ОТЧЕТ

 

о велопоходе III к.с.

группы велотуристов Бауманского РТК

 

 

 

 

Район:                         Памир

Время проведения: Сроки: 1-13 ноября 1991 г.

Маршрут:                    Фергана ¾ Вуадиль ¾ Хайдаркен ¾ Сох ¾ Баткен ¾ Исфана ¾ Пролетарск ¾ Ура-Тюбе ¾ Шахристан ¾ Пенджикент ¾ Самарканд

 

                 

 


Состав группы:

Воробьев Петр (студент МГТУ) - командир

Канюка Сергей (студент МГТУ) - завхоз

Сахаров Александр (студент МГТУ) - механик

Хомколов Сергей (студент МГТУ) - фотограф, хронометрист

Дещеревский Илья (студент МГТУ)

 

Хронометраж велся по местному времени. Сдвиг с московским + 3часа.

Километраж дан по спидометру.

 

 

 

           

31 октября ( четверг ).

 

В 9.00  встретились  на  Павелецком вокзале. В 9.20 отошла электричка до  Домодедова.   В  аэропорт  добрались  нормально (правда, было холодновато).   Прошли регистрацию.  Взлетели в 12.30 (должны были 12.05),  лететь 3ч 40мин.   В  самолете  не кормят, дают чай и минералку.

Приземлились в 19.30.  Было уже темно, и с воздуха открывался совершенно сказочный вид Ферганы (россыпь  битого  стекла). Быстро    собрали велосипеды и поехали искать гостиницу.

Объехали порядка 8-и гостиниц - дудки!  Только в 22.30 в  поселке Каргелен  под Ферганой нашли гостиницу без вывески напротив гостиницы "Дугоба": 3-х этажное здание, вероятно, бывшее общежитие,  но лучше всего спросить местных жителей.  Дали по 5 руб.  с носа и поселились.  Готовим еду на газовой плите.

От аэровокзала   до  гостиницы  со всеми поисками и объездами около 16 км : хороший асфальт, но иногда встречаются ямы и открытые люки ).

 

Погода:

Москва - снег, лед, -2 градуса;

Фергана - +13 градусов.

 

 

1 ноября ( пятница ).

 

Встали в 6.13 - это что-то.  От  постели  отрываемся  как лайнер от взлетной полосы: медленно, но верно.

В 8.40 выезжаем из гостиницы.

Фергана довольно  зеленый  город.   Движение относительно спокойное. Погода  стоит хорошая, солнце. Были на базаре – это наш первый восточный базар.  Купили арбуз ( 5 кг. за 5 руб.) - сразу съели; прикупили отличный изюм. Заехали на почту.

Начинавшийся от Ферганы пологий подъем не прекращается до самых предгорий.  Горы появились из дымки как миражи. Выглядит замечательно.

13.15 - Обедали в чайхане в Вуадиле ( справа  от  дороги, 21 км от Ферганы).

15.20 - Вышли из Ферганской долины,  вкатились в  ущелье. Прошли развилку дорог на Шахимардан и Хайдаркен, за ней заправились бензином у ЗИЛа.  Дорога асфальтовая,  но не очень  качественная (встречается  волнистость типа "стиральная доска").

В ущелье видны снежные вершины Туркестанского хребта. Через 1- 2 км   от развилки находится родник Азим-Булак,  выполненный в виде дракона,  из пасти которого течет  необыкновенно  вкусная вода.

16.13 - Прошли кишлак,  растянутый практически на 6 км.

17.30 (45 км от Ферганы) - Начали искать стоянку. Повернув с основной дороги направо, въехали на ферму, где были встречены ордой пацанов - чувствуешь себя,  как в зоопарке.  К вечеру сильно похолодало.  Проехав около 2-х км по проселку, встали в поле под  навесом (здесь нам посоветовали и разрешили остановиться местные жители).  На стоянке есть артезианская скважина, так что проблем с водой нет. Еду готовим на примусах. А на ферме нам бесплатно налили около 7 литров молока.

