едем вдоль узкоколейки. Местами идет дорога, местами – просто нахоженная утоптанная тропа. Много мостов, не очень основательных – доски, лежащие на шпалах. На съезде с одного моста (в поселке Режет) упал Леня – переднее колесо соскочило с проследней доски и покатилось под откос. Леня почти не пострадал.

В поселке Режет есть почта и магазин, но по случаю праздников они были закрыты.

12:15. Немного не доезжая поселка Нижние Тубы – плановая остановка. Пока отдыхали нас обогнал мотовоз с платформой, на которой везли водников.

13:30. В километре за поселком Тубы устраиваем обед. Внезапно кто-то закричал – «Глюки» – это выглянуло солнце. Солнце почти тут же скрылось – а на окрестные горы смотреть страшно – сполошные тучи.

14:00. Опять остановка – Леня проколол камеру и долго и со вкусом менял ее.

15:30. Поселок Отдаленный ( в народе – Шпалорез). В поселке депо, как раз когда мы приехали – по узкоколейке отправлялся миниатюрный поезд. Кроме того есть почта (увы, закрыта) и магазин (почему-то открытый) с очень небогатым ассортиментом продуктов.

От Шпалореза дорога идет вправо и вверх – в горы.

16:20. В пяти километраз за Шпалорезом (Отдаленным по карте) справа от дороги – большая поляна, в дальнем углу которой газоперекачивающий сарайчик. На поляне можно встать на ночлег (есть дрова и выход к воде), но мы решаем – слишком близко к деревне – и едем дальше.

17:40. Сойдя с дороги вправо и перейдя реку Тугупс, встаем на ночлег. Сразу отправляем разведчиков – по какой дороге ехать дальше непонятно.

 

Итоги дня: километраж за день 40,55 км. Погода в этот день была хмурой, все время капал дождь, но к вечеру погода улучшилась и мы по сухому устроились на ночлег. Дорога проезжая, но во время дождей по склонам бегут ручьи, затрудняя проезд. Вдоль узкоколейки дорога часто исчезает и приходится идти прямо по шпалам или рядом с рельсами. Можно воспользоваться услугами местной дрезины.

Главное!!! Дорога на перевал Грачевский – та что идет направо после 2-го моста..

 

04 мая 1999 (вторник)

8:45. Выехали со стоянки. Как выяснила разведка – ехать нам пока надо по основной дороге, так что вчерашний брод идем обратно. А водичка-то ледяная.

10:15. Выбрались на перевал между вершинами 1393 и 1470. Как выяснилось, нужную развилку мы пропустили. Еще раз: от Шпалореза надо ехать по основной дороге до второго моста. После него основная дорога идет влево и полого вверх, а дорога на перевал Грачевский – прямо-вправо и очень круто вверх. Но если легкий путь не для вас – идите по нашим следам! На «неправильном» перевале дорога раздваивается, стоит некое подобие избушки с печной трубой.

11:40. На дороге, огибающей с севера вершину 1393 – оползень. Перейти можно, но сложно, но только в сухую погоду и лучше со страховкой. Перебирались 50 минут.

12:45. Добрались до перевальчика с севера от 1393. Дорога, по которй мы так весело ехали, уходит на север и вниз – обратно в долину р Пшехашха, а нам надо на запад – в долину Псезуапсе. Правда, встреченные нами охотники сказали, что по речке вроде идет тропа, но спускаться туда очень не охота – спуск очень крутой, и в ближайшем полукилометре никакой тропы не наблюдается.

16:30. Перекус. Обманули охотники – никакой тропы вдоль ручья нет (до нас не было). Прем прямо по руслу ручья. Почти все время идем по воде. Рюкзаки давно уже несем отдельно от велосипедов, иногда приходится делать две ходки.

18:32. Наконец-то вышли на доргу, ведущую с перевала Грачевский, а рядом – газопровод (который, видимо, дорога и обслуживает). Встали на ночлег недалеко от первого брода (после спуска с перевала) на 52-м км. от моря (около памятника «Защитникам Кавказа от туристов судоверфи»).

 

Итоги дня: Общий километраж пройденнный за день: окло 24 км. Из-за дороги по речке точный учет невозможен. С утра было пасмурно и прохладно, но потом распогодилось.

 

05 мая 1999 (среда)

10:00. Выезжаем. Всю ночь и утро шел дождь, поэтому сборы затянулись. Правда, когда мы выехали, дождь почти утих, но дорога раскисла просто страшно. Одно хорошо – грязь не липкая, на колеса почти не налипает.