 

Проехали 45 км.

Погода: солнце, жарко (25 градусов).

 

 

2 ноября ( суббота ).

 

6.20 - Встали, очень холодно (5-8 градусов). Вокруг прекрасный пейзаж - восход в горах.

8.50 - Позавтракали, снимаемся. Теплеет очень быстро, как только всходит солнце. Идет подъем на перевал,  едем полуголые - загораем (Петруха говорит: "Балдеж!"). Дорога - разбитый асфальт. На перекусе допиваем молоко, взятое вчера на ферме.

11.28 -  Перевал Метингбель -2250 м (от выезда на дорогу - 20 км).  На дороге стоит знак 12%, но нам везет - ветер в спину; передача 24/28. На перевале перекусили, сфотографировались и вниз.  Спуск бесподобный - 7 км со средней скоростью 60 км/ч (до высоты 1900 м).

12.30 въехали в Хайдаркен.  Заехали на почту, пообедали в ошхане и попили чай в чайхане около базара (работают с  13  до 14.30), но  сам  базар  был пуст - на нем только набрали воды. Страшная жара - наверное, будем обгорать.

14.30 - продолжаем спуск к п. Сох. Дорога красивая, на ней можно хорошо  покататься.  Но покрытие местами сильно разбито, из-за чего у Сергея ослабло крепление  багажника  -  поставили деревянную распорку. У  Ильи  порвался тросик заднего тормоза - пришлось заменить.

Хотели остановиться на ночлег около п. Сох (21 км от  Хайдаркена; длина поселка 2 км),  но не получилось (следует учитывать, что  восточные народы практически не пьют, но молодежь по праздникам и выходным дням может напиваться очень сильно).

И в поисках ночевки мы взяли довольно крутой безымянный перевал  высотой 1450 м., асфальт (передача 24/32), 3 км от Соха. С него открывается прекрасный вид на долину в  лучах  заходящего  солнца...

Спускаемся со скоростью порядка 60 км/ч еще 5 км по хорошему асфальту, а в конце спуска начинается грейдер (ремонт дороги).

Заночевали перед въездом в поселок, слева от дороги в живописном саду, усыпанном желтыми листьями. Чуть выше протекает большой арык,  из которого можно брать воду (с дороги арык не видно).  Вечером готовили еду на примусах, а утром на костре.

 

     Проехали 60 км.

     Погода солнечная, днем жара до 30 градусов.

 

3 ноября ( воскресенье ).

 

6.15 - Подъем, готовим завтрак. Небо потихоньку затягивается, но  дождя пока нет,  хотя завхоз обещает снег.  Сад  уже пустой, но  насобирали плодов "джигды" - вкусные и очень вяжущие.

8.37 - Выезд.  Погода улучшилась и осенний сад, освещенный утренним солнцем, стал просто сказочным.

Выезжаем на грейдер,  который через 4 км переходит в старый, местами битый асфальт.

9.55 - Ремонт: у Саши на подъеме цепь попала в спицы – у 2 спиц срезало головки.  Время ремонта - 10 мин.

11.44 -  Подъезжаем к Баткену,  дорога - хороший асфальт, скорость порядка 40 км/ч (от п.Сох - 40 км).

13.10 - Встали за Баткеном на перекус,  так как пообедать в чайхане не удалось.

За Баткеном начинается плавный подъем. Дорога практически пустынна, но асфальт разбит.  Зато вокруг фантастический  пейзаж: красные,  черные и желтые горы  -  выходы  различных  пород. Понемногу  дорога  переходит  в спуск.  Слева раскинулось озеро, обросшее высоким тростником.