11:30. Дорога очень крутая – крутые спуски чередуются с крутыми подъемами. Хорошо, что грунт понемногу начинает высыхать – а то на крутых подъемах ноги скользят по глине.

12:10. Завхоз подтягивает разболтавшиеся конуса.

13:40. Обедаем сразу после поселка Широкое. Перед поселком в Псезуапсе впадает приличная речка. Дорога от притока поднимается вверх, и дальше идет по верхам.

16:40. Перед 30-м километром два мощных брода через реку Псезуапсе –до впадения р. Ходжико и после. Второй брод можно пройти только с шестом в руках – очень сильное течение может сбить с ног. Глубокие броды можно обойти – если вдоль газопровода перейти неглубокую р. Ходжико, а потом пройти вперед по левому берегу Псезуапсе – наверх идет приличная тропа, выводящая на старую грунтовку, невидимую с правого берега.

18:00. Доехали до поселка Марьино. Магазин в Марьино имеет спецефическую особенность: он всегда закрыт, но надо спросить любого жителя деревни где живет продавец и он откроет тебе магазин почти в любое время суток. Продукты есть почти все, какие нужны туристам. Хлеб только по записи.

От 30-го километра до Марьино – каменистая грунтовка, идушая вдоль реки. На этом участке два широких брода через Псезуапсе. Глубина – где-то около колен. При очень большом желании их можно даже проехать.

После Марьино начинается асфальт.

19:00. Отъехав пару километров от поселка встали на ночлег недалеко от подвесного пешеходного моста.

 

Итоги дня: Общий километраж пройденнный за день: 32,43 км. Дорога требует предварительной проверки тормозов и колодок. Частые осыпи и глина существенно усложняют движение. Много бродов.

Погода – ранним утром проливной дождь, потом – ясно, жарко.

 

06 мая 1999 (четверг)

10:00. Долго смазывали велосипеды, меняли тормозные колодки – поэтому выехали поздно.

10:40. ХВЗ командира начинает разваливаться – пришлось подтягивать передний переключатель.

12:00. Приехали в Лазаревское. По большой просьбе группы устраиваем банно-прачечный день. Помылись в сауне (баня в полукилометре от вокзала; баня стоит 15 руб за два часа, сауна обошлась в 130 руб на семерых за два часа). Пообедали в кафе около моста через реку Псезуапсе. Пока мылись – к бане подъехал представитель базы отдыха «Чайка». После недолгих торгов решили встать на ночлег на этой базе за 30 с человека за ночь. На базе – белье, готовить можно на электроплите. Цивилизация, блин.

16:30. Закупившись на рынке съестным, приехали нв базу на ночлег.

 

Итоги дня: за день проехали 14,57 км. Целый день ехали по асфальту. С утра шел небольшой дождь, затем было просто пасмурно.

 

07 мая 1999 (пятница)

9:40. Покинули гостеприимный санаторий. Асфальт… Пасмурно.

10:30. Пошел дождь.

13:07. Дождь закончился – ярко светит солнце. Закупаемся в Вардане продуктами на обед.

13:30. Все уже высохли. Встали на обед перед спуском в Лоо.

16:50. Встаем на ночлег. Место – так себе: последняя речка перед Дагосысом (около 4 км), вверх по речке мимо недосторенного многоэтажного санатория идет грунтовка между дачами. Метрах в 100-150 от щоссе от грунтовки вправо отходит тропка, идущая вдоль ручья по заброшенной дороге в небольшом ущелье. На этой дороге и встали, уйдя от грунтовки метров двести. Вода из ручья – более-менее чистая. Дрова есть, местный народ туда не заходит.

Пока дежурные готовили ужин, желающие прокатились на экскурсию в Дагомыс. Ничего там хорошего нет.

 

Итоги дня: За день проехали 52 км. Сегодня погода сыграла дурную шутку с нами: утром был холод, до обеда нас поливал проливной дождь, а затем продувал ветер. Все-таки по асфальту ехать хорошо.

 

08 мая 1999 (суббота)

8:50. Покинули место ночлега

10:30. Приехали в Сочи. Перед Сочами спуск с Мамайского перевала – почти три километра 12% спуска – здорово!

Вещи сдали в камеру хранения на вокзале, и отправились гулять по городу.

17:42. На удивление быстро – за 10 минут – погрузились в поезд и отправились домой, в холодную Москву.

 

Итого: по маршруир проехали: 21,45 км. Погуляли по Сочам. Весь день солнце пекло как в печке. В Сочи есть магазин “X-treme” в котором можно приобрести запчасти для байков.

 

 

 

 

 

 

С вопросами по поводу маршрута обращайтесь по электронному адресу ilias_div@mail.ru