К вечеру  поднялся сильный ветер и небо затянуло облаками, поэтому решили переночевать под крышей, но ужин приготовили на костре на  берегу реки,  а затем обратились к сторожу чайханы, чтобы у него переночевать (чайхана почти на въезде в  п. Чорку, 30 км от Баткена).  Он пригласил нас к своему достархану и напоил чаем, поговорили и он объяснил нам, что если в горах дует ветер, то дождя не будет ( так оно и случилось ). Остановиться на ночевку можно и на самом берегу реки, причем место довольно красивое: горная  река с нависающей скалой на левом берегу,  а на правом - чайхана и сад с оригинальными арыками.

 

Проехали за день 62 км.

Погода нежаркая с переменной облачностью; к вечеру  сильный ветер.

 

 

4 ноября ( понедельник ).

 

5.45 - Подъем.  Готовим завтрак на примусах,  а Илья  тем временем меняет камеру.

7.30 - Завтрак.  Погода неважная: низкая облачность, изо рта идет  пар.  Поблагодарили хозяина,  подарив ему пачку индийского чая (хотя он долго отказывался), и сфотографировались вместе с ним.

Проезжаем Чорку: узкие улочки, высокие глиняные дувалы, стены глинобитных домов, выходящие на улицу, без окон - настоящий средневековый аул (причем очень длинный - 10 км).

11.10 - Перекус. Дорога - старый асфальт, местами разбитый, постепенно  переходящий в грейдер. Местность голая и безводная. Идет постоянный подъем, светит яркое солнце и дует ветер (к счастью, в спину).

14.55 -  Примерно  в  40  км  от Чорку дорога переходит в длинный и пологий спуск, на котором вроде можно расслабиться.

Внимание! В конце спуск становится весьма крутым, а дорога - то грейдер,  то грунт, то разбитый асфальт. В который раз регулируем тормоза на велосипеде Ильи.

Пейзаж...

Стоянка на берегу реки,  в зарослях облепихи, можно найти дрова, так что ужин и завтрак готовим на костре.

 

Прошли за день 74 км.

Погода: с утра пасмурно, днем облачно, к вечеру ясно; все время дует ветер.

 

 

5 ноября ( вторник ).

 

5.45 - Подъем.

8.30 - Сборы закончены, выезжаем.

После небольшого спуска дорога начинает  лезть  на  скалы около речки. И  хотя  мы  вообще-то  едем вниз,  впечатления не очень. Покрытие - плохой асфальт,  местами переходящий в грейдер и песок.

Ура !!! На пятый день похода, в недрах своего необъятного рюкзака Саша нашел велоперчатки,  о потере которых скорбел  он сам и   вся группа.

Илье в  очередной  раз чинили задний тормоз - заменили тормозные колодки.

12.05 -  У Саши слетела цепь и выбила 1 спицу (время ремонта - 5 мин.). Правда, пока он чинился, кто-то углядел снизу в каньоне дерево желаний - что же, сходили размялись.

Погода хорошая.  Дорога - асфальт,  местами битый. Вокруг красивая панорама  со снежными вершинами Туркестанского хребта на юге.

Наконец, через  33  км  после  ночевки  начинается мощный спуск, который  через 5 км приводит нас в Исфану  (144  км  от Баткена). Там мы пообедали и продолжили спуск.

В 13 км от Исфаны завхоз узрел слева внизу на другом  берегу речки чудесную лужайку под высокими деревьями. Чтобы туда попасть, нам пришлось проехать немного вперед и свернуть влево вниз по грунтовой дороге, а затем неширокий брод... Мы преодолевали его по-разному: кое-кто - пешком, а некоторые - в седле (но все ругая завхоза).

Ужин и завтрак варили на костре,  вода - из реки. Если не считать небольшого купания,  то место просто отличное, тем более что после него до самого  Пролетарска  найти  место  очень трудно.

 

Проехали по маршруту 56 км.

Погода - солнце; тепло - 20-25 градусов.

 

 

6 ноября ( среда ).

 

5.45 -  Сегодня  (как  и всегда)  первым вылез из палатки Петр; и нетрудно догадаться, кто начал возиться с завтраком.

8.30 - Позавтракали,  собрались и пошли купаться в холодную речку (брод нужно преодолевать и обратно).   Но  хорошая погода и  крутой выезд на дорогу быстро нас разогрели.

В 20 км от Исфаны преодолели перевал Кургонча -  1200  м.

Асфальт там неплохой,  однако со стороны Исфаны в 500 м от перевала дорога  на  повороте  засыпана толстым слоем песка (там отворот на какой-то завод)  - при спуске надо быть осторожным.

С перевала крутой недлинный спуск,  который затем выполаживается; до Пролетарска (50 км от Исфаны)  доехали быстро и с хорошей скоростью по хорошей автодороге с хорошим движением.

12.00 - В Пролетарске конечно же заехали на базар:  сменяли на сахар дыню (и мы, и продавец остались довольны), купили арбуз,  хурму,  лепешки,  узбекский редис и др. Из Пролетарска направляемся в п. Шахристан; на выезде стоит табличка, информирующая о  том  открыт или нет перевал Шахристан - у нас он был открыт.  Немного отъехав, устроили перекус: дыня, которая тает во рту,  свежие лепешки - просто изумительно.

От Пролетарска дорога постоянно идет на подъем, хотя и не очень крутой, асфальт хороший, но много грузовых машин, сверху палит солнце и кругом полупустынный,  безводный пейзаж.  Ехать довольно тяжело и не очень весело.

17.45 - В 38 км от Пролетарска и в 25 км от  Ура-Тюбе  мы остановились на ночевку: слева от дороги отличное место, настоящий оазис в "пустыне" (стоит дом, рядом небольшой сад и артезианский источник, образующий маленькое озерко). Палатку мы поставили прямо под деревьями,  а ужин и завтрак  готовили  на примусах. Фотографы  отводили душу,  снимая натюрморт из даров Средней Азии,  купленных на базаре.  Затем, когда солнце почти село, устроили  "баню":  нагрели воды и вымыли головы,  стуча зубами от холода (на большее не хватило ни желания, ни нагретой воды).

 

     Прошлепали 72 км.

     Погода - солнце, тепло- благодать...

     Интересное наблюдение - примерно на уровне ночевки находилась верхняя граница пылевого слоя долины.  Под ней  очертания далеких предметов дробились и терялись в мутной дымке,  а над ней четко синели горы на светло-голубом небе. Красота...

 

 

7 ноября ( четверг ).

 

5.50 - Подъем.  Завтрак.  Был красивый восход и погода  с утра тоже отличная.

9.00 - Выехали и тут же у Петра порвался тросик переднего тормоза (видно, не дают покоя лавры Ильи).

В Ура-Тюбе (63 км от Пролетарска)  отмечают праздник,  мы здесь перекусили   и  поехали в п.  Шахристан (нужно было еще зайти на праздничный базар,  но мы его пропустили).  Здесь на дороге стоит еще одна табличка, информирующая о том открыт или нет перевал Шахристан.  По дороге к п. Шахристан нужно  преодолеть небольшой  перевальчик,  после которого продолжается глобальный подъем.  На 231/1731 км по километровым  столбам  есть хорошее место для стоянки (деревья,  вода).

13.30 - В п. Шахристан (24 км от Ура-Тюбе)  есть базар, но он не работал и нам удалось только купить дынь (здесь они самые дешевые - 3-4 руб./дыня), одну мы съели здесь же в чайхане. Далее   дорога постепенно втягивается в сужающееся ущелье, рядом в красивом каньоне течет река. Дорога - старый асфальт и постоянно идет подъем.  На ночлег встали в 16 км от п. Шахристан: слева от дороги распадок, течет ручей, в 100 м. от дороги небольшое озерцо (с дороги его не видно), вокруг на склонах растут кустарники и много можжевельника.  С трудом насобирали веток  и кизяка для костра; пришлось кочегарить один примус.

От этого места до начала серпантина 16 км; место хорошее, но рекомендуем  подъехать как можно ближе к началу серпантина, чтобы подниматься на перевал с самого утра.

 

За день глобального подъема проехали 67 км.

Погода - праздничная, тепло, переменная облачность.

 

 

8 ноября ( пятница ).

 

5.45 - Подъем. Пока не появилось солнце было очень холодно, перед  самым  восходом  солнца даже был заморозок (вода в ручье и озерке замерзла).  Мы немного поудивлялись, но вспомнили о высоте - около 2000 м - и успокоились.

8.50 тронулись в путь. Через 12 км справа встретили домики, а слева рядом течет река - неплохое место для стоянки.

11.15 - Еще через 4.5 км стоит чайхана,  начинается  серпантин - последнее место для ночлега перед перевалом,  так как на протяжении всего подъема и спуска (около 42 км,  5 часов) остановиться негде.

Подъем на перевал (14.5 км, 3 часа) :

            - погода солнечная, температура немного выше 0 градусов;

            - подъем проходит,  в основном,  по южным склонам, так что даже в зоне снегов довольно тепло;

            - дорога асфальтовая,  но очень разбитая и довольно узкая, а последние 2 витка серпантина покрыты снегом и льдом;

            - движение не  очень интенсивное (хотя нужно учесть,  что пока еще 8 ноября - официальный праздник), преобладают грузовые машины;

Мы двигались одной группой с двумя привалами, так как нет ничего хуже, чем ждать и догонять, особенно в горах; это позволило экономно расходовать силы. В результате все взяли перевал в седле.

В 14.35 мы забрались на  Перевал Шахристан - 3378 м.!

Перевал представляет собой выемку в хребте: небольшая неогороженная площадка с крутыми обрывами.

Внимание !

На перевале часто бывают туманы и снегопады,  когда видимость резко ограничена и надо быть очень осторожным.

Вид, открывающийся  вперед  и  назад  на глубокие ущелья, заснеженные вершины, возносящиеся выше 4000 метров над уровнем моря, восхищает и завораживает.

На перевале постоянно дует сильный ветер,  так что  пришлось одеться потеплее и побыстрее катиться вниз.

Спуск с перевала (28.5 км, 2 часа) :

            - дорога на спуске не покрыта ни снегом, ни льдом (спускаемся по южной стороне хребта),  но асфальт на многих поворотах сильно разбитый и "волнистый";

            - много закрытых  поворотов,   на  крутых  поворотах часто встречается галька  и песок; с левой стороны поднимается осыпной склон со скальными выходами, а с правой - крутые обрывы до нескольких сотен метров (ограждение отсутствует, так что требуется особая внимательность и осторожность);

Спуск проходили самостоятельно:  каждый в меру своих сил и возможностей,  на безопасной дистанции - периодически  останавливаясь, чтобы собраться всем вместе. Замыкающим ехал механик с аптечкой.

К вечеру количество машин уменьшилось (хотя много грузовых машин  преодолевали  перевал  даже  ночью),  но на спуске (большая скорость и закрытые повороты)  они стали более опасны.

Через 25.5 км после перевала дорога спускается к реке Хишикот, здесь справа от дороги находится  благоустроенный  родник; далее дорога идет рядом или над рекой, так что можно найти место для стоянки.

16.15 - Остановились на ночевку в 28 км от перевала и 2.5 км от родника - в чайхане.  Палатку поставили под навесом чайханы, со стороны,  обращенной к реке, растянув ее на камнях на бетонном полу.  Воду брали из речки, а еду готовили на костре, правда, дрова насобирали с трудом.

 

Итоги дня:

                        - взяли перевал Шахристан;

            - к черту укатали завхоза;

            - проехали 59 км.

Погода - хорошая; пока поднимались - светило солнце. Правда, когда долезли до перевала, невесть откуда взялся туман, но мы его обогнали на спуске.

 

 

9 ноября (суббота ).

 

6.25 - Встали немного позже, так как отсыпались после перевала. Выяснили, что у нас в гостях побывали мыши, ночью гремели посудой и съели 1/3 скатерти. 

Спуск до поселка Хушикат и до моста через реку Зеравшан продолжается 4.6 км.  Погода  отличная и вокруг очень красиво.  Через 1 -2 км после моста развилка на Самарканд и Душанбе с большим щитом-указателем. Далее дорога идет вниз по Зеравшану,  перебираясь с одного берега на другой по подвесным мостам. Дорога асфальтовая, но сильно разбитая и   узкая.  Это совсем не длинный пологий спуск,  как мы ожидали, а  постоянное "вверх - вниз" почти до самого  Пенджикента. Зачастую  дорога проходит над самым обрывом в Зеравшан, а с другой стороны над ней нависают скалы  и  осыпные  склоны. Так что этот участок достаточно тяжелый и здесь можно как следует наломаться.

13.00 - Примерно через 33 км от развилки мы очень  хорошо пообедали в ошхане (в одном из кишлаков,  справа от дороги ).

18.30 - Ночевали в кишлаке Кимтудак  в  доме  у  Хазрата, местного мельника,  который пригласил нас к себе:  поил чаем, вел долгую беседу и накормил отличным пловом.

 

Пропилили за день 57 км.

Погода- солнце, сильный встречный ветер.

 

 

10 ноября ( воскресенье ).

 

Выспались хорошо,  а утром сами себе на газовой плите готовили манную кашу,  так как мусульмане утром ничего не  едят, только пьют  чай.   За ночлег со своих гостей хозяин отказался брать какую-либо плату - мы только подарили ему  пачку  чая  и немного лекарств (семьи большие,  много детей, а лекарств нет почти никаких!  ).

После ночевки дорога,  в основном,  шла на спуск (правда, есть пара крутых подъемов). Асфальт неплохой, только перед самым Пенджикентом пара километров очень пыльного грейдера (ремонт дороги).

     Погода не очень хорошая: тучи и довольно прохладно. Днем начал дуть встречный ветер; к вечеру он усилился (вообще говоря, в горах часто встречаются суточные изменения ветра – ночью тихо, утром ветер вниз по ущельям, вечером вверх).

13.00 - В Пенджикенте зашли на базар. Обедали в ресторане, который  находится  в 0.5 км от базара, справа от дороги. Обед был вкусный и не очень дорогой.

15.20 - На ночлег остановились в 11 км от Пенджикента и в 44 км от Самарканда:  справа от дороги  стоит  летний  домик, вокруг растут большие и маленькие деревья, течет арык, образующий маленький прудик - небольшой оазис среди полей.   Палатку растянули в одной из комнат домика, так как он пустовал, а небо было хмурым. Еду готовили на костре, а воду брали из арыка.

    

За день проехали 62 км.

Погода хмурая.

 

                  

11 ноября ( понедельник )

    

Выехали в 8.30 и без особых приключений доехали до Самарканда. Правда,  на посту на границе Узбекистана и Таджикистана пришлось поговорить с милиционером,  но тот быстро понял,  что интереса для  него мы не представляем.  Долго искали место для ночлега, но в различных тур- и пр.  стоянках не нашли. Нас чудом пустил  переночевать  в пустующую квартиру один житель Самарканда. Напоследок мы предприняли попытку улететь домой,  но авиабилетов не было железно.

     

За день накатали по маршруту и по городу 76 км.

Погода - солнце.

    

 

12 ноября ( вторник )

  

Целый день ездили по городу,  наслаждались красотами, видами, минаретами, мавзолеями и прочей восточной экзотикой. Накатали по городу (налегке! без рюкзаков!) 34 км.

 

    

13 ноября ( среда )

    

Мы торжественно загружаемся в самолет и отлетаем в Москву.

 

    

До свидания, солнечная Средняя Азия!

Мы еще вернемся!